1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 
11 июля 2011 года N 190-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
29 июня 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
6 июля 2011 года

 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с радиоактивными отходами

1. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
2. В соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обращения с радиоактивными отходами.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

 
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) накопленные радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и внесенные в реестр радиоактивных отходов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
2) обращение с радиоактивными отходами - деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов;
3) отработавший закрытый источник ионизирующего излучения - источник ионизирующего излучения, который не подлежит дальнейшему использованию и устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду;
4) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения (далее также - критерии приемлемости) - требования к физико-химическим свойствам радиоактивных отходов и упаковкам радиоактивных отходов, установленные в целях безопасного захоронения радиоактивных отходов и обязательные для исполнения;
5) переработка радиоактивных отходов - технологические операции, выполняемые в целях изменения физической формы, агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего кондиционирования;
6) кондиционирование радиоактивных отходов - технологические операции по приведению радиоактивных отходов в физическую форму и состояние, пригодные для их захоронения и соответствующие критериям приемлемости;
7) промежуточное хранение радиоактивных отходов - хранение не приведенных в соответствие с критериями приемлемости радиоактивных отходов;
8) захоронение радиоактивных отходов (далее также - захоронение) - безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;
9) барьер для обеспечения безопасности населения и окружающей среды (далее - барьер для обеспечения безопасности) - упаковка радиоактивных отходов, инженерная конструкция пункта хранения радиоактивных отходов и их отдельные части или элемент природного геологического образования, препятствующие распространению радионуклидов и (или) ионизирующего излучения в окружающую среду;
10) пункт долговременного хранения радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, срок эксплуатации которого определен проектом, но порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу из эксплуатации которого не предусмотрены;
11) пункт временного хранения радиоактивных отходов - пункт хранения удаляемых радиоактивных отходов, проектом которого определен срок его эксплуатации и предусмотрены порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу его из эксплуатации;
12) пункт захоронения радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности радиоактивных отходов;
13) пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов - пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на одном уровне с поверхностью земли или на глубине до ста метров от поверхности земли;
14) пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов - пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на глубине более ста метров от поверхности земли;
15) пункт размещения особых радиоактивных отходов - природный объект или объект техногенного происхождения, содержащие особые радиоактивные отходы, не изолированные от окружающей среды, либо объект, содержащий особые радиоактивные отходы, срок изоляции которых от окружающей среды не установлен;
16) пункт консервации особых радиоактивных отходов - природный объект или объект техногенного происхождения, в которых содержатся особые радиоактивные отходы, имеются барьеры для обеспечения безопасности, изолирующие радиоактивные отходы от окружающей среды в течение определенного соответствующим проектом срока эксплуатации указанных объектов;
17) вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов - деятельность, которая осуществляется после удаления радиоактивных отходов из пункта их хранения и направлена на приведение его в состояние, исключающее дальнейшее использование этого пункта для хранения радиоактивных отходов и обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды;
18) закрытие пункта захоронения радиоактивных отходов - деятельность по приведению пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов, которая осуществляется после завершения технологических операций по размещению в нем радиоактивных отходов;
19) перевод пункта размещения особых радиоактивных отходов в пункт консервации особых радиоактивных отходов - изменение статуса пункта хранения радиоактивных отходов, связанное с завершением операций по созданию в пункте размещения особых радиоактивных отходов барьеров для обеспечения безопасности, предусмотренных соответствующим проектом;
20) перевод пункта консервации особых радиоактивных отходов в пункт захоронения радиоактивных отходов - изменение статуса пункта консервации особых радиоактивных отходов, допускаемое в случае наличия в таком пункте барьеров для обеспечения безопасности, изолирующих радиоактивные отходы от окружающей среды в течение периода их потенциальной опасности;
21) период потенциальной опасности радиоактивных отходов - срок, в течение которого уровни радиоактивности радиоактивных отходов снижаются до показателей, при которых не требуется радиационный контроль;
22) специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами (далее - специализированная организация) - юридическое лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению радиоактивных отходов, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов;
 
23) национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (далее также - национальный оператор) - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами;
24) реестр радиоактивных отходов - систематизированный свод документированных сведений о радиоактивных отходах, полученных в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения, а также о радиоактивных отходах, переданных национальному оператору;
25) кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов - систематизированный свод документированных сведений о пунктах хранения радиоактивных отходов, о субъектах права собственности на такие пункты и о размещенных в таких пунктах радиоактивных отходах;
26) специальный резерв органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (далее - специальный резерв) - фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов организации, осуществляющей полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.
2. Понятие "радиоактивные отходы" используется в значении, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". В целях настоящего Федерального закона радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.
3. Понятие "пункт хранения радиоактивных отходов, хранилище радиоактивных отходов" (далее - пункты хранения радиоактивных отходов) используется в значении, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". В целях настоящего Федерального закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся также пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов.

Статья 4. Классификация радиоактивных отходов

1. В целях настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на:
1) удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, не превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения;
2) особые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.
2. Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения классифицируются по следующим признакам:
1) в зависимости от периода полураспада содержащихся в радиоактивных отходах радионуклидов - долгоживущие радиоактивные отходы, короткоживущие радиоактивные отходы;
2) в зависимости от удельной активности - высокоактивные радиоактивные отходы, среднеактивные радиоактивные отходы, низкоактивные радиоактивные отходы, очень низкоактивные радиоактивные отходы;
3) в зависимости от агрегатного состояния - жидкие радиоактивные отходы, твердые радиоактивные отходы, газообразные радиоактивные отходы;
4) в зависимости от содержания ядерных материалов - радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов;
5) отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения;
6) радиоактивные отходы, образовавшиеся при добыче и переработке урановых руд;
7) радиоактивные отходы, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.
4. Критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:
1) определяет по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами национального оператора;
2) принимает решения о проектировании, размещении, сооружении, об эксплуатации, о выводе из эксплуатации или закрытии имеющих федеральное или межрегиональное значение пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) относит по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами пункты хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам консервации особых радиоактивных отходов;
4) устанавливает порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление таких тарифов;
5) устанавливает порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения;
6) осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и координирует международное сотрудничество в области обращения с радиоактивными отходами;
7) устанавливает критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов;
8) иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия.

Статья 6. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с радиоактивными отходами

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:
1) обеспечивают безопасность при обращении с радиоактивными отходами;
2) организуют обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с радиоактивными отходами

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:
1) согласование решений о размещении и сооружении на территории соответствующего субъекта Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) иные полномочия в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:
1) участие в принятии решений о размещении на территории соответствующего муниципального образования пунктов хранения радиоактивных отходов в порядке, установленном главой 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
2) иные полномочия в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами

1. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами (далее также - федеральные нормы и правила), устанавливают требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами, в том числе:
1) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения;
2) требования к промежуточному хранению радиоактивных отходов;
3) требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов;
4) требования к паспорту радиоактивных отходов;
5) требования к сбору, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;
6) категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
7) требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, в том числе с учетом особенностей отдельных пунктов хранения радиоактивных отходов;
8) порядок захоронения радиоактивных отходов;
9) требования к методам защиты населения и окружающей среды от рисков, связанных с радиационным воздействием радиоактивных отходов, на всех стадиях обращения с радиоактивными отходами;
10) требования к проектированию объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами, в части системной оценки их безопасности и оценки результатов такого проектирования;
11) требования к порядку предоставления организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными отходами, сведений об инцидентах, связанных с обращением с радиоактивными отходами;
12) требования к содержанию и порядку предоставления планов вывода из эксплуатации объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами;
13) требования к содержанию и порядку предоставления планов закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов.
2. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и положениями настоящего Федерального закона.

Статья 9. Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов

1. Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.
2. Пункты захоронения радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
3. Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты временного хранения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.
4. В состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.
5. Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

Глава 2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ
С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Статья 10. Цель создания, принципы функционирования и состав единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

1. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами создается в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения.
2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами, а также установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к обращению с радиоактивными отходами.
3. Основными принципами функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:
1) приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;
2) запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона;
3) ответственность организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;
4) финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы;
5) учет взаимозависимости стадии образования радиоактивных отходов и стадий обращения с ними;
6) доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 11. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

1. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами включает в себя следующие этапы:
1) разработка нормативной и организационной основ такой системы обращения с радиоактивными отходами, первичная регистрация радиоактивных отходов и мест их размещения;
2) создание системы захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов;
3) создание системы захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, перевод пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов.
2. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Требования к захоронению радиоактивных отходов

1. Радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.
2. Захоронение твердых высокоактивных долгоживущих и твердых среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
3. Захоронение твердых низкоактивных радиоактивных отходов и твердых среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.
4. Захоронение радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, и твердых очень низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться без их кондиционирования в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.

Статья 13. Требования к обеспечению безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов

1. Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии федерального или межрегионального значения.
2. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, закрытию таких пунктов захоронения осуществляется при наличии лицензии на пользование недрами, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, и разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
3. Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются соответствующими техническими регламентами, законодательством в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами.
4. Проектом пункта захоронения радиоактивных отходов должен быть предусмотрен периодический радиационный контроль на территории размещения такого пункта захоронения после его закрытия.
5. После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности принимает решения о прекращении периодического радиационного контроля на территории размещения такого пункта захоронения и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

Статья 14. Требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами

1. Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
2. Оказание национальному оператору услуг по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации.
3. Стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, определяется исходя из тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

Статья 15. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов

1. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов являются частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
2. Системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов предусматриваются государственный учет и контроль всех радиоактивных отходов, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.
3. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, осуществляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Требования к регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов

1. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора и сохранения необходимых для функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами сведений о радиоактивных отходах, об их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах права собственности на такие пункты.
2. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов включает в себя ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов.
3. В реестр радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о переданных национальному оператору радиоактивных отходах и полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения сведения о радиоактивных отходах, находящихся в пунктах хранения радиоактивных отходов.
4. В кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктах размещения особых радиоактивных отходов, пунктах консервации особых радиоактивных отходов, субъектах права собственности на такие пункты хранения, характеристиках радиоактивных отходов, размещенных в таких пунктах хранения.
5. На приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы составляется паспорт. Паспорт радиоактивных отходов составляется на каждую упаковку радиоактивных отходов организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.
6. Реестр радиоактивных отходов, кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.
7. Хранение реестра радиоактивных отходов, кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 17. Проведение радиационного контроля при обращении с радиоактивными отходами

1. Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация, эксплуатирующая пункт захоронения радиоактивных отходов, проводит радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для такого пункта захоронения, с учетом его последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов.
3. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ
С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Статья 18. Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами

Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации:
1) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения;
2) осуществляет государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) утверждает прогнозируемый объем образования радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, с учетом фактического образования радиоактивных отходов и их передачи на захоронение в предшествующие годы;
4) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, и объема радиоактивных отходов, переданных ими на захоронение;
5) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от национального оператора, и объема радиоактивных отходов, переданных ему на захоронение организациями, не относящимися к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
6) осуществляет финансирование деятельности по захоронению радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, за счет средств специального резерва, исходя из объема радиоактивных отходов, принятых на захоронение, потребностей развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
7) утверждает сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и подведомственных федеральным органам исполнительной власти и иным организациям, сроки промежуточного хранения радиоактивных отходов и объем таких отходов утверждаются по согласованию с указанными органами и организациями;
8) представляет в Правительство Российской Федерации предложение об определении национального оператора;
9) осуществляет контроль за деятельностью национального оператора;
10) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, предложения о тарифах на захоронение радиоактивных отходов;
11) определяет по согласованию с органами государственного регулирования безопасности порядок проведения периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;
12) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам:
а) проектирования, размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия имеющих федеральное значение пунктов хранения радиоактивных отходов;
б) утверждения перечней пунктов захоронения радиоактивных отходов, пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
13) осуществляет деятельность по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и организации физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;
14) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, к технологиям переработки, кондиционирования и хранения радиоактивных отходов;
15) запрашивает у органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и получает от них информацию, необходимую для формирования и ведения реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;
16) осуществляет иные полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 19. Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при регулировании обращения с радиоактивными отходами

Органы государственного регулирования безопасности осуществляют следующие полномочия и функции при регулировании обращения с радиоактивными отходами:
1) разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих обращение с радиоактивными отходами;
2) выдача организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов, разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии и определение условий действия таких разрешений (лицензий);
3) выдача работникам организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, установленным Правительством Российской Федерации;
4) осуществление надзора при обращении с радиоактивными отходами;
5) осуществление контроля за выполнением международных обязательств Российской Федерации при обращении с радиоактивными отходами;
6) осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий и функций.

Статья 20. Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами

1. Национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.
2. Национальный оператор осуществляет следующие виды деятельности:
1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на захоронение радиоактивными отходами;
2) обеспечивает эксплуатацию и закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) подготавливает прогнозы объема захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и размещает соответствующую информацию на сайте национального оператора и сайте органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в сети "Интернет";
5) техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
6) иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Национальный оператор обязан:

Пункты 1 и 2 части 3 статьи 20 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).

1) принимать радиоактивные отходы на захоронение. Радиоактивные отходы, принимаемые на захоронение, должны соответствовать критериям приемлемости, а их захоронение должно быть оплачено. При приеме радиоактивных отходов на захоронение составляется акт приема-передачи радиоактивных отходов;
2) отчислять при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в специальный резерв часть поступающих от указанных организаций средств на захоронение радиоактивных отходов. Отчисление таких средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) обеспечивать ядерную, радиационную, техническую, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации, закрытии и после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) обеспечивать радиационный контроль на территориях размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе периодический радиационный контроль после закрытия таких пунктов;
5) представлять по запросам граждан, юридических лиц, в том числе общественных организаций, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления информацию по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
6) информировать население, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления по вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке на территориях размещения эксплуатируемых национальным оператором пунктов хранения радиоактивных отходов.

Статья 21. Общие требования к организациям, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы

1. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.
2. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, обязаны:
1) ежегодно определять возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов, веществ, оборудования, изделий, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, установленными Правительством Российской Федерации, и относить их к радиоактивным отходам в случае невозможности дальнейшего использования;
2) обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, в том числе их хранение в пределах установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов;

Пункты 3 и 4 части 2 статьи 21 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).

3) до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов осуществлять собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости. Для организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, устанавливается единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов, составляющий пять лет;
4) перевезти собственными силами или с привлечением специализированных организаций радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному национальным оператором, и передать радиоактивные отходы с их паспортами национальному оператору по акту приема-передачи.

Части 3 - 5 статьи 21 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 42 данного документа).

3. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы

Опубликовано: 06.02.2012
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования