1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

статья в журнале КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК, (Декабрь 2004 № 24) - В ЧЕМ РАЗНИЦА РОССИЙСКОГО И ЗАПАДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА


В ЧЕМ РАЗНИЦА РОССИЙСКОГО И ЗАПАДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Грищенко Р.А.
Исполнительный директор
НП “1-й консалтинговый центр”
info@1conc.ru

Российский рынок и российский бизнес, отмеченные "родимыми пятнами" социалистического прошлого, пока еще мало похожи на свободный рынок и бизнес. И пока есть один показатель, по которому мы сравнялись с Западом: соотношение создаваемых и ликвидируемых малых и средних частных фирм. Однако, как известно, в России "медленно запрягают, но быстро едут".

Откровенно говоря, сравнивать подходы западных и российских менеджеров - занятие неблагодарное. Потому что, если говорить о классической западной классификации управленцев, то здесь все просто. Но если разговор заходит о российских управленцах, все значительно усложняется. Это некая лубочно-палехская картина, абсолютно не вписывающаяся в каноны.

В классической рыночной экономике в первую очередь ценятся люди, умеющие наращивать корпоративную стоимость. Затем идут специалисты, которые могут обслужить клиента наилучшим образом и умеют оперативно руководить компанией.

В России рыночная стоимость практически отсутствует, потому что рынка нет. Клиент далеко не везде может позволить себе реальную свободу выбора, потому что не везде существует управа на производителя. Для 70% российской экономики основным клиентом, партнером, врагом, другом является государство.

Если говорить о классических рыночных управленцах, то в их распоряжении, максимум 10-15% экономики. Это либо отрасли, вообще не существовавшие до 1991 года, либо производители, ориентированные на потребителя, имеющего рыночные возможности, право выбирать - например, предприятия, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления в относительно обеспеченных регионах.

Основными, с точки зрения экономики, являются топливно-энергетический и сырьевой секторы, где почти не приходится говорить о существовании рынка. Кто-то действительно пытается наращивать рыночную стоимость, работая с Западом. Однако все героически "дружат" с государством, от которого здесь все и зависит.

В целом, картина просто душераздирающая. То, что дает мать-природа, типичная российская компания перераспределяет дальше, теряя по дороге, не создавая ничего, естественно, ни о каком наращивании капитала не идет и речи. В этом секторе все же есть хорошие управленцы - уж очень денег много.

Первый сектор - это государство. Третий - рыночек. И где-то между этими двумя секторами зависают так называемые "неопределившиеся". Кто-то еще вообще не понял, куда идти: 10 лет прошло, но ему не хватило. Кто-то пошел в сторону государства и не дошел или направился в сторону рынка и старается дойти до него, а рынок движется навстречу.

В мире существуют 12 классических функций, которыми должны владеть первые лица компании. Сначала идет стратегия (зачем?), потом маркетинг (для кого, что конкретно и на каких стадиях?), далее финансы (кто будет финансировать то, что я замыслил произвести?). Только после этого - производство. Затем продажи (как продать произведенный товар?) и развитие производства, потому что нельзя производить одно и то же. Потом информационные технологии - без них производство неэффективно. Затем администрирование - не особо отягощенный менеджмент. У нас, когда говорят о менеджменте, в основном подразумевают именно это.

Современному российскому менеджеру исторически достались производство и философия. Вот отсюда, после седьмой функции, все начинается.

Затем идет безопасность двух форм: физическая, чтобы не отняли грубой силой, и юридическая. Далее - управление человеческими ресурсами, и последняя функция - связи с общественностью и реклама.

У нас активно взращивается 13-я функция - это защита от государства или работа с ним. Здесь можно вывести еще десяток функционалов, но все вьется вокруг одного: кто-то защищается, кто-то ворует, кто-то дружит, кто-то в государство превращается.

Рынок же характеризуется, во-первых, тем, что не вы определяете, сколько у вас будет конкурентов. Вторая черта рынка - это непреложное следование принципу "клиент всегда прав". На Западе компании учатся заботиться сначала о самом клиенте, затем о клиенте клиента и т. д., следуя по цепочке в донесении стоимости своего продукта до конечного потребителя.

У нас от населения практически не зависит та цена на электроэнергию, которую ему придется платить. Это решают "уполномоченные" из госаппарата. Мы покупаем энергию по любой цене. И нефть берем.

Российский бизнес до сих пор делает ставку на эту тринадцатую функцию. Это не приводит к росту корпоративной стоимости, а в конечном итоге убивает компании.

Для тех, кто начинает с 8-й функции, надо писать учебники по "russian business", хотя они сами их писать и будут. Выступать с лекцией в Гарварде их вряд ли пригласят. Но тут вам и не Гарвард. Лучшая закалка это: Гарвард - Норильск, Норильск - Гарвард. Тогда ты знаешь и то и другое. Ты живуч, ведь в России индекс жизнеспособности должен быть очень высоким - иначе сожрут.

В настоящий момент можно констатировать количественный перелом, т. е. качество перешло в количество. На первой фазе собственник - он же основной менеджер компании - ни о каких бизнес-процессах не задумывается и составлять их не умеет, поэтому ворует от неизбежности, считая, что это и есть коммерция, потом выясняет, что это не так, но уже поздно. А о стратегии развития не идет и речи. Дальше наступает какое-то просветление, и он уже способен отделить себестоимость от прибыли. Вот на этой фазе мы все в основном и находимся. А развитие для собственника начинается, когда он корпоративную стоимость наращивает, когда доллары в квадрате, доллары в кубе.

Возникает вопрос: какова система мотиваций? Вы скажите мне как консультанту: чего вы хотите как собственник? Все время тянуть из прибыли? Тогда вам не нужен сильный функциональный менеджмент - вам нужны юристы и финансисты. Юристы - чтобы не посадили, финансисты чтобы все культурно подсчитали. Для солидного бизнесмена - это вроде не годится. Уже столько "акционировали", столько накупили, вроде бы работать надо. А наемные "управленцы" вроде не воруют и в состоянии создавать и для себя, и для других. Более того, они очень любят свое дело. Появился реальный спрос на управленцев. А еще есть призрачная перспектива попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Для этого опять же нужен серьезный менеджмент.

До сих пор наш собственник к интеллектуальным играм почти не приступал. Он увлечен русскими вариантами игр. Но с точки зрения цивилизованного собственника он в основном играет в домино.

Что касается мотивации... На этапе бурного роста, а это более-менее общая ситуация для России, у вас просто не хватит денег, чтобы платить достойную зарплату менеджерам. Вы должны расплачиваться по-другому - опционами или акциями. Во всех крупнейших публичных западных компаниях собственника уже нет, он размазан. Поэтому менеджмент нужно мотивировать приращиванием корпоративной стоимости. А у нас еще неизвестно, как это сделать юридически. Без публичного рынка очень тяжело, это изобретение велосипеда.

В небольшом количестве наших публичных компаний, где действительно есть обращающиеся на рынке акции, где есть рыночная оценка, это можно себе позволить, и сделать это необходимо. У остальных возникают всевозможные придумки. Приходится переплачивать наличную составляющую как зарплатой, так и бонусом.

Да не надо платить такую зарплату, выплачивать столько бонусов! Если ты настроен на рост корпоративной стоимости, нужно расплачиваться за ее рост. Точка.

В любом случае управленец - фанатик своего дела, трудоголик, чуть более консервативный человек, чем предприниматель. Не будет платы без риска: меньше риск - меньше плата. Предприятие должно быть менее рискованным, менеджер должен быть менее рискованным, иначе пусть занимается предпринимательством. Но если мы говорим о развитии, о выходе из кризиса, о построении чего-то нового, о быстром росте, то менеджер должен быть значительно более агрессивным, чем в среднем на Западе, значительно более динамичным. Это единственное, что ему остается.

Есть те, кто профессионально работает, наращивает корпоративную стоимость несмотря ни на что, повышает внутреннюю эффективность, улучшает качество продукции, нормальным образом пытается создать себе рынок, если его нет, и обслужить его или обслужить существующий. Они регулярно учатся в Гарварде на каких-то курсах, занимаются изменением корпоративной культуры внутри компании, рисуют схемы, работают у доски, ездят на корпоративные тренинги. Им некогда попусту терять время и разбираться, кто у кого украл, они хотят заниматься будущим.

У нас пока мало грамотных управленцев на рынке. Без иностранных менеджеров все равно никуда, потому что российские предприятия достигли таких размеров и специфики, что им очень тяжело. Однако вероятность успеха иностранцев, для которых наша экономика как чистый лист бумаги, - 5-10%. Если же выбирать среди тех, кто работает в России уже давно, она возрастает до 90-95%.

Поэтому надо самим себя тащить за волосы, как небезызвестный персонаж. Шансы есть. Разделение труда - основа эффективности. Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь болты, работа всех идет прямо в сборочный цех.

У нас было 10 лет, чтобы чему-то научиться. Сейчас можно было бы переходить в высшую школу. Но в среднем мы остались на уровне третьего класса. Троечка с большим минусом. Но бизнес растет, показывает внутреннюю эффективность, становится понятно, что от грамотного менеджмента прибавочной стоимости больше, чем от воровства. Вот и все. Скоро к государству уже будут бегать: "У меня есть возможность честно платить налоги. Я их даже могу посчитать и забюджетировать. Но я же не могу их платить в гордом одиночестве, я буду неконкурентоспособен. Вот смотрите, нас уже в индустрии таких уже 3-5, есть еще 10. Помогите нам с ними договориться".Профессионализм нужно показать. Воспитывал рынок, не воспитывал, уж что выросло. Ведь существует масса возможностей для личных усилий и огромная вероятность получить именно на них полноценную отдачу.

Опубликовано: 04.11.2006
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования