1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об образовании



ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Об образовании *О)

(в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)
(с изменениями на 3 декабря 2011 года)
(редакция, действующая с 1 января 2012 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 226, 22.11.97);
     Федеральным законом от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ (Российская газета, N 142, 25.07.2000);
     Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);
     Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);
     Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
     Федеральным законом от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 31, 16.02.2002);
     Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
     Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Российская газета, N 115, 28.06.2002) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 68-ФЗ);
     Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
     Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);

     Федеральным законом от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);
     Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ (Парламентская газета, N 124-125, 10.07.2003);
     Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);
     Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
     Федеральным законом от 5 марта 2004 года N 9-ФЗ (Российская газета, N 47, 10.03.2004);
     Федеральным законом от 30 июня 2004 года N 61-ФЗ (Российская газета, N 141, 03.07.2004);
     Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 68-Ф (Российская газета, N 159, 28.07.2004);
     Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).
     Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 22 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
     Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);

     Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2005);
     Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 100-ФЗ (Российская газета, N 161, 26.07.2005);
     Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);
     Федеральным законом от 16 марта 2006 года N 42-ФЗ (Российская газета, N 56, 21.03.2006);
     Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ (Российская газета, N 152, 14.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ);
     Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ (Российская газета, N 250, 08.11.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ);
     Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
     Федеральным законом от 28 декабря 2006 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007);
     Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ, от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ, от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ);

     Федеральным законом от 6 января 2007 года N 1-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007);
     Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ (Парламентская газета, N 20, 08.02.2007);

     Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ (Российская газета, N 31, 14.02.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ);
     Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ (Российская газета, N 87, 25.04.2007);
     Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ);
     Федеральным законом от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 27, 02.07.2007);
     Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);
     Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);
     Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ (Российская газета, N 141, 27.10.2007);
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ (Российская газета, N 273, 06.12.2007);
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);
     Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ (Российская газета, N 47, 05.03.2008);
     Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ (Российская газета, N 94, 30.04.2008);
     Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
     Федеральным законом от 27 октября 2008 года N 180-ФЗ (Российская газета, N 225, 29.10.2008);
     Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 31 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);
     Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 286-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008);
     Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ (Российская газета, N 25, 13.02.2009);
     Федеральным законом от 13 февраля 2009 года N 19-ФЗ (Парламентская газета, N 9, 17.02.2009);

     Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 148-ФЗ (Российская газета, N 133, 22.07.2009);
     Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ (Российская газета, N 214, 13.11.2009);
     Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);
     Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 321-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009);
     Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 329-ФЗ (Российская газета, N 247, 23.12.2009);
     Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ);
     Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ);
     Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (Российская газета, N 100, 12.05.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ);
     Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 133, 21.06.2010);
     Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 215-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
     Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.09.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ);
     Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
     Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 337-ФЗ (Российская газета, N 281, 13.12.2010);
     Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
     Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010);
     Федеральным законом от 2 февраля 2011 года N 2-ФЗ (Российская газета, N 23, 04.02.2011);
     Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 120, 06.06.2011);
     Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 131, 21.06.2011);
     Федеральным законом от 17 июня 2011 года N 145-ФЗ (Российская газета, N 131, 21.06.2011);
     Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011);

     Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 142, 04.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ);
     Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
     Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 310-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2011) (вступает в силу с 1 января 2012 года).
     Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ).   

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
     В документе также учтены:
     Федеральный закон от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ (Российская газета, N 86, 08.05.2003) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
     В настоящий Закон вносились изменения на основании статьи 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 104-ФЗ с 1 декабря 2009 года.
     Статья 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 104-ФЗ исключена с 13 ноября 2009 года на основании Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ.

     - Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________


     Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). *П)

     Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

     Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

     Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

 

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Государственная политика в области образования
 

     1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
 

     2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *1.2)
 

     3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) - см. предыдущую редакцию).
 

     5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
 

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
 

     Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
 

     1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
 

     2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
 

     3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
 

     4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
 

     5) свобода и плюрализм в образовании;
 

     6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
     
 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования
 

     1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
     
     Особенности правового регулирования отношений в области образования на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (абзац дополнительно включен с 30 сентября 2010 года Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ).
 

     2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:

     разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

     вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
 

     3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

     Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
 

     4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
 

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
 

     Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
 

     1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
 

     2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
 

     3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
 

     4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
     
 

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
 

     1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

     Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
 

     2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
     

     3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ); дополнен с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *5.3)
     

     4. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
 

     5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (пункт в редакции Федерального закона от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ - см. предыдущую редакцию). *5.6)
 

     7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *5.7)
     
 

Статья 6. Язык (языки) обучения
 

     1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (пункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *6.1)
 

     2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

     Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
 

     3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и(или) уставом образовательного учреждения.
 

     4. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.     
     

     5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ - см. предыдущую редакцию). *6.5)
 

     6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
 

     7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
     

 

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

 

     1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. *7.1)
 

     2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.*7.2.1)

     Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
     

     3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать: *7.3)

     1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

     2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
 

     4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
 

     1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

     2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

     3) результатам освоения основных образовательных программ.
 

     5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.
 

     6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

     7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
 

     8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
     (Статья в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
     


Глава II
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Статья 8. Понятие системы образования
 

     Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

     преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
     
     объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (абзац дополнительно включен с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ).
     
 

Статья 9. Образовательные программы
 

     1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:
     
     1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств) (подпункт дополнен со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 17 июня 2011 года N 145-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *9.1.2)
     
     2) профессиональные (основные и дополнительные);
     
     3) профессиональной подготовки.
     (Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 

     2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
 

     3. К основным общеобразовательным относятся программы (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

     1) дошкольного образования;

     2) начального общего образования;

     3) основного общего образования;

     4) среднего (полного) общего образования.
 

     4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     5. К основным профессиональным относятся программы (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

     1) начального профессионального образования;

     2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (подпункт дополнен с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 160-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
     
     3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры) (подпункт дополнен с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
     
     4) послевузовского профессионального образования.
     

     5_1. В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в Российской Федерации реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение этими гражданами основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей, право на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса (пункт дополнительно включен с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 160-ФЗ).
 

     6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ; дополнен с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *9.6)
     

     6_1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

     Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
     (Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ)
     

     6_2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы (пункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ; дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
     

     6_3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования.
     
     Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
     (Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
     

     7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями (пункт дополнен с 27 октября 2007 года Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     8. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (пункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ).
     

     9. К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ; дополнен с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     9_1. К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (пункт дополнительно включен со 2 июля 2011 года Федеральным законом от 17 июня 2011 года N 145-ФЗ).
        

     10. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ).
     
 

Статья 10. Формы получения образования
 

     1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. *10.1)

     Допускается сочетание различных форм получения образования.
 

     2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (пункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *10.2)
 

     3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *10.3)
     
 

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
 Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, -
 см. предыдущую редакцию)
 

     1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
     
     1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
     
     2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
     
     3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
     
     4) физические лица.
     
     Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
 

     2. Абзац утратил силу с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

     Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     

     2_1. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
     
     В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
     
     Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.
     (Пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ)
 

     3. Пункт утратил силу с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
     
 

Статья 11_1. Государственные и негосударственные образовательные организации

     

     1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. *11_1.1)
     

     2. Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.
     (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
     
 

Статья 12. Образовательные учреждения
 

     1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
 

     2. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *12.2)
 

     3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).
     
     Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).
____________________________________________________________________
     Абзац третий предыдущей редакции с 1 января 2011 года считается абзацем пятым настоящей редакции - Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.
____________________________________________________________________
     
     Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
     

     4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
 

     1) дошкольные;

     2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

     3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

     4) учреждения дополнительного образования взрослых;

     5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подпункт в редакции Федерального закона от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
 

     6) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
 

     7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

     8) учреждения дополнительного образования детей; *12.4.8)

     9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
 

     5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
     
     Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным орган

Опубликовано: 09.02.2012

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования