1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Санкт-Петербург 2005 1 ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ


ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ:
ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Санкт-Петербург
2005
1
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ:
ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Санкт-Петербург
2005
2
В книге раскрыты нормативно-правовые основы
деятельности стран Европейского Союза в сфере
охраны окружающей среды, предложены основные виды
классификации отходов и схемы обращения с ними в
ЕС; представлены примеры практических действий по
повышению эффективности систем управления
отходами в странах Европы и взгляд на перспективы
развития. Материал предназначен для сотрудников
органов власти разных уровней, ответственных за
жилищно-коммунальное хозяйство и вопросы экологии;
сотрудников общественных организаций, занимающихся
вопросами экологии и ресурсосбережения.
Данный материал опубликован при поддержке Европейского
Союза. Содержание публикации является предметом
ответственности НП «Региональное Энергетическое
Партнерство» и не отражает точку зрения Европейского
Союза.
3
Уважаемый читатель!
Знатоки утверждают, что самая первая из известных
науке свалок датируется тремя тысячами лет до нашей эры.
Она была расположена на острове Крит, недалеко от столицы
древнего критского государства - города Кносс. Мусор
сбрасывался в большие ямы, которые потом на разных уровнях
засыпали землей. Известно также, что местные городские
власти начали заниматься вопросами захоронения отходов
почти две с половиной тысячи лет назад: чиновники античных
Афин в Греции предписали гражданам вывозить мусор не ближе,
чем за полтора километра от городских ворот.
Спустя несколько тысяч лет человечество так и не
смогло найти способов полностью избавиться от отходов
своей жизнедеятельности. Более того, чем более
цивилизованной становилась страна, тем больше ресурсов она
потребляла и тем больше отходов начинала производить.
Энергетический кризис начала 1970-х гг. заставил
европейские страны изменить отношение к политике в области
ресурсов, товаров и отходов. Добыча природных ресурсов,
производство из них товаров, потребление этих товаров
населением, в результате - образование отходов производства
и потребления и их утилизация стали рассматриваться как
тесно связанные звенья одной цепи. При этом очевидно, что
работа по сокращению количества отходов должна начинаться
уже на начальном этапе такой цепи.
В настоящей книге представлен краткий обзор основных
инструментов – политических, нормативных, экономических,
социальных, - используемых в странах Европейского Союза для
решения проблемы обращения с отходами производства и
потребления. Рассматривается также практическое
применение таких инструментов на разных уровнях – от
Европейского Союза в целом до отдельных муниципалитетов.
Описанные в книге инструменты обращения с отходами могут
быть вполне приемлемыми для использования и в российских
условиях.
Авторы
4
Содержание
Глава 1. Нормативно-правовые основы деятельности
стран Европейского Союза в сфере охраны
окружающей среды………………………...….…….…..…..……..
5
Общие установки ЕС в сфере охраны окружающей среды
и природных ресурсов…………………….…………….……..…
Основные нормативно-правовые акты ………………….……
5
8
6 Экологическая Программа Действий……………….....
Рамочная Директива по отходам ………………………..
Директива по интегрированному предотвращению
загрязнений и контролю над ними…………………….…..
Директива по сжиганию отходов……………...….……....
Директива по захоронению отходов…………........…..…
9
11
12
13
14
Глава 2. Общие принципы обращения с отходами
в ЕС…….…………………….…………...………………………….… 17
Европейская классификация отходов…………..……...……...
«Иерархия отходов»……………….……...………………………
Наиболее распространенные схемы обращения с
отходами в странах ЕС………………………………..….….…..
18
18
20
Глава 3. Примеры действий по усовершенствованию
систем обращения с отходами в странах
Европы…………..…………………………………………………….. 50
Дания……………………………………………...……………..….
Швеция……………………………………….….……………….….
Германия……………………………………….…………………...
Великобритания………………………………………………...…
Австрия……………………………………….………………….….
50
55
59
62
64
Список использованной литературы………….…………….…
Список полезных Интернет-ссылок………………………….…
72
73
5
ГЛАВА 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Общие установки ЕС в сфере охраны окружающей среды и
природных ресурсов
Стремительное образование все большего количества отходов
является предметом беспокойства Европейского Союза. Ежегодно
в странах-членах Союза образуется 1,3 млрд. т отходов, т.е. 3,5 т
на каждого жителя. Этот объем включает муниципальные,
промышленные и другие виды отходов, за исключением
сельскохозяйственных.
В общем объеме отходов выделяют пять основных потоков:
промышленные отходы (26%), отходы горнодобывающей
промышленности (29%), строительные отходы (22%) и твердые
бытовые отходы (14%). Из этого объема 27 млн. т (2%) являются
опасными отходами.1
Согласно отчету Европейского Природоохранного Агентства, «…В
большинстве европейских стран объемы отходов продолжают
увеличиваться. Доля муниципальных отходов велика и
продолжает расти. Объемы накапливаемых опасных отходов во
многих странах стали меньше. Тем не менее, из-за отсутствия
четкого определения, какие виды отходов нужно считать
опасными, во многих странах реальная доля опасных отходов
увеличилась…».
Совершенствование системы управления отходами признается
сегодня главной проблемой в области охраны окружающей среды.
Основные шаги по решению этой проблемы были определены на
Международной конференции по устойчивому развитию в
Йоханнесбурге в сентябре 2002 г. Они включают, в т.ч.:
«предотвращение и минимизацию отходов и максимальное
повторное использование, вторичную переработку ресурсов; а
также применение альтернативных экологически безопасных
материалов, предполагающее участие правительств и всех
заинтересованных сторон, с целью минимизировать
1 По данным Европейского Природоохранного Агентства.
6
неблагоприятное воздействие на окружающую среду и повысить
эффективность ресурсов»2.
При разработке стратегии устойчивого развития Европейская
Комиссия особо подчеркнула, что необходимо разрушить связь
между экономическим ростом, использованием ресурсов и
образованием отходов. Высокие показатели экономического роста
должны сопровождаться устойчивым использованием природных
ресурсов и таким же устойчивым уровнем отходов.3
Этот тезис получил дальнейшее развитие в положениях 6
Экологической Программы Действий ЕС4. Общей задачей
Программы является достижение «более высокой
ресурсоэффективности и лучшего управления ресурсами и
отходами для обеспечения более устойчивых моделей
производства и потребления; разрушая, т.о., взаимосвязь между
использованием ресурсов, образованием отходов и уровнем
экономического роста. В конечном итоге, надо стремиться к тому,
чтобы потребление возобновляемых и невозобновляемых
ресурсов не превышало «пропускной способности» окружающей
среды».
Трансформация ресурса на любой стадии его жизненного цикла –
добыча и первичная обработка, более глубокая переработка и
производство из него продуктов, потребление и превращение в
отходы, может оказывать влияние на окружающую среду. В этой
связи, важными составляющими интегрированного подхода к
управлению ресурсами являются меры по предотвращению
образования отходов либо их возвращение в экономический цикл
(«замыкание ресурсной петли»). Однако при осуществлении
любых мер по вторичному использованию отходов необходимо
принимать во внимание экономическую целесообразность и
тщательно анализировать рентабельность процесса.
Необходимо поощрять вторичное использование отходов в
производственном цикле там, где есть потенциал снижения
нагрузки на окружающую среду с наибольшим экономическим
эффектом.
2 http://www.johannesburgsummit.org/html/documents/summit_docs/2309_planfinal.htm ,
параграф 21.
3 Заседание Европейского Совета в Гетеборге, июнь 2001 г.
4 Решение Европейского Парламента №1600/2002/ЕС и Европейского Совета от
22.07.2002 г. о принятии 6 Экологической Программы Действий ЕС, OJ L 242,
10.9.2002.
7
Таким образом, ЕС стремится к значительному сокращению
объемов образуемых отходов. Это может быть сделано за счет
новых инициатив по сокращению отходов, более эффективного
использования ресурсов, а также путем поощрения перехода к
более устойчивым моделям потребления. Эти меры должны
способствовать снижению объема отходов, идущих на
окончательную утилизацию, на 20% в период с 2000 по 2010 гг. и
на 50% к 2050 г.; при этом особое внимание должно быть уделено
снижению количества опасных отходов. В целом, количество
отходов должно расти на 15% медленнее, чем ВНП.
Для достижения этих целей актуальными становятся эффективные
технологии управления отходами, а при разработке любых
стратегий и планов по обращению с отходами основными
задачами предполагаются предотвращение их образования и
минимизация.5 Исходя из этого, сформулированы три принципа
управления отходами в ЕС:
1. Предотвращение образования отходов: ключевой фактор
в любой стратегии управления отходами. Если станет возможным
уменьшить количество производимых отходов и снизить их
токсичность за счет сокращения опасных составляющих в
конечном продукте, то утилизация отходов автоматически станет
более простой. Предотвращение образования отходов тесно
связано с усовершенствованием технологий производства и
воздействием на потребителей, которые должны требовать более
экологически безопасную продукцию с меньшим количеством
упаковки.
2. Переработка и повторное использование: если
образование отходов нельзя предотвратить, то следует
использовать как можно больше материалов повторно,
предпочтительно путем вторичной переработки. Европейская
Комиссия определила несколько специфических «потоков
отходов», которым следует уделить особое внимание с целью
снижения их общего негативного экологического влияния. Они
включают: отходы упаковки, вышедшие из строя транспортные
средства, батарейки, электрические и электронные отходы.
Сегодня ЕС требует от стран-членов принимать законодательные
акты по сбору отходов, их повторному использованию,
переработке и утилизации. Несколько стран ЕС уже
перерабатывают вторично до 50% отходов упаковки.
5 Европейское Природоохранное Агентство, 2003 г.
8
3. Усовершенствование технологий окончательной
утилизации и мониторинга: где возможно, отходы, которые не
могут быть использованы повторно или переработаны, должны
быть сожжены; захоронение на полигонах должно применяться как
последняя из возможных альтернатив. Оба этих метода нуждаются
в тщательном контроле из-за своей потенциальной опасности для
окружающей среды. ЕС принял директиву, устанавливающую
строгие требования к управлению полигонами. Директива налагает
запрет на захоронение некоторых видов отходов (например,
использованных шин) и устанавливает целевые показатели по
снижению объемов захораниваемых отходов, разлагающихся
естественным путем. Еще одна недавно принятая директива
устанавливает строгие границы уровня выбросов при сжигании
отходов. ЕС предполагает сократить выбросы диоксинов и
газообразных кислот, таких как диоксид азота (NОx), диоксид серы
(SО2) и хлориды (HCl), опасных для здоровья человека.
Основные нормативно-правовые акты
Общие установки Европейского Союза по вопросам экологии и
ресурсопотребления (к которым относится и обращение с
отходами) изложены в учредительном договоре ЕС 1957 г. в
разделе «Окружающая Среда». Согласно этому Договору, одной
из ключевых задач, стоящих перед ЕС, является «содействие
высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей
среды».
Со временем это положение Договора получило развитие в
большом количестве нормативно-правовых актов
общеевропейского законодательства, регулирующих вопросы
охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов.
Сформировался целый пласт документов, который сегодня
выделен в отдельную область права - экологическое право,
которое охватывает многие аспекты воздействия человека на
окружающую среду. Это и добыча природных ресурсов, и
технологии переработки сырья, и утилизация отходов, и
допустимое количество вредных выбросов в атмосферу, воду и
почву и т.д.
В рамках этой области права процессы образования, учета,
переработки и утилизации отходов регулируются в ЕС целым
рядом документов, которые можно разделить на две большие
группы:
9
• Программные (т.н. «Программы действий» – Action
Programmes) – имеют рамочный характер, определяют
основные цели в соответствующей области для стран-
членов ЕС на среднесрочную и/или долгосрочную
перспективу (как правило, от 3 до 5 лет, могут охватывать
период и до 10 лет).
• Нормативные (договоры, директивы, правила, нормативы и
т.п.) – как правило, обязательны для исполнения странами-
членами ЕС. Они могут носить как рамочный характер
(например, Рамочная директива по отходам), так и касаться
решения конкретных задач (например, регулирование
допустимых норм выбросов от мусоросжигающих заводов,
технологии конечной утилизации отходов на полигонах и
т.д.).
Кроме того, существуют еще различные коммюнике, решения тех
или иных органов ЕС (например, Европейского Суда) и другие
документы, которыми страны-члены Союза могут
руководствоваться при разработке собственной политики по
вопросам ресурсопотребления и обращения с отходами.
При составлении собственного законодательства в области
окружающей среды и использования природных ресурсов, страны-
члены ЕС используют соответствующие положения
вышеуказанных документов.
6 Экологическая Программа Действий
6 Экологическая Программа Действий принята 22 июля 2002 г.
решением Европейского Парламента и Европейского Совета
№1600/2002/ЕС. Программа определяет основные цели и задачи
деятельности стран-членов ЕС в области охраны окружающей
среды на период 10 лет (2002 – 2012 гг.).
Программа определяет четыре приоритета в области охраны
окружающей среды:
• изменение климата;
• природа и биоразнообразие;
• экология, здоровье и качество жизни;
• природные ресурсы и отходы.
В рамках этих приоритетов предполагается разработка т.н.
10
«тематических стратегий», которые должны включать описание
комплекса мер, необходимых для решения основных проблем в
приоритетных областях. На основе этих стратегий в дальнейшем
будут приняты соответствующие нормативные акты, обязательные
для исполнения в странах ЕС. Предложения по тематическим
стратегиям должны быть представлены в Европейский Парламент
в течение 3 лет со дня принятия Программы.
Одной из основных целей Программой определена «более
высокая эффективность использования ресурсов и более
качественное управление ресурсами и отходами для создания
моделей устойчивого производства и потребления; таким образом,
разрушая зависимость потребления ресурсов и образования
отходов от масштабов экономического роста с тем, чтобы
потребление возобновляемых и невозобновляемых ресурсов не
превышало «пропускной способности» окружающей среды». При
этом все действия стран-членов ЕС по достижению этой цели
должны быть основаны на принципе «загрязнитель платит»,
принципе предупредительных и профилактических мер и принципе
очищения загрязнений у источника.
Также одной из основных целей Программы является интеграция
требований экологической безопасности во все области
европейской политики.
Глава 8 Программы определяет следующие задачи и
приоритетные области деятельности в сфере устойчивого
использования природных ресурсов, а также в сфере управления
отходами:
• увеличение доли электроэнергии, производимой из
возобновляемых источников, в странах ЕС до 22% от
общего объема производства к 2010 г.;
• значительное снижение объема отходов за счет мер по
предотвращению их образования, более эффективного
использования ресурсов и создания более устойчивых
моделей производства и потребления;
• значительное снижение объемов отходов, подлежащих
захоронению на полигонах, а также уменьшение количества
опасных отходов, с соответствующим одновременным
уменьшением количества вредных выбросов в атмосферу,
воду и почву;
• поощрение вторичной переработки отходов и повторного
11
использования материалов; снижение токсичности отходов;
окончательное захоронение отходов как можно ближе к
месту их образования.
Для выполнения этих задач предусматривается разработка
специальных тематических стратегий по устойчивому потреблению
ресурсов и устойчивому управлению ресурсами, по вторичной
переработке отходов, а также осуществление мер по
предотвращению образования отходов и управлению ими. Кроме
того, планируется пересмотр законодательства, регулирующего
обращение с различными видами отходов (например,
строительными, органическими и т.д.).
Рамочная Директива по отходам
Рамочная Директива по отходам 75/442/ЕЕС принята 15 июля 1975
г. решением Европейского Совета. Позже в Директиву был внесен
ряд изменений и дополнений, касающихся, в основном, перечня
веществ, материалов и предметов, которые могут быть отнесены к
отходам.
В Директиве дано определение понятия «отходы» и «утилизация»,
а также установлена иерархия управления отходами,
рекомендованная к использованию всеми странами-членами ЕС:
• предотвращение образования либо уменьшение количества
отходов, а также снижение их токсичности;
• восстановление полезных качеств отходов, в т.ч. вторичная
переработка, повторное использование или использование
отходов в качестве источников энергии;
• безопасная окончательная утилизация как последняя
возможная альтернатива.
Директива предписывает странам-членам ЕС запретить
несанкционированное складирование, захоронение и утилизацию
отходов. Для обращения с отходами предполагается создание
международной сети специализированных предприятий с
использованием эффективных и безопасных технологий
переработки и утилизации отходов. Эти предприятия могут иметь
разную форму собственности, в т.ч., принадлежать частным
владельцам, но все они должны получить разрешение на
обращение с отходами у соответствующих национальных или
международных организаций.
12
В соответствии с Директивой, расходы по утилизации отходов
должны нести лица или организации, эти отходы производящие,
реализуя на практике принцип «загрязнитель платит».
Также Директива предполагает создание национальных планов по
управлению отходами в странах-членах ЕС.
Директива по интегрированному предотвращению
загрязнений и контролю над ними
Директива Европейского Совета 96/61/ЕС по интегрированному
предотвращению загрязнений и контролю над ними была принята
24 сентября 1996 г.
Директива устанавливает перечень экологических требований для
промышленных предприятий, которые предприятия должны
выполнять, чтобы получить разрешение на свою деятельность.
Страны-члены ЕС обязуются предпринять необходимые меры для
того, чтобы через соответствующие компетентные органы власти
гарантировать, что в ходе работы предприятия:
а) предпринимают все необходимые предупредительные меры по
предотвращению загрязнения окружающей среды, в частности,
путем применения лучших существующих технологий;
б) не производят значительного загрязнения окружающей среды;
в) предотвращают образование отходов в соответствии с
Рамочной директивой по отходам;
г) перерабатывают отходы или, если это невозможно по
техническим или экономическим причинам, утилизируют, с
минимальным ущербом для окружающей среды.
Настоящие требования должны соблюдаться всеми новыми и уже
действующими предприятиями; часть положений Директивы стала
обязательной для соблюдения предприятиями к 30 октября 1999 г.,
оставшиеся положения станут обязательными для предприятий к
30 октября 2007 г.
Директива по сжиганию отходов
Директива 2000/76/ЕС Европейского Парламента и Европейского
Совета по сжиганию отходов принята 4 декабря 2000 г.
13
Главной целью Директивы является «…предотвращение или
ограничение негативного влияния на окружающую среду,
оказываемого, в частности вредными выбросами в атмосферу,
почву, поверхностные и грунтовые воды, которые также могут
нанести вред здоровью людей и которые образуются в процессе
сжигания отходов...».
Для достижения этой цели Директивой устанавливаются
предельно допустимые нормы выбросов для мусоросжигающих
заводов и когенерационых установок.
Действие Директивы распространяется на все виды
мусоросжигающих и когенерационных установок, кроме:
а) установок, использующих в качестве топлива остатки
растений, древесные отходы деревообрабатывающей и лесной
промышленности (за исключением тех отходов, которые могут
содержать тяжелые металлы и другие опасные составляющие),
пробку, радиоактивные отходы, останки животных и отходы
горнодобывающей и нефтедобывающей промышленности;
б) экспериментальные и пробные варианты
соответствующих установок с объемом сжигаемых отходов не
более 50 т/год.
В Директиве приводятся определения таких понятий, как:
«отходы», «опасные отходы», «смешанные муниципальные
отходы», «мусоросжигающий завод», «когенерационная
установка», «номинальная мощность» и ряда других технических
терминов, используемых при описании процесса сжигания
отходов.
В Директиве также определяются:
• порядок получения разрешений на строительство и
эксплуатацию мусоросжигающих и когенерационных
установок;
• процесс транспортировки к ним отходов;
• требования к эксплуатации установок;
• процедуры утилизации воды, используемой для очистки
отходящих газов;
• обращение с остатками сжигания отходов;
• процедуры контроля и мониторинга;
• порядок предоставления общественности информации о
14
функционировании таких установок;
• действия в случае сбоев в функционировании таких
установок;
• санкции в случае нарушения условий Директивы.
Также в основном тексте Директивы и в приложениях к ней
установлены нормативы различных выбросов для
мусоросжигающих заводов и когенерационных установок.
Директива по захоронению отходов
Директива Европейского Совета по захоронению отходов 99/31/ЕС
принята 16 июля 1999 г.
Директива определяет меры и процедуры предотвращения и/ или
минимизации негативного влияния на окружающую среду и
снижения риска для здоровья человека, возникающего при
захоронении отходов.
В соответствии с Директивой, страны-члены ЕС должны
предпринять ряд мер по обработке отходов перед их
захоронением, разделению и отдельной переработке опасных и
безопасных отходов, по осуществлению контроля над полигонами
в ходе их эксплуатации и после закрытия. Данные действия
осуществляются на основе принципа «загрязнитель платит».
В Директиве также определяются:
• требования к различным видам отходов, поступающим на
полигоны;
• классификация полигонов в зависимости от захораниваемых
отходов;
• порядок обращения с опасными отходами;
• условия технической эксплуатации полигонов;
• порядок получения разрешений на открытие новых
полигонов.
В ЕС принят также ряд директив, которые регулируют порядок
обращения с отдельными видами отходов (опасные отходы,
отработанные масла, иловые осадки, батареи и аккумуляторы,
отходы упаковки, транспортные средства и др.), а также
устанавливают процедуры обращения с отходами (сжигание
муниципальных отходов, транспортировка отходов, требования к
15
портовым пунктам приема отходов от морских грузовых перевозок
и др.).
Кроме нормативных документов (директив), Европейская Комиссия
регулярно выпускает т.н. коммюнике или «сообщения»
(Communication), которые содержат обобщенные положения
директив в той или иной области, а также планируемый порядок
применения этих директив и ожидаемые результаты. Такие
сообщения являются программными документами и определяют
основные направления национальной политики стран-членов ЕС в
различных областях.
По вопросам обращения с отходами Комиссия выпустила
несколько таких сообщений: Сообщение Комиссии «К
тематической стратегии по предотвращению и переработке
отходов» от 27 мая 2003 г., Сообщение Комиссии «Обзор
стратегии управления отходами в Европейском Сообществе» от 30
июля 1997 г. и др.
Еще одним программным документом в этой области стала
Стратегия управления отходами в ЕС, принятая 14 ноября 1996
г. Стратегия содержит определение основных понятий,
используемых в практике обращения с отходами, и определяет
основные направления работы в этой области для стран-членов
ЕС.
Положения вышеуказанных документов послужили основой для
создания соответствующих национальных законодательных актов
во многих странах ЕС (Финляндия6, Германия7, Швеция8, Австрия9,
Великобритания10, Бельгия11, Хорватия12, Эстония13 и др.).
Вышеназванные нормативные и программные документы
являются основными инструментами регулирования вопросов,
6 Финский Акт по отходам (Finnish Waste Act), Закон об охране окружающей среды
(Environment Protection Act).
7 Федеральный Акт о Контроле над Выбросами (German Federal Emission Control
Act).
8 Природоохранный Кодекс (Environmental Code).
9 Акт об управлении отходами (Waste Management Act), Торгово-промышленный
Акт (Trade and Industry Act), Горнодобывающий Кодекс (Mining Act).
10 Акт об охране окружающей среды (Environmental Protection Act).
11 Декрет о предотвращении образования отходов и управлении ими (Decree on
Prevention and Management of Waste Substances (OAF)).
12 Закон об охране окружающей среды (Law on Environmental Protection), Закон об
отходах (Law on Waste).
13 Акт об отходах (Waste Act).
16
касающихся качества окружающей среды в странах ЕС. Тем не
менее, в дополнение к такому традиционному подходу, в странах
ЕС появляется ряд рыночных инструментов, которые дополняют
нормативные методы (рис. 1).
Рис. 1 Инструменты регулирования процесса
управления отходами в ЕС
Некоторые из этих инструментов являются обязательными для
исполнения (это определяется национальными
законодательствами), например, уплата соответствующих налогов.
Некоторые создаются на добровольной основе группами
участников рынка (например, системы переработки отходов для
отдельных отраслей промышленности, системы экологической
сертификации и т.д.).
Экологическое
законодательство
Добровольные
инструменты
Планы по
управлению
отходами
Налогообложение
Управление отходами
17
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЕС
Европейская классификация отходов
Общее определение понятия «отходы» содержится в Рамочной
директиве по отходам: «… «отходы» означают любое вещество
или предмет, которое пользователь утилизирует
самостоятельно, либо которое он должен утилизировать в
соответствии с требованиями действующего национального
законодательства…». Поскольку такое определение является
слишком общим, в приложении к Директиве приводится список
конкретных веществ и предметов, которые могут считаться
отходами. Данный список постоянно дополняется и изменяется; на
сегодняшний день в нем более 600 видов отходов.
В практике обращения с отходами в странах ЕС принципиальным
является деление отходов на опасные и неопасные. Основное
различие между ними – степень вредного воздействия на
окружающую среду и необходимые технологии переработки и
утилизации. Перечень видов опасных отходов и критериев
отнесения отходов к опасным приведены в Директиве 91/689/ЕЕС
по опасным отходам. Всего Директива определяет 40 видов
опасных отходов и 14 критериев, по которым отходы относятся к
классу опасных.
В Директиве по сжиганию отходов14 содержится определение
муниципальных отходов: «Смешанные муниципальные отходы» -
отходы домашних хозяйств, а также отходы коммерческого и
промышленного секторов и учреждений, которые по своей
природе и составу схожи с отходами домашних хозяйств, за
исключением фракций, указанных в Приложении к Решению
94/3/ЕС15, п. 20 01, которые должны быть собраны отдельно у
источника, а также за исключением отходов, перечисленных в п.
20 02 вышеуказанного Приложения.»
Эти определения являются основными при разработке различных
нормативных актов, планов и стратегий управления отходами в
14 Приведенная в настоящем тексте классификация содержит определение только
видов отходов, не подпадающие под понятие «опасные».
15 Решение Комиссии 94/3/ЕЕС от 20.12.2003 г., определяющее субстанции и
предметы, относящиеся к понятию «отходы» в соответствии с Главой 1а
Директивы 75/442/ЕЕС по отходам.
18
странах ЕС. Тем не менее, приведенное общее определение
отходов уже долгое время подвергается критике; Европейскому
Суду даже пришлось комментировать интерпретацию этого
определения. Однако и после этого дискуссии не прекратились.
Более того, 6 Экологическая Программа Действий одной из своих
задач определяет «…уточнение различий между отходами и не-
отходами».
Причина критики – в субъективной природе такого определения
отходов, поскольку не установлены объективные критерии для
того момента, когда конкретный материал или предмет становится
составляющей отходов. Также не определены пока объективные
критерии для момента, когда отходы перестают быть таковыми
(например, материалы и предметы, которые могут быть вторично
переработаны или восстановлены).
Кроме того, настоящее определение предполагает максимальное
снижение вредного воздействия на окружающую среду. Оно
основано на положении, что когда материал выходит из
употребления, то он может быть использован или переработан
только способами, которые могут нанести ущерб окружающей
среде, а значит, попадает в категорию отходов. Переработка или
утилизация отходов предполагает строгий экологический контроль
для минимизации подобного ущерба. При формулировании нового
определения отходов принцип минимального ущерба для
окружающей среды должен быть сохранен. В этом случае, если
отходы переходят в категорию сырья, то такое сырье не должно
представлять опасность для окружающей среды (т.е. утрачивает
основной признак отходов).
Таким образом, новое определение отходов не должно снижать
жесткие экологические стандарты процесса утилизации отходов,
но в то же время, оно не должно предельно ограничивать
возможности использования отходов в производственном
процессе в качестве сырья и восстановления их прежних рабочих
качеств.
«Иерархия отходов»
При составлении международных и национальных планов и
стратегий обращения с отходами законодательство ЕС
предписывает руководствоваться т.н. «иерархией отходов»,
представленной в Рамочной директиве по отходам. Развитие
специальных технологий переработки и утилизации отходов
19
позволило расширить и конкретизировать эту иерархию (рис.2).
«Иерархия отходов»
Варианты способов обращения с отходами по мере
снижения их предпочтительности
Рис. 2. Международная «Иерархия отходов»
В соответствии с таким подходом, наиболее предпочтительной
альтернативой является предотвращение образования отходов
или минимизация их образования у источника – действия,
направленные на:
• уменьшение количества предметов и материалов,
отправляемых на окончательную утилизацию/ захоронение;
• отказ от излишней упаковки;
• закупки только необходимого количества предметов и
материалов;
• использование предметов многоразового/ длительного
пользования вместо одноразовых там, где это возможно.
В европейской практике обращения с отходами предотвращение и
Минимизация у источника/ предотвращение образования
Повторное использование
Переработка в сырье и продукты
Компостирование
Сжигание или захоронение
с получением энергии
Захоронение без
получения
энергии
Сжигание без
получения
энергии
20
минимизация отходов предполагают также действия по снижению
их токсичности/ опасности. Обычно эти действия подразумевают
изменение производственного процесса (использование менее
токсичных исходных ресурсов, отказ или минимальное
использование токсичных материалов для обработки исходного
сырья и т.п.). Снижение токсичности продуктов и материалов
делает их повторное использование либо вторичную переработку
более привлекательным и рентабельным, поскольку предполагает
полное отсутствие или минимизацию затрат на утилизацию
опасных/ токсичных компонентов таких продуктов и материалов.
При повторном использовании и вторичной переработке таких
материалов и продуктов значительно сокращается и негативное
влияние на окружающую среду.
Повторное использование означает долгосрочное пользование
различными предметами и материалами во избежание покупки
новых товаров. Это предполагает приобретение предметов и
материалов длительного или многократного использования,
починку и обновление поврежденных предметов.
Переработка в сырье и продукты подразумевает производство из
отходов новых материалов и продуктов и/или сырья для других
товаров. Это более экономичный способ производства, чем
изготовление тех же материалов и продуктов из начального сырья.
Компостирование – разновидность переработки отходов в новые
продукты; применимо к органическим отходам.
Сжигание или захоронение с получением энергии – технологии
переработки отходов, когда при их сжигании вырабатываются
тепло и электроэнергия. Для получения тепла и электричества
также используется метан, образующийся на полигонах при
разложении органической составляющей отходов.
Захоронение без получения энергии – обычное захоронение
отходов на полигонах.
Сжигание без получения энергии – обычный процесс сжигания
отходов в специальных установках.
Наиболее распространенные схемы обращения с отходами в
странах ЕС
а) Сбор:
В соответствии с общеевропейским законодательством, сбором,
21
транспортировкой и переработкой отходов имеют право
заниматься государственные, муниципальные и частные компании
и организации, а также компании и организации смешанной формы
собственности, имеющие необходимые разрешения. Независимо
от вида компании, осуществляющей сбор, транспортировку и
переработку, практически все схемы обращения с отходами в
странах ЕС предполагают первичную сортировку отходов
непосредственно в местах их образования (в домашних
хозяйствах, на производстве, в офисных помещениях и т.д.).
Наиболее часто встречающиеся варианты сортировки отходов
предполагают следующие варианты разделения:
• На опасные и неопасные отходы
Опасные отходы должны собираться отдельно и доставляться на
специальные пункты сбора, откуда их направляют на переработку
в специализированные компании. Частные лица, как правило,
осуществляют доставку опасных отходов на пункты сбора
самостоятельно; для промышленных предприятий может быть
организован забор непосредственно с производства.
Для отдельных видов отходов (например, батарейки)
перерабатывающие компании могут организовывать пункты сбора
в общественных местах, например, в супермаркетах. Для
привлечения внимания населения емкости для сбора красочно
оформляются; рядом с ними могут помещаться стенды с
информацией об обращении с соответствующими видами отходов.
• Из оставшихся неопасных отходов выделяют
крупногабаритные отходы:
- бытовая и офисная техника
- строительный мусор
- мебель и т.д.
Эти отходы обычно вывозятся в специализированные пункты
сбора, где из них удаляются опасные элементы (например, фреон
из холодильников), а затем специализированные компании
осуществляют их дальнейшую переработку и/или утилизацию. Еще
одна схема сбора – забор таких отходов непосредственно от
домашних хозяйств по определенным дням недели/ месяца.
• Оставшиеся отходы сортируют на следующие основные
составляющие:
22
- бумага и/или картон
- стекло
- пластик
- одежда/обувь
- металл (упаковка, банки и пр.)
- органические отходы (пищевые отходы, отходы с
садово-огородных участков, опилки и т.д.)
- остаточный мусор (те виды, которые не могут быть
отнесены к вышеперечисленным, либо смешанные
отходы, которые уже невозможно разделить).
Вышеприведенная схема сортировки является обобщенной. В
зависимости от требований к сортировке бытовых отходов в той
или иной стране и даже в том или ином регионе страны
тщательность сортировки отходов может меняться. Так, например,
в западных областях Дании бумагу требуется сортировать на
газетную и остальную; в Германии, Дании и Финляндии стекло
делится по цвету; в некоторых городах Швеции сортировке
подлежат даже пищевые отходы (например, бумажные фильтры
для кофеварки и сам кофе должны выбрасываться отдельно). В то
же время, в Германии совместно собираются целлофан,
целлюлоза, пластик, жестяные и алюминиевые банки из-под
напитков и пластиковая упаковка из-под молочных продуктов. В
одном из регионов Финляндии жители должны сортировать мелкие
неопасные бытовые отходы на органическую и биоразлагаемую
составляющие и на остальные виды отходов. Эти две фракции
собираются в пластиковые мешки разного цвета, затем
производится автоматическая сортировка этих мешков на
полигонах с помощью системы фотоэлементов, и органическая
составляющая идет на компостирование, а неорганическая – на
захоронение.
Ниже приведен пример фракций, на которые могут быть
рассортированы бытовые отходы (за исключением опасных и
крупногабаритных) при самом тщательном подходе:
23
Разные виды неопасных бытовых отходов собирают в
специальные раздельные емкости – пластиковые мешки (разного
цвета, в соответствии с видом отходов), либо в пластиковые
контейнеры (разного цвета либо с соответствующими надписями).
Контейнеры могут быть индивидуальными (для семей, живущих в
отдельных домах), либо общими (для многоквартирных домов,
кондоминиумов, учреждений, мест общественного пользования,
промышленных предприятий и т.д.).
Для отдельных видов отходов могут быть также организованы
специальные пункты сбора в общественных местах. Например, в
Финляндии в крупных супермаркетах установлены специальные
аппараты для стеклянных бутылок и алюминиевых банок из-под
напитков. В этих аппаратах происходит сортировка стеклотары по
видам напитков и цвету стекла. Некоторые виды бутылок
Пластик
- PET
(полиэтилен)
- Смешанный
пластик
- Пенопласт
- Другой пластик
(ПЭТ, ПВХ)
Металл
- Ферромагнетики
(стальные банки
и т.д.)
- Алюминий
- Другие
неферромагне-
тики
Стекло
- Прозрачное
- Коричневое
("янтарное")
- Зеленое
- Другое (лампы,
Другие оконное и т.д.)
резиновые
отходы
Растительные
отходы
- Листья
- Трава
- Ветки
Древесные
отходы
Покрышки
Кожа
Пищевые отходы
Неорганика
(камни, керамика)
Мелкие отходы из
различных
материалов
(проходящие через
1.5 см сетку)
Текстиль
Остаточные
материалы
(зола, ил)
Бумага
- Газеты
- Офисная
бумага
- Глянцевые
журналы
- Бумага для
компьютеров
- Термобумага
для факсов
- Картон
24
(например, винные) сразу же измельчаются и идут на переработку;
некоторые виды (например, пивные) моются и используются
вторично. При этом, за последний вид стеклотары покупатели
могут получить либо непосредственно деньги из автомата, либо
талон на скидку при покупке товаров в супермаркете.
Транспортировка рассортированных отходов осуществляется
специализированными транспортными средствами. Такая схема
транспортировки предусматривает либо забор отдельных видов
отходов в определенные дни недели/ месяца, либо размещение на
одной машине нескольких баков для разных видов отходов.
Любая схема первичной сортировки, сбора, транспортировки и
переработки отходов предполагает обязательную
информационную поддержку. Виды подобной поддержки могут
быть различны:
• Информационные брошюры и другие печатные
материалы, распространяемые по домашним хозяйствам,
офисам, учреждениям и другим субъектам, производящим
отходы. В таких материалах содержатся подробные
инструкции по сортировке отходов, о емкостях для их сбора,
о способах и времени вывоза; даются адреса пунктов сбора
опасных и крупногабаритных отходов; приводятся
рекомендации по компостированию органических отходов; а
также даются координаты соответствующих справочных
служб и правительственных учреждений.
• Специализированные информационные службы. Такие
службы могут быть организованы региональными или
муниципальными властями, а также специальными
общественными организациями. Они действуют либо как
телефонные информационные пункты (т.н. «зеленые
телефоны»), либо как информационные центры, проводящие
как телефонные, так и личные консультации по любым
вопросам, касающимся обращения с отходами.
Информационные центры работают с населением,
организуют лекции и практические занятия для школьников и
воспитанников детских садов; могут организовывать занятия
для предприятий, компаний и организаций. Иногда такие
центры создаются муниципалитетами при полигонах и/или
предприятиях, занимающихся переработкой и утилизацией
отходов. В ряде случаев они также могут заниматься
координацией сбора и транспортировки отходов в
25
муниципалитете/ районе.
Финансирование подобной информационной поддержки
происходит за счет различных государственных и
муниципальных программ, соответствующих налогов с
физических и юридических лиц, международных программ,
за счет средств, получаемых такими информационными
центрами за оказание некоторых платных услуг и др.
б) Технологии обращения с отходами и их утилизации:
• Минимизация у источника/ предотвращение образования
Несмотря на то, что минимизация и предотвращение образования
отходов являются наиболее предпочтительными способами
обращения с отходами, в настоящее время не существует четкого
определения этих понятий. Попытка сформулировать
соответствующие определения была предпринята на встрече
Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD)
в Берлине в 1996 г.
Минимизация отходов – понятие шире, чем предотвращение их
образования (рис.3).
На процесс образования отходов оказывают влияние несколько
факторов, такие как уровень экономической активности в регионе,
изменения демографической ситуации, новые технологии, образ
жизни и - в более широком смысле, общая структура производства
и потребления. Все эти факторы тесно взаимосвязаны, поэтому
предотвращение образования отходов, так же, как и их
минимизация не могут рассматриваться отдельно от процесса
управления ресурсами и производственной политики. Исходя из
этого, значительного прогресса в деле предотвращения
образования отходов можно достичь, только пересмотрев
технологии использования ресурсов в производственном процессе
в целом и отдельно в каждом продукте. Такой подход также
предполагает изменение поведения домашних хозяйств,
производителей и других субъектов экономической деятельности.
В общеевропейской практике обращения с отходами
предотвращение образования отходов подразумевает:
• количественное сокращение объема отходов;
• повышение качества отходов (т.е., снижение их токсичности).
26
Простое количественное сокращение отходов (как опасных, так и
неопасных) не является главной целью процесса минимизации.
Основным критерием во всех случаях должно быть максимальное
снижение негативного влияния отходов на окружающую среду.
Например, переход на упаковку с более низким весом не
обязательно означает, что она будет более безопасна для
окружающей среды, хотя общий ее вес в объеме отходов снизится.

Минимизация отходов
Предотвращение
образования
Сокращение у
источника
Повторное
использование
Улучшение
качества (снижение
токсичности)
Вторичная
переработка
Восстановление
энергии
Предварительная
обработка
Превентивные меры Меры по управлению отходами
Рис. 3 Определение понятий “минимизация” и “сокращение отходов”

28
Нынешняя общеевропейская система сбора статистических
данных о сокращении количества отходов пока не позволяет
подробно отслеживать ситуацию с отходами во всех странах ЕС. В
большинстве из них организован сбор такой информации,
некоторые из них смогли организовать достаточно эффективные
национальные системы учета отходов (например, Дания16,
Испания, Великобритания17 и др.); однако консолидированная
общеевропейская статистика только формируется.18.
Но даже на основе имеющихся национальных данных можно
сделать выводы о тенденциях в сфере образования и переработки
отходов в европейских странах. Основной вывод: объемы отходов
продолжают увеличиваться:
- в Дании объем отходов вырос на 17% за период с 1994 г. по
2000 г.19;
- в Ирландии объем отходов от домашних хозяйств и
коммерческого сектора вырос более, чем на 60% за период
с 1995 г. по 2000г.20;
- в Нидерландах общий объем образующихся отходов вырос
на 17% с 1990 г. по 2000 г., а с 1985 г. по 2001 г. – на 25%21;
- в Испании рост образования отходов за период с 1996 г. по
1999 г. составил 59%22;
- в Норвегии количество отходов за период с 1996 г. по 2000 г.
увеличилось на 13%23.
16 ISAG – Information System for Waste and Recycling (Информационная система по
отходам и вторичной переработке).
17 Регулярные исследования Системы Управления Муниципальными отходами,
проводимые Природоохранным агентством Англии и Уэльса.
18 25 ноября 2002 г. Европейским Парламентом и Европейским Советом принято
Постановление (ЕЕС) №2150/2002 о статистике по отходам, предписывающее
создание общеевропейской системы сбора и систематизации данных об
образовании отходов и обращении с ними в Европейском Союзе.
19 Bach, H., Christensen, N. & Kristensen, P. (Eds.) 2002: The State of the Environment
in Denmark,2001, NERI Technical Report No. 409, Roskilde: National Environmental
Research Institute, p. 102. See also Danish Government, 2002: Denmark’s National
Strategy for Sustainable Development “A Shared Future – Balanced Development”,
Indicator Report, Copenhagen: Danish Environmental Protection Agency, стр. 47.
20 Irish EPA, 2002: Environment in Focus 2002 – Key Environmental Indicators for
Ireland, Dublin: Environmental Protection Agency.
21 RIVM, 2001: Environmental Data Compendium 2001, Bilthoven: Rijksinstituut voor
Volksgezondheid en Milieu, table C1.9, and RIVM, 2002: Milieubalans 2002,
Bilthoven: Rijksinstituut voor Volksgezondheid en Milieu, Приложение 3.
22 http://www.mma.es/calid_amb/residuos/plan/, раздел 6.1.
23 Bad news for CO2 and waste in Norway, Environment Daily N° 1311, 18 октября 2002
г.
29
Обратная ситуация наблюдалась только в странах Центральной и
Восточной Европы. Там в период 1996 - 1999 гг. количество
отходов снизилось на 40%24. Однако это объясняется, в основном,
общей перестройкой экономики при переходе к рынку (в т.ч.,
отказом от устаревших производственных мощностей). По оценкам
Европейского Природоохранного Агентства, быстрый
промышленный рост в этих странах изменит ситуацию, и
количество отходов там тоже начнет расти25.
Такое положение объясняется частично отсутствием
общеевропейской стратегии предотвращения образования
отходов. Несмотря на то, что общие цели в этой области
определены, отсутствует четкое обоснование этих целей, не
указаны конкретные средства их достижения. Кроме того,
поскольку не была произведена тщательная оценка процессов
образования отходов в различных секторах экономики, трудно
оценить затраты на достижение поставленных целей, а также
экономический эффект от их достижения26.
Тем не менее, на общеевропейском и национальном уровнях уже
реализован ряд мер и проектов, направленных на минимизацию
отходов и предотвращение их образования. Эти меры и проекты
позволяют оценить потенциал некоторых инструментов –
политических, информационных и экономических,которые могут
быть использованы в данной области. Эти инструменты, во-
первых, стимулируют сокращение образования отходов, а во-
вторых, способствуют более широкому применению наиболее
предпочтительных технологий обращения с отходами (например,
вторичная переработка):
• Нормативно-правовые инструменты (директивы,
постановления)
К таким инструментам относятся некоторые директивы и
постановления, принятые на общеевропейском, национальном и
отраслевых уровнях, которые регулируют порядок обращения с
некоторыми видами отходов (в т.ч., сокращение их количества). На
24 REC, 2001: Waste Management Policies in Central and Eastern European Countries:
Current Policies and Trends, Budapest: The Regional Environmental Centre for
Central and Eastern Europe, стр. 38.
25 EEA, 2002: Implications of EEA/EU enlargement for state-of-the-environment reporting
in the EU and EEA Member States, Technical report No 82, Copenhagen: European
Environment Agency, стр. 4.
26 Commission Communication COM(2003) 301final of 27.5.2003: Towards a thematic
strategy on the prevention and recycling of waste, стр. 17.
30
общеевропейском уровне, кроме директив, регулирующих общие
вопросы обращения с отходами (например, Рамочная директива
по отходам) это директивы Европейского Парламента и
Европейского Совета по вышедшим из строя транспортным
средствам, по ограничению использования определенных опасных
веществ в электротехническом и электронном оборудовании, по
упаковке и упаковочным материалам, по отработанным маслам, по
иловым осадкам очистных сооружений, по элементам питания и
т.д. Сюда же относятся и европейские Экологические Программы
Действий.
Примером соответствующих национальных программ могут
служить: программа «Отходы 21» Датского правительства (План
обращения с отходами Датского правительства на период 1998 -
2004 гг.), Национальный план Испании по муниципальным отходам
на период 2000 - 2006 гг. и т.д. Большинство стран ЕС приняли или
планируют принять нормативные акты, регулирующие порядок
захоронения определенных видов отходов на полигонах.
Например, европейская Директива о захоронении отходов
запрещает захоранивать на полигонах использованные шины;
постановления, запрещающие или ограничивающие захоронение
на полигонах биоразлагаемых/ органических отходов приняты в
Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии, Норвегии и ряде
других стран.
• Экономические инструменты
􀁄 Одним из самых распространенных инструментов минимизации
образования твердых бытовых отходов является схема
«Платишь столько, сколько выбрасываешь». Эта схема
применяется при работе как с домашними хозяйствами, так и с
другими производителями твердых бытовых отходов. Она
предусматривает оплату услуг компаний, занимающихся
вывозом и утилизацией отходов, в соответствии с весом
отходов.
􀁄 Следующим весьма распространенным инструментом являются
различные налоги на захоронение, утилизацию и/или
транспортировку отходов. В этом случае налоги имеют
фиксированную ставку. В Европе такой налог введен в 10
странах. Самый высокий – в трех скандинавских странах и в
Голландии – от 20 до 50 Евро за тонну; в других странах он
составляет от 5 до 20 Евро за тонну. Кроме того, в Дании,
Норвегии и Голландии существует налог на сжигание отходов.
31
Вышеуказанных инструменты могут быть эффективными при
условии, что в стране или регионе, где они применяются,
существуют альтернативные способы и технологии переработки
и утилизации отходов, соотносимые или более выгодные по
стоимости с обычным захоронением отходов на полигонах.
􀁄 Еще один инструмент экономического стимулирования
сокращения отходов – возмещение/ снижение ставки налогов
на захоронение и/или вывоз отходов на сумму, затраченную
домашним хозяйством или иным хозяйствующим субъектом на
переработку/ минимизацию отходов у источника (например,
компостирование с использованием специальной установки).
􀁄 Относительно новым понятием в сфере обращения с отходами
стали т.н. «товарные сертификаты» или «товарные
экологические разрешения»27. Этот инструмент пришел из
практики экологической политики и представляет собой
разрешение на определенное количество (квоты) тех или иных
видов отходов. Если тот или иной потребитель производит
меньшее количество отходов, он может продать свою квоту
другим потребителям.
В настоящее время такие сертификаты нашли широкое
применение только в Великобритании, в основном, при работе с
отходами упаковки и биоразлагаемыми отходами. Такие
сертификаты обычно признаются экономически эффективным
средством для использования в экологических проектах. Кроме
того, это удобный инструмент для компаний при выполнении
ими своих обязательств в рамках принятой на себя
ответственности производителей по сокращению отходов.
􀁄 Большой вклад в процесс минимизации отходов могут сделать
т.н. «планы по предотвращению образования отходов28».
Страны-члены ЕС реализуют в настоящее время ряд проектов
и программ по разработке подобных планов в различных
областях экономики. Такие планы могут быть составлены как
для целых отраслей, так и для отдельных производств. Обычно
они разрабатываются в рамках различных систем
экологического менеджмента (например, Схема экологического
менеджмента и аудита EMAS). Преимуществом таких планов
является то, что они позволяют определить наиболее
экономически эффективные пути предотвращения образования
27 Tradable environmental permits.
28 Waste prevention plans.
32
отходов; однако для их успешного выполнения требуется
поддержка соответствующих органов власти.
􀁄 Широко распространена в Европе практика минимизации
отходов – перенесение ответственности за производство
отходов на производителя. В этом случае именно
производитель несет ответственность за объем и качество
отходов, которые могут образоваться в процессе производства
его продукции. В основном, это касается упаковки, но может
затрагивать и непосредственно продукт. Обычно желаемый
уровень переработки и/или минимизации тех или иных отходов
устанавливается национальными властями страны. Поскольку
соответствующие затраты могут быть слишком высоки для
отдельных производителей, то обычно все, либо большинство
предприятий отрасли создают специализированную компанию,
которая занимается переработкой и/или утилизацией отходов
для этой отрасли. Финансирование деятельности такой
компании осуществляется предприятиями отрасли и торговыми
компаниями, реализующими продукцию этих предприятий.
Такое перенесение ответственности за отходы на
производителей практикуют почти все страны Европы; 10 из них
объединены в организацию «ПРО Европа». Эта организация
занимается оценкой национальных систем сбора и переработки
отходов и присуждает им знак «Зеленая точка» (Die Grüne
Punkt).
Недостатком такой схемы является ослабление
координационной роли государственных органов в
национальной системе управления отходами, что ведет, в свою
очередь, к созданию дополнительных контролирующих
инстанций. Однако она позволяет достичь такого уровня
минимизации и переработки отходов, который, как правило,
недоступен в муниципальных схемах управления отходами без
значительных инвестиций.
􀁄 В некоторых европейских странах широко используется схожий
инструмент – т.н. «добровольные соглашения»29. Обычно они
заключаются между органами власти, ответственными за
обращение с отходами, и отдельными отраслями
промышленности. Предметом таких соглашений является
сокращение отдельных видов отходов, чтобы создать
29 Voluntary agreements.
33
дополнительные – помимо законодательных, стимулы для их
минимизации.
Такие соглашения напоминают схемы перенесения
ответственности на производителей, поскольку также
представляют собой договоры между органами власти и
производителями (продукции или отходов). Некоторые из таких
документов могут быть охарактеризованы и как соглашения об
ответственности производителя, и как добровольные
соглашения. Добровольные соглашения инициируются обычно
непосредственно предприятиями той или иной отрасли и
являются обязательными только для тех предприятий, которые
их подписали. Схема перенесения ответственности на
производителя предполагает вовлечение всех предприятий
отра

Опубликовано: 07.02.2011

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования