1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Продолжение-ПДВ2

Продолжение-ПДВ3

Вопрос: Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:К числу основных нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относятся :

1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

2. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ.

3. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.

Вопрос: Какие основные нормативно-методические документы определяют порядок рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
К числу основных нормативно-методических документов, определяющих порядок рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, можно отнести:

1.       Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183.

2.       Временное положение о порядке рассмотрений и согласований инвентаризации стационарных источников эмиссии загрязняющих веществ, проектов нормативов ПДВ, выдачи и продления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Утв. Москомприродой 26.02.96.

При изучении этих документов следует иметь в виду, что вместо Минприроды и Москомприроды вопросами нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу занимаются соответственно Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) по г. Москве. Кроме того, существующая практика рассмотрения и согласования может несколько отличаться от порядка, изложенного в указанных нормативных документах.

Вопрос: В каких документах определены содержание и порядок оформления проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
Содержание и порядок оформления проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определены в:

1. Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет), Главная геофизическая лаборатория им. А.И. Воейкова (ГГО), Западно-сибирский региональный научно-исследовательский институт (ЗАПСИБНИИ). 1987 г.

2. Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. М., Госкомприрода, 1990 г.

Вопрос: Какие нормативно-методические документы следует использовать при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществлении различных расчетов и разработке проекта нормативов ПДВ?

Ответ:
К числу основных нормативно-методических материалов, определяющих методы и порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществления различных расчетов и разработке проекта нормативов ПДВ инвентаризации разработки и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, могут быть отнесены следующие документы:

1. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183

2. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Утв. заместителем председателя Госкомприроды СССР 11.09.89 г.

3. Инструкция по инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу. Л., ЛДНТП, 1991 г.

4. Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 1999-2000 годах. Утв. Приказом Госкомэкологии России N 230 от 07.05.99.

5. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. М., Госкомгидромет, 1987 г., 96 с.

Вопрос: Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе?

Ответ:
Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе можно найти в следующих материалах:

1. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. СПб, 2000 г.

2. Дополнения к «Перечню и кодам веществ, загрязняющих атмосферный воздух». СПб, 2002 г.

2. Общие положения

Вопрос: Что дает право предприятию осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Ответ:
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу", выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Вопрос: Что является основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию?

Ответ:
Основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия.

Вопрос: Что является основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" действующему малому предприятию?

Ответ:
Основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" действующему малому предприятию является согласование отделом нормирования и разрешений ГУПР по г. Москве проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные выбросы (ВСВ).

Вопрос: Какие нормативы выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться в целях государственного регулирования выбросов в атмосферу?

Ответ:
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установление следующих нормативов выбросов:

·           технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

·           предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.

Вопрос: Что понимается под техническим нормативом выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух?

Ответ:
Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

Вопрос: Кем устанавливаются технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух?

Ответ:
Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Вопрос: Что вкладывается в понятие предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющего вещества в атмосферу?

Ответ:
Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) следует понимать:

(а) норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

(б) норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/с и т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.

(в) ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимы выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

Вопрос: Какие виды воздействий загрязняющих веществ на организм человека могут иметь место при совместном попадании этих веществ в атмосферный воздух?

Ответ:
При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

·           независимое действие веществ;

·           суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;

·           сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;

·           антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Вопрос: Что понимается под временно согласованным выбросом (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу?

Ответ:
Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Вопрос: Что может являться основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу?

Ответ:
Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

·           превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);

·           наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Вопрос: На какой основе обеспечивается разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

·           проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и

·           данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Вопрос: Кто может выступать в качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых выбросов?

Ответ:
В качестве разработчика проекта нормативов предельно допустимых выбросов может выступать при наличии специалистов, имеющих экологическое образование, либо

·           специализированная организация, либо

·           само предприятие-природопользователь.

3. Порядок разработки и содержание Проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Вопрос: Какие основополагающие правила определяют порядок разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВ и лимита ВСВ следует учитывать:

·           физико-географические и климатические особенности местности;

·           расположение промышленных площадок;

·           расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;

·           перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;

·           значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

Вопрос: Какой критерий качества атмосферного воздуха используется при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу загрязняющих веществ независимого действия?

Ответ:
Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сi ф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е.

Сi + Сi ф ≤ ПДКi

Вопрос: Где берется информация о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы?

Ответ:
Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

1) Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.

2) Район, для которого требуется определить значение фона.

3) Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.

4) Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.

5) Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).

6) Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность

Вопрос: В каком случае для действующего предприятия принимается решение о поэтапном снижении выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ?

Ответ:
Поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ, вводится при условии, что выбросы на уровне ПДВ не могут быть достигнуты на предприятии по совокупности объективных причин.

Вопрос: Какие крупные этапы можно выделить при разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

·           проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;

·           собственно разработку нормативов ПДВ;

·           получение Разрешения на выброс.

Вопрос: Какие методы могут использоваться при проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

Вопрос: Какие материалы включаются в проект нормативов ПДВ при использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.

Вопрос: Какие материалы включаются в проект нормативов ПДВ при использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
При использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

Вопрос: Чем подтверждается полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии?

Ответ:
Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.

Вопрос: Какие сведения о производственно-хозяйственной деятельности представляются предприятием разработчику проекта нормативов ПДВ для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

·           Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.

·           Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.

·           Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.

·           Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.

·           Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.

Вопрос: Каково содержание проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ:
В соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ Проект должен иметь следующую структуру:

1) Титульный лист.

2) Список исполнителей.

3) Аннотация.

4) Содержание.

5) Введение.

6) Общие сведения о предприятии.

7) Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (инвентаризация).

8) Проведение расчетов и подготовка предложений по установлению нормативов ПДВ:

·           Расчеты и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение.

·           Предложения по установлению нормативов ПДВ.

·           План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.

9) Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

10) Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ).

11) Список использованных литературных источников.

Вопрос: Какую информацию необходимо поместить в «Аннотацию» к проекту нормативов ПДВ?

Ответ:
В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

(1) общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;

(2) количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;

(3) числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;

(4) сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;

(5) величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

Вопрос: Какую информацию необходимо поместить в раздел «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДВ?

Ответ:
В разделе «Общие сведения о предприятии» проекта нормативов ПДВ приводятся:

(1) почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.;

(2) карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

(3) ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета РФ.

►далее 

С уважением,

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования