1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Справка по обобщению практики разрешения споров, связанных с при-менением Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»


Справка
по обобщению практики разрешения споров, связанных с при-менением Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

  Согласно плану работы Арбитражного суда РСО-А на 2 полугодие 2008 года обобщена практика рассмотрения дел, связанных с применением Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции» (далее Закон №167-ФЗ) по делам, рассмотренным в первом полугодии 2008 года.
  За указанный период судом рассмотрено 159 дел, из которых 10 заявлений оставлено без рассмотрения, по 29 делам производство по делу прекращено, по 120 делам были вынесены решения; в рамках дел о банкротстве рассмотрено 9 заявлений.
Судебные акты данной категории дел обжалованы не были.
  Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачиваются по правилам, которые установлены в Законе №167-ФЗ. Данный закон определяет субъектов страхования, объект и базу для начисления взносов, порядок их расчета, срок уплаты и т.д.
  Кроме того, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, регулируются еще и Налоговым кодексом РФ, но только в части, которая не урегулирована Законом №167-ФЗ (абз.1, 3 ст.2 Закона №167-ФЗ).
  Например, процедура взыскания недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам в судебном порядке Законом №167-ФЗ не урегулирована. Следовательно, такое взыскание производится в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
  Помимо Закона №167-ФЗ и Налогового кодекса РФ существуют и иные федеральные законы, касающиеся этого вида страхования. В их числе Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст.2 Закона №167-ФЗ). Он, в частности, устанавливает права и обязанности плательщиков страховых взносов, связанные с представлением в Пенсион-ный фонд РФ сведений о застрахованных лицах.
  Как установлено пунктом 1 статьи 25 Закона №167-ФЗ, контроль за исчислением и упла-той страховых взносов осуществляют налоговые органы. Они, в частности, проводят про-верку расчетов и деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхо-вание (п.п. 2, 6 ст.24 Закона №167-ФЗ). А при выявлении задолженности за страхователя-ми сообщают об этом в органы Пенсионного фонда РФ (п.2 ст.25 Закона №167-ФЗ).
Иных полномочий налоговым органом законом не предоставлено.
  Остальные контрольные функции возложены на Пенсионный фонд РФ, который являет-ся страховщиком по данному виду страхования (ст.5 Закона №167-ФЗ). Именно он реги-стрирует плательщиков взносов (страхователей), осуществляет учет поступивших страхо-вых взносов, проводит проверки страхователей по вопросам достоверности представлен-ных ими сведений о трудовом стаже и доходе застрахованных лиц, взыскивает недоимки, пени, штрафы и т.д. (ст.ст.13, 25, 25.1 Закона №167-ФЗ).
  Причем орган Пенсионного фонда РФ вправе производить взыскание недоимки, пени и штрафа по страховым взносам только на основании представленных налоговой инспекцией сведений о наличии задолженности у страхователя. До получения таких сведений орган ПФР не может принимать решение о взыскании указанных платежей.
  В 2006-2007гг. судом рассматривались дела, из материалов которых следовало, что нало-говый орган пытался самостоятельно взыскивать с плательщиков страховых взносов не-доимки, пени и штрафы по страховым взносам, т.е. вместо органов ПФР.
  Они направляли страхователям требование об уплате указанных сумм, а при его невы-полнении выносили решения о взыскании страховых взносов, пени и привлечении к от-ветственности по статье 27 Закона №167-ФЗ.
  Такие действия налоговых органов в арбитражной практике признавались и на сего-дняшний день признаются незаконными (Определение ВАС РФ от 04.03.2008 №2206/08, ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2008 №А56-52443/2006, ФАС Московского округа от 10.05.2007, 17.05.2007 №КА-А41/3881-07, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 N Ф08-7697/07-2880А).
  В первом полугодии 2008 года в суд не поступали заявления от налоговых органов о взыскании задолженности с плательщиков страховых взносов. С заявлениями обращались только органы ПФР со следующими требованиями: о взыскании недоимок и пени; о взы-скании только сумм пени и о взыскании с индивидуальных предпринимателей санкций за нарушение срока регистрации в органах ПФР в качестве страхователя.
  Изучение дел, рассмотренных судом за первое полугодие 2008 года, показало, что все виды требований судьями были рассмотрены в полном соответствии с арбитражной прак-тикой, а именно: судьями правильно проводилась проверка соблюдения органами ПФР процедуры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам; правильно определялся срок исковой давности по каждому заявленному периоду взыскания основ-ной задолженности и пени; сумма взыскиваемой задолженности по требованию суда под-тверждалась первичными бухгалтерскими документами; органы ПФР по требованию суда представляли перерасчет по заявленным суммам недоимки и пени, а в случаях непредставления обоснованного расчета судьями такие расчеты производились самостоятельно по методике, определенной требованиями действующего законодательства; объективно выяснялась и учитывалась степень вины лица, на которого налагался штраф.
1. Арбитражным судом РСО-Алания за проверяемый период рассмотрено 9 заявлений ор-ганов ПФР о взыскании с индивидуальных предпринимателей санкций за нарушение срока регистрации в органах ПФР.
  Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовые договоры с наемными ра-ботниками, является страхователем по отношению к этим работникам и обязан уплачи-вать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
  В силу пункта 1 статьи 27 Закона №167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 указанного Закона срока регистрации в органе ПФР влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей; при пропуске срока регистрации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10.000руб.
  За нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании индивидуаль-ные предприниматели и организации привлекаются к ответственности в порядке, преду-смотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
  При этом, согласно сложившейся судебной практики, при рассмотрении вопросов о на-ложении штрафов судьи руководствовались пунктом 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения и определяться исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления; пунктом 4 статьи 112 НК РФ, в соответствии с которым право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность предоставлено, в том числе и судам.
  В статье 112 НК РФ приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.
  Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчаю-щего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Нало-гового кодекса Российской Федерации.
  Проверка рассмотренных дел по взысканию с индивидуальных предпринимателей штра-фов за нарушение сроков регистрации в органах ПФР показала, что судом принимались решения в соответствии со сложившейся судебной практикой.
При рассмотрении дел смягчающими вину обстоятельствами были признаны следующие:
= ИП являлся инвалидом второй группы (А61-574/08-9);
= ИП длительный период времени находился в больнице (А61-576/08-4);
= ИП ранее не привлекался к ответственности за совершение налоговых правонарушений (А61-1035/08-9);
= ИП находился за пределами республики на курсах повышения квалификации (А61-726/08-4);
= ИП в полном объеме уплачивал страховые взносы, в связи с чем, правонарушение не повлекло тяжких последствий (А61-1035/08-9, А61-943/08-14).
  По трем делам судом не было признано смягчающим вину обстоятельством факт свое-временной уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов и своевре-менной сдачи отчетности (дел №А61-577/08-4, А61-724/08-4; А61-575/08-4; А61-725/08-4).
  При этом судья исходил из того, что отсутствие на день принятия судом решения задол-женности у ИП перед внебюджетным фондом по уплате страховых взносов и своевремен-ная сдача отчетности не могут являться обстоятельствами, смягчающими ответственность, поскольку уплата сумм страховых взносов и сдача отчетов являются его обязанностями, которые должны быть исполнены ИП в любом случае в соответствии с действующим за-конодательством.
2. Производство по 20 делам было прекращено по причине установления судом фактиче-ской задолженности ответчика, составляющей менее 50.000руб. (например, А61-257/08-4, А61-300/08-14, А61-40/08-9, А61-46/08-8, А61-288/08-14 и др.)
  В силу пункта 3 статьи 25 Закона №167-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
  В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ №105 от 20.02.2006г. при обращении в арбитражные суды с заявлениями о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взы-скиваются органами ПФР самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к произ-водству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на ос-новании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
  Из материалов указанных выше дел следует, что судом правомерно были приняты заяв-ления органов ПФР к производству, так как первоначально заявленная к взысканию сумма превышала предел, установленный Законом №167-ФЗ.
  Однако в процессе рассмотрения дел судьями было выяснено, что фактически или ос-новная сумма задолженности или сумма пени, указанная в исковом заявлении, являются завышенной, а потому производства по таким делам были прекращены правильно.
  По 9 делам производство по делу было прекращено в связи с отказом органов ПФР от исковых требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ (А61-287/08-8, А61-252/08-8, А61-294/08-14 и др.). Судьями принимались отказы от иска, так как причинами служили факты установления самими заявителями или судом завышения предъявленной к взысканию суммы, а потому действия судей в рамках статьи 49 АПК РФ соответствовали закону и не нарушали прав и законных интересов лиц, как участвовавших в деле, так и других лиц.
3. Из 120 дел, рассмотренных судьями, по которым были приняты решения, следует, что в полном объеме требования органов ПФР судом не удовлетворялись. Отказ или частичный отказ от удовлетворения заявленных требований был связан со следующим.
  Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взно-сов обеспечивается пенями.
  В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сро-ки уплаты (статья 23 Федерального закона N 167-ФЗ), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому орган ПФР вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
  Проверка соблюдения органами ПФР срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
  При этом данный срок включает 3-месячный срок на предъявление требования, 14-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в ар-битражный суд (п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указан-ный правовой вывод изложен также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №16933/07).
  Судом рассмотрено 16 заявлений ПФР о взыскании с предпринимателей и юридических лиц задолженности по пеням, из которых по 15 требования удовлетворены не были (А61-248/08-4, А61-250/08-14, А61-252/08-8 и др.), и только по одному делу заявленные требо-вания были частично удовлетворены (А61-888/08-14). В материалах данного дела имелось вступившее в законную силу решение арбитражного суда о взыскании с ответчика недо-имки по страховым взносам. Решение не было исполнено, задолженность не уплачена, в связи с чем, пеня была рассчитана и предъявлена к взысканию за последующий период времени.
  По 9 делам производство по делу было прекращено по причине того, что заявленная сумма пени не превышала 50.000руб. (А61-288/08-14, А61-292/08-14, А61-14/08-0, А61-42/08-8 и др.)
  По 6 делам в удовлетворении требований ПФР о взыскании пени было отказано в пол-ном объеме в связи с неподтвержденностью заявителем имеющейся у ответчиков основ-ной задолженности по уплате пеней и недоказанностью возможности ее взыскания в су-дебном порядке (А61-886/08-8, А61-290/08-14, А61-250/08-14).
  Согласно практике арбитражных судов и нашего суда нередко органы ПФР пытаются взыскать с плательщиков пени, начисленные на задолженность, срок взыскания которой уже истек. Пени на такую задолженность не должны начисляться: постановление ФАС УО от 18.01.2007 №Ф09-11914/06-С2, ФАС ВСО от 13.12.2006 №А74-2081/06-Ф02-6652/06-С1, от 23.11.2004 №А33-11228/04-С3-Ф02-4793/04-С1, постановление ФАС СКО от 04.08.2008 №Ф08-4337/2008 по делу №А20-3506/2007. Приведенные судебные акты приняты как по спорам, касающимся взыскания пеней с задолженности по налогам, так и по пенсионным взносам, в которых выражена одинаковая позиция о необходимости со-блюдения органами ПФР норм налогового законодательства в части своевременности со-вершения действий по взысканию платежей.
  Для рассмотрения вопроса о взыскании пени судьями должна быть определена сумма основного долга, возникшая у должника за конкретный период времени и подтвержденная первичной бухгалтерской документацией, при чем с учетом того, что сроки взыскания по ней еще не прошли. Однако органы ПФР в судебных заседаниях или не представляют такие доказательства или представляют их не в полном объеме, что существенно затрудняет возможность взыскания с недобросовестного плательщика страховых взносов, предназначенных для выплат пенсий.
  Пленум ВАС РФ от 26.07.2007 №47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» определил методику расчета пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансов.
  Арбитражными судами указанные разъяснения Пленума ВАС РФ неукоснительно при-менялись при рассмотрении дел данной категории, в связи с чем, Минфин России, ранее не соглашавшийся с практикой судов по начислению пени при просрочке уплаты авансо-вых платежей (письма Минфина России от 28.05.2007 №03-04-07-02/18, от 09.10.2007 №03-02-07/1-435, от 31.01.2006 №03-05-02-03/5), в письме от 23.06.2008 №03-02-07/1-228 указал на необходимость применения методики расчета, изложенной ВАС РФ (такая же позиция изложена в письме УФНС России по г.Москве от 29.04.2008 №21-11/041841@)).
  До официального подтверждения Минфином России позиции арбитражных судов суд обязывал органы ПФР представлять перерасчеты заявленных сумм, так как регламент их работы не позволял им это делать вне требований суда, указываемых в определениях, что заставляло судей неоднократно откладывать судебные заседания.
  Исходя из вышеизложенного, органам ПФР следует разъяснять возможность изначаль-ного предъявления в суд заявления, одним из требований которого может быть взыскание пени за просрочку уплаты страховых взносов по день фактического исполнения обязанности по уплате основного долга. В таком случае органы ПФР в рамках исполнительных производств, контролируя действия судебных приставов-исполнителей, освобождаются от новой подачи иска в суд за следующий период времени, а также от повторного доказывания обстоятельств дела.
  Рассматривая требования органов ПФР о взыскании с ответчиков пени, суд столкнулся с такими же проблемами, как и при рассмотрении требований о взыскании основной задол-женности. Это такие, как позднее обращение органов ПФР в суд за взысканием задолжен-ности за конкретный отчетный период, необоснованность заявленных требований по от-ношению к фактически имеющейся задолженности, неподтвержденность требований не-обходимыми первичными документами и расчетами, а также отсутствие доказательств соблюдения порядка взыскания заявленной суммы.
  Причина возникающих сложностей при рассмотрении дел данной категории содержится в взаимоотношениях органов ПФР и налоговых органов.
4. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Закона №167-ФЗ в целях осуществления контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган обязан передавать соответствующему террито-риальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
  Таким образом, информация о неплательщике страховых взносов накапливается в нало-говых органах, а в суд имеет право обратиться только Пенсионный фонд и только на ос-новании сведений налогового органа. До получения таких сведений орган ПФР не может принимать решение о взыскании указанных платежей.
  В связи с неисполнением налоговыми органами требований действующего законодательства о своевременной передаче таких сведений в органы ПФР еще в 2003 году Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации подписано Соглашение по информационному взаимодействию от 02.12.2003 №БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С.
  По причине непередачи органам ПФР установленных законом сведений, или передачи их с пропуском определенных законом сроков (что приводило к невозможности своевременной подачи иска в суд), в Соглашении были определены принципы, которыми обе стороны обязывались руководствоваться, в том числе: обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей и своевременность представляемой информации.
  На сегодняшний день данное Соглашение применяется в части, не противоречащей По-рядку, утвержденному Распоряжением Пенсионного фонда РФ №282р и ФНС России №231@ от 28.12.2006 «Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда РФ и ФНС России по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 №137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-ской Федерации и признании некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров».
  Согласно утвержденному Порядку руководители территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных налоговых органов обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение установленных Порядком сроков передачи налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности.
  Исходя из пунктов 3.1 и 3.3 Порядка сумма задолженности по страховым взносам, рас-считываемая налоговыми органами на основании данных расчетов по авансовым плате-жам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пла-тежным документам страхователя об уплаченных страховых взносах, направляется в тер-риториальные органы ПФР, 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным перио-дом, и 5-го числа второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декла-рации, нарастающим итогом. Одновременно направляются сведения о сумме начисленных пеней и штрафов.
  По результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10-ти календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
  Учитывая вышеназванный порядок, суд, рассматривая дела данной категории, со време-нем пришел к выводу о необходимости привлечения к участию в делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, межрайонные налоговые инспекции, по сведениям которых орган ПФР обращался в суд.
Это было вызвано следующими причинами:
= сумма требований, заявленная органами ПФР, не подтверждалась первичной бухгалтер-ской документацией, которую налоговая инспекция обязана направлять в пенсионный фонд;
= данные по заявленной органом ПФР к взысканию сумме задолженности противоречили данным, полученным от налогового органа;
= отсутствие в материалах дела информации о дате направления налоговым органом в адрес Пенсионного фонда сведений по заявленной сумме задолженности;
= невозможность уточнения судом периода возникновения основной задолженности и периода начисления пени;
= отсутствие у Пенсионного фонда полномочий по самостоятельному перерасчету (изме-нению) заявленной суммы пени в случае представления расчета суммы пени, не соответ-ствующего правилам ее начисления.
  При участии в рассмотрении дел налоговых инспекций в качестве третьих лиц суд ста-рался получить объективную картину по формированию задолженности и начислению пени, подтверждаемую первичной бухгалтерской документацией неплательщика страхо-вых взносов.
  Следует отметить, что изначально налоговые инспекции заявляли устные ходатайства об исключении их из участников арбитражного процесса, мотивируя тем, что на этапе взы-скания в судебном порядке задолженности по страховым взносам налоговый орган не мо-жет принимать участие в отсутствие таковых полномочий по закону.
  Судьями ходатайства не удовлетворялись в связи с отсутствием у них иной возможности для проверки заявленных требований.
  На основании изложенного проверка дел, рассмотренных с применением Закона №167-ФЗ, показала, что судьями дела данной категории рассматриваются в полном соответствии с практикой всех арбитражных судов.
Предложения: Обсудить данную справку на Президиуме Арбитражного суда РСО-А.
Судья С.А.Акимцева


 



Опубликовано: 16.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования