1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Правительство и Рослесхоз не будут отказываться от лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров


 Правительство и Рослесхоз не хотят отказываться от лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, сообщает Лесной форум Гринпис России. На официальном сайте Рослесхоза размещен проект официального отзыва Правительства РФ на законопроект №33443-6, внесенный в Государственную Думу Законодательным собранием Вологодской области, предусматривающий отмену лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Чуть ранее аналогичный отрицательный отзыв подготовил Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Аргументы против отмены лицензирования, приводимые в обоих отзывах, выглядят совершенно несостоятельными и непрофессиональными, считает Лесной форум Гринпис России. Ни одного серьезного возражения против инициативы вологодских законодателей ни правительство с Рослесхозом, ни думский комитет по природным ресурсам выдвинуть не смогли - да и не может быть таких возражений, с учетом реального положения дел в области борьбы с лесными пожарами. По всей видимости, единственный реальный мотив отказа состоит в том, что Правительство РФ боится показаться глупым и несостоятельным, отменив им же самим предложенную норму всего лишь через несколько месяцев после начала ее действия. За эту боязнь правительства нам всем придется расплачиваться большим риском катастрофических пожаров, большей задымленностью городов и поселков, большим ущербом природе и людям.

Впрочем, независимо от позиций Правительства РФ, Рослесхоза и Государственной Думы, принять предложенные вологодскими законодателями поправки быстро, так, чтобы они начали работать уже в 2012 году, невозможно. А что будет в следующем году - пока совершенно невозможно предсказать: безумные законы в сочетании с правовым нигилизмом властей быстро разрушают правовые основы нашего государства, и вполне возможно, что через год о них можно будет говорить лишь в прошедшем времени.

Лесной форум Гринпис России приводит проект официального отзыва Правительства РФ (он размещен для независимой экспертизы на сайте Рослесхоза).

"Проект официального отзыва Правительства Российской Федерации

Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 33443-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 33443-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 24 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") в целях отмены лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в предыдущей редакции закона, утратившего силу в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по тушению лесных пожаров не входила в перечень видов деятельности, на осуществление которой требовалось получение лицензии.

Данное утверждение не соответствует действительности. Лицензирование деятельности по тушению пожаров предусматривалось раннее действовавшим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом отсутствовало указание на то, что действие данной нормы не распространяется на деятельность по тушению лесных пожаров.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" было введено разграничение лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Требование о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров вступало в силу с 1 января 2012 года.

В качестве недостатков системы лицензирования лесных пожаров в пояснительной записке указывается, в том числе, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" не дает четкого разграничения полномочий по лицензированию деятельности по тушению лесных пожаров между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, которое конкретизирует полномочия лицензирующих органов.

Вместе с тем, по информации Федерального агентства лесного хозяйства, по состоянию на 1 мая 2012 г. поступило на рассмотрение с начала года 472 заявления от соискателей лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров. Выдано 448 лицензий, в том числе 199 лицензий - специализированным учреждениям по тушению лесных пожаров (97% от общего числа). Таким образом изложенный довод также не соответствует действительности.

Согласно пояснительной записке введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров резко сократит количество организаций, имеющих право и возможность тушить пожары на начальной стадии, в том числе добровольческих формирований, предприятий лесного и сельского хозяйства. Тем самым будет резко снижена возможность борьбы с лесными пожарами на ранней стадии - после их обнаружения.

В этой связи необходимо отметить, что действующим законодательством обязанность по тушению лесных пожаров не возложена на лиц, использующих леса. Однако частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации на лиц, использующих леса, возложена обязанность по принятию всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара.

Принятие всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара представляет собой выполнение комплекса мероприятий, направленных не на тушение лесного пожара, а на предотвращение его распространения на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание. Примером мероприятий по недопущению распространения лесного пожара является создание заградительных или опорных минерализованных полос перед надвигающейся кромкой пожара. Осуществление указанных мероприятий и ряда подобных действий лиц, использующих леса, не подлежат лицензированию. Таким образом норма, установленная пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", не накладывает дополнительных ограничений при осуществлении мер по недопущению распространения лесного пожара.

Законопроектом предлагается исключить лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров в связи с тем, что выполнение хозяйствующими субъектами лицензионных требований, в особенности для добровольных формирований, проблематично.

Согласно части 1 статьи 2 действующего Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Тушение лесных пожаров, как вид деятельности, требует специальной подготовки специалистов лесопожарных формирований, наличия пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря. Лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров направлено на обеспечение эффективности деятельности по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В целях исключения необходимости получения лицензии в случае осуществления тушения лесных пожаров добровольными пожарными, добровольными пожарными дружинами или добровольными пожарными командами Министерство экономического развития Российской Федерации предложило внести соответствующие изменения в наименование лицензируемого вида деятельности, содержащегося в пункте 14 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части исключения необходимости получения лицензии указанными добровольными формированиями.

В случае тушения лесных пожаров специализированными формированиями лицензирование предлагается сохранить.

Внесение изменения, исключающего лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров в добровольном порядке, предусмотрено в проекте федерального закона № 629835-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", рассмотрение которого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении намечено на апрель 2012 года.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.

И.о. Министра Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А.Э. Вайно"



Опубликовано: 18.05.2012
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования