1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Обобщение практики рассмотрения споров по главе 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения», обзор и вопросы применения. 29 апреля 2008 года


 .

Обобщение практики рассмотрения споров по главе 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения», обзор и вопросы применения.  


  29 апреля 2008 года

Статьей 18 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) установлены специальные налоговые режимы, среди которых можно выделить упрощенную систему налогообложения.
Глава 26.2. Кодекса - Упрощенная система налогообложения состоит из 16 статей.
Статья 346.11. Кодекса содержит общие положения применения упрощенной системы налогообложения.
Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов, таких как, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, и др. заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.
Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в соответствии со статьей 174.1 Кодекса (при осуществлении операций с договором простого товарищества или доверительного управления имуществом) взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование недрами и водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие.
В соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ с 01.01.2008 организациям и предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса (при осуществлении операций с договором простого товарищества или доверительного управления имуществом).
Также, организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. Вместе с этим, выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, необходимо и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.
Статьей 346.12. Кодекса определен круг налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения, к которым относятся организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, а также установлен ряд ограничений на ее применение (ограничение по доходам – не более 15 млн., видам деятельности, структуре организации – без филиалов и представительств, уставного капитала – доля участия других юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 25 процентов, по численности работников не более 100 человек и стоимости имущества - ост. стоимость не более 100 млн.).
Необходимо отметить, что с 1 января 2008 года ст. 346.12. НК РФ действует с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ.
Изменения коснулись подпункта 18 пункта 3 ст. 346.12. НК РФ и второго предложения пункта 4 ст. 346.12. НК РФ, которое дополнено порядком определения предельной величины доходов (по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения).
В отношении применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, в том числе, автономными некоммерческими организациями, организациями единственным учредителем которых выступает муниципальное образование, имеется правовая позиция ВАС РФ.
Так в постановлении от 12.10.2004 № 3114/04 Президиум ВАС РФ указал, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Поскольку Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.
Также в постановлении Президиума от 14.02.2008 № 17980/07 содержится вывод о том, что муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация" в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации..
Статья 346.13. НК РФ определяет порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения для действующих и вновь созданных организаций и предпринимателей, условия перехода на иной режим налогообложения, условия при которых налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения.
  Наряду с этим, указанной статьей предусмотрены правила и сроки перехода с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения и обратно.  
  С 01.01.2008 данная статья действует в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, в частности пункт 1 статьи дополнен обязанностью налогоплательщика сообщать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
 Этим же законом немного дополнены пункты 2 и 4 ст. 346.13. НК РФ, в пункте 2 слова "законодательством субъектов Российской Федерации" заменены словами "нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
 В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 № 14894/03 указано, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.
По правилам ст. 346.13. НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).
Иное толкование статьи 346.13 Кодекса не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 Кодекса.
В связи с этим, в постановлении сделан вывод о том, что отказ созданному в декабре 2002 г. предприятию применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
В статье 346.14. даны понятия объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14. НК РФ объектом налогообложения признаются при применении упрощенной системы налогообложения доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом порядок определения доходов закреплен статьей 346.15. НК РФ, расходов - соответственно, статьей 346.16. НК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.02.2005 № 11497/04 выбор объекта налогообложения, исходя из содержания статей 346.13 и 346.14 Кодекса, принадлежит налогоплательщику.
 Наиболее существенным изменениям подверглась статья 346.16. НК РФ.
 Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, ФЗ от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" расширен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.
Внесенные с 01.01.2008 изменения разрешают налогоплательщикам, применяющим УСН, учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Расходы определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ (в котором приведены определения реконструкции, модернизации и иных указанных работ) (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Данные расходы признаются с момента ввода основного средства в эксплуатацию независимо от того, приобретено ли само основное средство после перехода на спецрежим или до такого перехода (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
В перечень расходов, признаваемых при применении УСН, законодатель включил новый пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому должны учитываться:
- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);
- расходы на приобретение прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
При применении УСН также будут признаваться расходы на патентование, на оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации (пп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
При применении УСН организации и индивидуальные предприниматели смогут признавать расходы на НИОКР (пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Состав данных расходов такой же, какой предусмотрен для целей налогообложения прибыли в п. 1 ст. 262 НК РФ.
Изменения, вносимые в пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, направлены на то, чтобы разрешить налогоплательщикам признавать как расходы - затраты на все виды обязательного страхования. Ранее согласно данному подпункту при УСН учитывались расходы на обязательное страхование только работников и имущества.
Прежняя редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ устанавливала, что расходы, связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе, расходы на хранение, обслуживание и транспортировку, налогоплательщик может признавать при реализации данных товаров. При этом в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ было указано, что расходы, непосредственно связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются по мере их фактической оплаты.
Новая редакция пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержит указания на момент признания указанных затрат, а лишь устанавливает, что налогоплательщик может учесть расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, транспортировке и обслуживанию.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели могут признавать указанные расходы на приобретенные товары по мере их фактической оплаты, не дожидаясь реализации самих товаров.
Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ конкретизировал перечень налогов, которые можно относить к расходам.
В новой редакции пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ прямо предусмотрено, что к расходам относятся все виды налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.
К расходам, которые признаются при применении УСН, включены расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники, расходы по вывозу твердых бытовых отходов (пп. 35, пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Порядок принятия расходов, установленный пунктами 2, 3 ст. 346.16 НК РФ практически не изменился, содержание данных пунктов дополнено с учетом расширения перечня расходов (расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств).  
Перечисленные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года, в то же время их действие распространяется на 2007 год (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).
Статья 346.17. НК РФ определяет порядок признания доходов и расходов.
Федеральным законом N 85-ФЗ пункт 1 статьи 346.17 НК РФ дополнен положением, позволяющим исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения.
Таким образом, если налогоплательщик-продавец, применяющий УСН, возвращает покупателям ранее полученную предоплату, то на сумму возврата должны быть уменьшены доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Подавать уточненную декларацию за предыдущий период в таком случае не требуется.
Согласно действующему порядку (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) расходы учитываются при соблюдении двух условий: сырье и материалы должны быть оплачены и списаны в производство.
В целом порядок признания расходов, установленного пунктом 2 ст. 346.17 НК РФ не изменился, содержание пп. 4 пункта 2 ст. 346.17 НК РФ дополнено с учетом расширения перечня расходов (расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств).
В настоящее время расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Кроме того, Законом N 85-ФЗ в статью 346.17 НК РФ добавлен пункт 4, в соответствии с которым при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
Данные изменения также вступают в силу с 01.01.2008, однако применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2007.
Статьей 346.18. НК РФ установлено понятие налоговой базы.
Налоговая база при применении упрощенной системы определяется в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.
Порядок определения налоговой базы, установленной статьей 346.18. НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ и ФЗ от 19.07.2007 N 195-ФЗ не изменялся.
 Пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;
При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Положения пункта 2 статьи 55 НК РФ находятся в системной связи с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), согласно которому первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
На основании статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
При этом согласно пункту 2 статьи 346.19 НК РФ отчетными периодами по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения.
Статья 346.20. НК РФ различает размер налоговых ставок в зависимости от объекта налогообложения.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Статьей 346.21. НК РФ определен порядок исчисления, сроки и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.21 НК РФ налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу пункта 2 статьи 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
  В информационном письме от 18.12.2007 № 123 Высший Арбитражный Суд РФ указал на то, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора объекта налогообложения в равной степени имеют право уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплачиваемых за свое страхование.
Пунктом 4 статьи 346.21. НК РФ установлен порядок уплаты налога, плательщиками минимального налога, (выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов).
 Указанные налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
При этом ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 5 статьи).
 По вопросам исчисления и уплаты минимального налога, в целом, сложилась единообразная судебная практика. Имеется постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05, в котором сделан вывод о том, что минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.
Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса, либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.
Статьи 346.22., 346.23 НК РФ изменений не претерпели, порядок зачисления сумм налога, сроки подачи деклараций по итогам отчетных остались прежними: для организаций и предпринимателей - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиками – предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 346.24. НК РФ устанавливает порядок ведения учета доходов и расходов, в соответствии с которым, а также в силу положений п. 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации (предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов).
Они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при упрощенной системе налогообложения в книге учета доходов и расходов, которая по своей сути, является регистром налогового учета (письмо Минфина России от 15.04.2003 N 16-00-14/13).
Федеральный закон N 85-ФЗ внес изменения и в статью 346.25 Налогового кодекса РФ. В упомянутой статье предусмотрены правила для тех фирм, которые будут определять облагаемую налогом прибыль по методу начисления. После перехода они должны учесть в составе доходов выручку, поступившую от покупателей за реализацию товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в период применения упрощенной системы. Поправки уточнили, что речь идет о товарах (работах, услугах, имущественных правах), которые не оплачены до даты перехода на общий режим.
Такое же правило действует и в отношении расходов. То есть, расплачиваясь за товар, полученный еще при упрощенной системе, организация уменьшает доходы, облагаемые налогом на прибыль.
Согласно новой редакции статьи 346.25 Налогового кодекса РФ "признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса".
Более детально теперь прописан и период, когда признаются доходы и расходы.
В прежней редакции статьи 346.25 Налогового кодекса указывалось, что доходы и расходы признаются на дату перехода с упрощенной системы налогообложения на обычный режим.
Новой редакцией пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ установлено, что доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
Изменения коснулись пункта 3 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Согласно ему, после того как предприятие возвращается с упрощенной системы на общую систему налогообложения, бухгалтеру необходимо отразить в налоговом учете остаточную стоимость основных средств. Для этого стоимость объектов на момент перехода на упрощенную системы нужно уменьшить на сумму произведенных за период применения упрощенной системы налогообложения расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Уточняющие поправки касаются затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.
Наряду с внесенными изменениями статья 346.25 Налогового кодекса РФ дополнена пунктами 5 и 6.
Пункт 5 определяет, что организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило. Суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на упрощенную систему. При этом вычет возможен только при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный с авансов до перехода на упрощенную систему, если реализация происходит уже после перехода на этот специальный налоговый режим.

Согласно пункту 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило. Суммы налога НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков НДС.
Поправки, внесенные в ст. 346.25.1 НК РФ, затронули порядок применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы на основе патента.
Прежде всего, уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, по которым возможно применение УСН по патенту (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Данный перечень, по сути, остался тем же самым, но приведен в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Изменения, касающиеся непосредственно порядка применения УСН на основе патента, выражаются в следующем.
Во-первых, переход с УСН на основе патента на "обычную" упрощенную систему и обратно может осуществляться только по истечении периода, на который выдан патент (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).
Во-вторых, индивидуальный предприниматель, утративший право применять УСН на основе патента (например, вследствие привлечения наемных работников) и вернувшийся на иной режим налогообложения, вправе вновь начать работать по патенту лишь спустя три года с момента утраты права применения "патентной" УСН (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ). Об утрате данного права предприниматель обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.
В-третьих, уточнено, что выданный индивидуальному предпринимателю патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он выдан (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). В то же время налогоплательщик, уже имеющий патент, может подать заявление на получение патента на территории другого субъекта РФ.
В-четвертых, уточняются периоды, на которые может выдаваться патент: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год (абз. 3 п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Минфин России обращает внимание на то, что указанные периоды должны быть внутри календарного года. Период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год (Письмо от 14.08.2007 N 03-11-02/230). Иными словами, индивидуальный предприниматель перед началом IV квартала не вправе потребовать выдачи ему патента на следующие 12 месяцев.
В-пятых, размер потенциально возможного к получению годового дохода (исходя из которого определяется стоимость патента), если он не был изменен законом субъекта РФ с предыдущего календарного года, будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный для общего порядка применения УСН (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).
В-шестых, при оплате индивидуальным предпринимателем оставшейся части стоимости патента он вправе уменьшить ее на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ). Максимальный размер такого уменьшения не установлен (напомним, что при применении "обычной" УСН с объектом налогообложения "доходы" сумма налога уменьшается на страховые взносы не более чем на 50 процентов). Следовательно, оставшуюся часть стоимости патента (2/3 от его общей стоимости) можно уменьшить страховыми взносами полностью.
В-седьмых, установлено, что предприниматели, применяющие УСН на основе патента, не должны представлять налоговую декларацию (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ), однако должны вести книгу учета доходов и расходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Ранее такие разъяснения давал Минфин России в Письме от 09.02.2006 N 03-11-02/34. А в Письме от 14.08.2007 N 03-11-02/230 говорится, что в книге учета доходов и расходов отражать расходы необязательно.

Исходя из специфики данного налогового режима, определился круг споров, наиболее часто встречающихся при применении положений главы 26.2. Налогового кодекса РФ.
В практике Арбитражного суда Амурской области условно можно выделить следующие виды споров, связанных с применением упрощенной системы налогообложения:
1. оспаривание решений налоговых органов об отказе в переводе на упрощенную систему налогообложения – дела №№ А04-9514/03-5/1051, А04-1935/05-1/115, А04-7179/06-1/731, А04-330/07-1/6, А04-2947/07-14/346;
2. оспаривание решений налоговых органов, по доначислению сумм налога, применения налоговых санкций в связи с неверным исчислением налога - дела №№ А04-8082/06-5/958, А04-6389/06-25/341, А04-884/07-14/31, А04-3745/07-19/331;
3. взыскание налоговых санкций в соответствии со ст.ст. 119, 122 НК РФ дела №№ А04-708/07-1/78, А04-8071/06-5/957 и др.
Факт подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения с пропуском срока, установленного ст. 346.13 НК РФ, и до истечения налогового периода не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем году, то есть с момента государственной регистрации (дела № А04-9514/03-5/1051, № А04-1935/05-1/115, № А04-2947/07-14/346, № А04-7179/06-1/731).
  Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции об отказе в переводе на УСН с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя незаконными и обязании налогового органа применить УСН.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Судом отмечено, что глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, не устанавливает, что предусмотренный статьей 346.13 Кодекса срок является пресекательным и пропуск этого срока влечет отказ в переводе на упрощенную систему налогообложения, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
Кроме того, судом установлено, что, отказывая в применении упрощенной системы налогообложения, налоговый орган не учел также то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме, поскольку подача такого заявления произошла до истечения налогового периода.
Следовательно, предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году.
  Данная правовая позиция согласовывается судебной практикой других округов (дело N А11-3795/2005-К2-18/225 ФАС Волго-Вятского округа, N Ф04-1960/2007(32963-А81-29 ФАС Западно-сибирского округа, N А66-345/2006 ФАС Северо-Западного округа и др.).
  Организация, учредителем которой является орган исполнительной власти вправе применять упрощенную систему налогообложения (дело А04-330/07-1/6).
Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа налоговой инспекции на упрощенную систему налогообложения, обязании ответчика осуществить перевод на УСН.
  По правилам п. 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Ограничения определены в пункте 3 названной статьи, в частности, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов (подпункт 14).
Пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
  Для целей Налогового кодекса Российской Федерации организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо, компания и другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств, международная организация, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Судом было установлено, что учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование (статья 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Муниципальные предприятия и организации входят в состав муниципальной собственности (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поскольку единственным собственником муниципального предприятия явилось муниципальное образование в лице исполнительного органа, то 100% уставного фонда сформировано за счет средств муниципального образования, в формировании уставного фонда муниципального предприятия другие организации участия не принимали, в связи, с чем в муниципальном предприятии отсутствует доля непосредственного участия других организаций.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа муниципальному предприятию в применении с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что предприятие имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, основания для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ отсутствуют.
При определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, стоимость услуг по транспортировке товаров подлежит включению в материальные расходы (№ А04-8082/06-5/958).
  Предприниматель обратился в суд с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным решения.
  По мнению заявителя, при вынесении решения налоговый орган пришел к неверному выводу о необоснованном включении предпринимателем затрат на оплату железнодорожных услуг и материалов, понесенных предпринимателем в 2003, 2004 году, в расходы при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В силу пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, указанные в пункте 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21 пункта данной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций.
  Как следует из материалов дела, предприниматель осуществлял поставки лесопродукции хозяйствующим субъектам.
  Судом на основании представленных первичных документов было также установлено, что все расходы по оплате железнодорожных услуг нес заявитель.
  С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что исключение из состава расходов предпринимателя затрат на оплату железнодорожных услуг по отправке вагонов при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, необоснованно.
  Постановлениями 2 и 3 инстанций решение суда оставлено в силе.
  Данная позиция находит свое отражение в многочисленной практике других округов, в частности ФАС Волго-Вятского округа дело № А82-13833/06-37, ФАС Восточно-Сибирского округа дело № А33-9948/06-Ф02-6783/07, ФАС Западно-Сибирского округа дело № Ф04-7763/2006 С28630-А46-19 и др.
  Несколько иной подход был сделан судом при вынесении решения по делу № А04-6389/06-25/341.
  При сравнительно сходных обстоятельствах, суд отклонил ссылку предпринимателя на п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ и пришел к выводу о том, что транспортные расходы как самостоятельный вид расходов не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  В обосновании данного вывода суд указал, что подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в 2003 и 2004 годах не предусматривал расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров. Возможность учтения поименованных расходов предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вступившим в силу с 1 января 2006 года. Изложенное также относится и к ч. 2 ст. 346.17 НК РФ, которая до 1 января 2006 года также не предусматривала указанного вида расходов.
  При вынесении решения судом также было отмечено, что п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлен исчерпывающий перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Транспортные расходы, расходы за услуги за раскредитовку контейнеров, работу крана, въезд на площадку, а также затраты на железнодорожный тариф не предусмотрены данной нормой в качестве самостоятельного вида расходов, подлежащих включению в расходы при исчислении налоговой базы.
  Между тем, согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
  К работам (услугам) производственного характера указанной нормой отнесены транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).  
  Исходя из толкования указанной нормы, суд посчитал, что транспортные расходы могут быть включены в состав материальных расходов, подлежащих учету при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, лишь при условии, если они понесены налогоплательщиком в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере производства (изготовления) продукции, выполнения работ, оказания услуг, но не при доставке реализуемых товаров.
  Необходимо отметить, что, вынося решение по данному делу, судом была принята во внимание соответствующая практика ФАС Дальневосточного округа.
  Судом кассационной инстанции решение оставлено в силе.
  В рассматриваемом случае, наиболее предпочтительной выглядит позиция суда по делу № А04-8082/06-5/958 в силу следующих оснований.
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим условиям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса к работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей).
Применительно к положениям главы 26. 2. НК РФ, ст.ст. 252, 254 НК РФ, возможность отнесения затрат на транспортные услуги не ставится в зависимость от вида деятельности налогоплательщика (торговля или производство).
Таким образом, при оценке правомерности принятия налогоплательщиком в целях налогообложения по упрощенной системе налогообложения расходов на транспортные услуги, решающее значение будет иметь установление судом факта обоснованности и документального подтверждения произведенных расходов, их соответствие осуществляемой деятельности и направленность на реальный экономический результат.
  Официальная позиция Министерства финансов РФ по данному вопросу выражена в письме от 12 января 2006 г. N 03-11-02/3, в котором указано, что в соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2006 года могут учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
  При реализации указанных товаров доходы от этих операций уменьшаются на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.
Суммы, полученные организацией, в счет исполнения договора строительного подряда подлежат включению в состав доходов при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения (А04-884/07-14/31).
  Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о признании незаконным решения.
  По мнению заявителя, налоговым органом при внесении оспариваемого решения, в состав суммы, подлежащей включению в доходы, учитываемые при определении налоговой базы, необоснованно были включены денежные средства, по агентскому договору.
  В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
-доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
  Как следует из содержания ч. 1 и 2 ст. 346.17 НК РФ - в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
 Согласно п/п. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Судебными инстанциями по делу с учетом предмета и содержания договора, названного сторонами как агентский, было установлено, что указанный договор является договором строительного подряда.
Поскольку, суммы, поступившие на счет организации при исполнении данного договора, должны быть включены в состав доходов, на них не может быть распространено действие п.п.9 ч. 1 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы.
По итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса – для минимального налога с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей (дело № А04-3745/07-19/331).
Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к о признании решения налоговой инспекции недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности за не уплату сумм налога в результате неверного исчисления минимального налога за 2004-2005 годы в виде штрафа в размере 20% от не уплаченной суммы налога, в части предложения уплатить штраф за не уплату сумм налога, в части предложения уплатить пени за несвоевременность уплаты минимального налога.
В соответствии с предписаниями статьи 346.12 НК РФ предприятие в исследуемый период времени находилось на упрощенной системе налогообложения и уплачивало единый налог.
Согласно предписаниям статьи 346.18 НК РФ (в редакции, действовавшей в исследуемый период) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что предприятие перечислило авансовые платежи по единому налогу с доходов в 2004 и в 2005 годах в размере, превышающем, сумму минимального налога, подлежащего уплате в 2004, 2005 годах.
При вынесении решения суд исходил из того, что минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.
Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса – для минимального налога с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.
С учетом положений пункта 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с фактической уплатой единого налога предприятием в установленные сроки за 2004 и 2005 годы, отсутствием задолженности предприятия по единому (минимальному) налогу, суд признал оспариваемое решение в части привлечения общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за не уплату минимального налога в виде штрафа в размере 20% от не уплаченной суммы налога и исчисленные пени за не уплату минимального налога недействительным.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05.
Неполная уплата сумм налога является основанием для привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ (дело № А04-708/07-1/78).
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По правилам п. 6 ст. 346.18 НК налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В ходе рассмотрения дела судом был установлен факт нарушения предписаний п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в связи с неправильным исчислением ответчиком налога, что привело к его занижению.
Требования налогового органа судом удовлетворены.
При переходе на упрощенную систему налогообложения общество утратило статус плательщика налога на добавленную стоимость и не может быть привлечено к ответственности за непредставление соответствующей декларации. (дело А04-8071/06-5/957).
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с организации налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, что влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, субъектом ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налогоплательщик.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организацией за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В процессе разбирательства по делу судом было установлено, что ответчик находился на упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, суд установил, что общество не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 174 НК РФ.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что общество не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость, основания для вынесения решения о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119 НК РФ отсутствовали, в связи с чем, оно не может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.
Данные обстоятельства послужили основой для отказа в удовлетворении заявленных требований.
  Выводы.
  В целом, сложившаяся в Арбитражном суде Амурской области практика применения главы 26.2. Налогового кодекса РФ (упрощенная система налогообложения) не отличается от аналогичной практики по другим округам, за исключением вопроса о включении стоимости услуг по транспортировке товаров в материальные расходы, который был рассмотрен и проанализирован выше.
Примечание.
  Ввиду небольшого количества дел, связанных с рассмотрением данного вида споров в Арбитражном суде Амурской области, для проведения обзора были использованы судебные акты, принятые в период с 2005-2007 годов, оставленные в силе вышестоящими судебными инстанциями или не обжалованные вовсе.
  Сведений об отмене судебных актов, принятых по результатам рассмотрения дел в связи с применением главы 26.2. Налогового кодекса РФ в Арбитражном суде Амурской области не имеется.


Судья Чумаков П.А.  

 



Опубликовано: 16.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования