1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О высшем и послевузовском профессиональном образовании



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О высшем и послевузовском профессиональном образовании *О)

(с изменениями на 3 декабря 2011 года)
(редакция, действующая с 15 января 2012 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Федеральным законом от 10 июля 2000 года N 92-ФЗ (Российская газета, N 134, 12.07.2000);
     Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);
     Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);
     Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
     Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Российская газета, N 115, 28.06.2002);
     Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);

     Федеральным законом от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);
     Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 41-ФЗ (Российская газета, N 67, 09.04.2003) (положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года);
     Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 119-ФЗ (Парламентская газета, N 124-125, 10.07.2003) (вступил в силу с 1 сентября 2003 года);
     Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
     Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
     Федеральным законом от 21 апреля 2005 года N 35-ФЗ (Российская газета, N 86, 26.04.2005) (вступил в силу с 1 апреля 2005 года);
     Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);
     Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ (Российская газета, N 152, 14.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ);
     Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 113-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2006);
     Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 161-ФЗ (Российская газета, N 233, 18.10.2006) (вступил в силу с 1 ноября 2006 года);
     Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ (Российская газета, N 250, 08.11.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ);
     Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ);
     Федеральным законом от 6 января 2007 года N 1-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007);
     Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ (Российская газета, N 31, 14.02.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ);
     Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ (Российская газета, N 87, 25.04.2007);
     Федеральным законом от 13 июля 2007 года N 131-ФЗ (Российская газета, N 152, 17.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);
     Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);
     Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ (Российская газета, N 141, 27.10.2007);

     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ (Российская газета, N 273, 06.12.2007);
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);
     Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ (Российская газета, N 47, 05.03.2008);
     Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ (Российская газета, N 94, 30.04.2008);
     Федеральным законом от 15 июля 2008 года N 119-ФЗ (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (вступил в силу с 1 сентября 2008 года);
     Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
     Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 31 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);
     Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 286-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008);
     Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ (Российская газета, N 25, 13.02.2009);
     Федеральным законом от 13 февраля 2009 года N 19-ФЗ (Парламентская газета, N 9, 17.02.2009);
     Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 184-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
     Федеральным законом от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ (Российская газета, N 142, 04.08.2009);
     Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ (Российская газета, N 214, 13.11.2009);
     Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 321-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009);
     Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 329-ФЗ (Российская газета, N 247, 23.12.2009);
     Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 333-ФЗ (Российская газета, N 247, 23.12.2009);
     Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ);
     Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (Российская газета, N 100, 12.05.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ);

     Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 198-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010);
     Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
     Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 426-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
     Федеральным законом от 2 февраля 2011 года N 2-ФЗ (Российская газета, N 23, 04.02.2011);
     Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 131, 21.06.2011);
     Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
     Федеральным законом от 6 октября 2011 года N 271-ФЗ (Российская газета, N 228, 12.10.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 6 октября 2011 года N 271-ФЗ);
     Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 290-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);
     Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 326-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 326-ФЗ);

     Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 384-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011).

____________________________________________________________________

     
     

  Принят
Государственной Думой
19 июля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования
 

     1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
     

     2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

 

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
 

     1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:

     1) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
     
     2) непрерывность и преемственность процесса образования;

     3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

     4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

     5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
 

     3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

     1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
     
     2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
     
     3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
 

     4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);    

     5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

     6) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию.
     
     7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки (подпункт дополнительно включен с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ).
     

     4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *2.4)
     

     5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

     Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     

     

Статья 2_1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

 

     1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.
 

     2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

     1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

     3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

     4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

     5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     (Статья дополнительно включена с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ)
 


Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию)

 

     1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2007 года Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *3.2)
 

     3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

     Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

 

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
 

     Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

     федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
     
     органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

 

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
 

     1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

     1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

     2) качества высшего профессионального образования;

     3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

     4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
 

     2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

     1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

     2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

     3) результатам освоения основных образовательных программ.
 

     3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. *5.3)
 

     4. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. *5.4.1)

     Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 

     5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
 

     6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
     
     Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
     (Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 

     7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6_3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).*5.8)
     (Статья в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 


Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

(наименование в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года
Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
 

     1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням (пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

     высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;

     высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
     

     3. Абзац утратил силу с 27 октября 2007 года - Федеральный закон от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
     
     Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца. *6.3.2)
     

     4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: *6.4)

     для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

     для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

     для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

     Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
     

     5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры.
 

     Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

     по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

     по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами (абзац дополнен с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
     

     6. Пункт утратил силу с 27 октября 2007 года - Федеральный закон от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
     

     7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца (абзац в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *6.7.1)
     
     Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами (абзац в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

     Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом. *6.7.3)
 

     8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *6.8)
 

     9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (абзац дополнен с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

     Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *6.9.2)
 

     10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната (пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

 

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
 

     1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования (пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *7.1)
     

     2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ; дополнен со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ - см. предыдущую редакцию). *7.2)
     

     2_1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.
     
     Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
     (Пункт дополнительно включен с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ)
     

     3. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования:

     диплом бакалавра; *7.3.1.2)

     диплом специалиста; *7.3.1.3)

     диплом магистра. *7.3.1.4)
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 

     4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено федеральным органом исполнительной власти, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     5. Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).
     
     Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. *7.5)
     (Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

 

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура
 

     1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. *8.1)
 

     2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

     1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

     2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

     3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

     4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

     5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

     6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
 

     3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами (абзац в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *8.3)

     Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке (абзац в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

     Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

     Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
 

     Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (абзац в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Типовое положение (положение) о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

     Абзац утратил силу с 6 мая 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
     
     Абзац утратил силу с 6 мая 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
     
     Показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений (абзац дополнительно включен с 6 мая 2007 года Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ).

 

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений
 

     1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт (пункт дополнен с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
     

     1_1. Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое: *9.1.1_1)

     реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

     обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

     осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;
 

     является ведущим научным и методическим центром.
     (Пункт дополнительно включен с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ)
 

     2. Университет - высшее учебное заведение, которое:

     реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

     осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

     является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
     

     2_1. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет" (пункт дополнительно включен с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ). *9.2_1)
 

     3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
 

     реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

     осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

     является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
 

     4. Институт - высшее учебное заведение, которое:

     реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

     осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

     ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
 

     5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
 

     6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
     

     7. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом (пункт дополнительно включен с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ).


 

Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года
Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию)
 

     1. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

     Высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), могут быть созданы только Российской Федерацией (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных высших учебных заведений определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений. Такие реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
     
     Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых выполняют органы местного самоуправления городских округов, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации местными администрациями городских округов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Порядок реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых выполняют органы местного самоуправления муниципальных районов, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации местными администрациями соответствующих муниципальных районов (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января

Опубликовано: 09.02.2012

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования