1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА


РЕКОМЕНДАЦИИНАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГОСОВЕТА
 
  Утверждено протоколом от 28.03.2008 заседания Президиума Федерального арбитражного суда Поволжского округа РЕКОМЕНДАЦИИ научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа
 
  Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Поволжского округа норм права
 
РЕКОМЕНДУЕТ
 
  При разрешении споров по ниженазванным категориям исходить из следующих положений

1. Вопросы, связанные с применением Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

 
1.1 В каком порядке должны рассматриваться дела по жалобам на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также по искам заинтересованных лиц о признании недействительным размещения заказа -по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, или в порядке искового производства по правилам ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений?

Часть 1 статьи 2 названного Федерального закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
  Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд, третейский суд.
  Согласно части 2 указанной правовой нормы защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

  Таким образом, глава 8 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ предусматривает возможность защиты гражданских прав участников размещения заказа:

1) в административном порядке, то есть путем подачи жалобы в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов;

2) в судебном порядке, путем подачи в суд соответствующей жалобы.


  Таким образом, в соответствии со статьей 57 Федерального закона суды рассматривают жалобы участников размещения заказа на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
  Согласно части 9 статьи 60 данного Федерального закона решение органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

  Согласно части 3 статьи 57 Закона размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления только судом. То есть, еще одна категория дел, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов участников размещения заказов - дела по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов исполнительной власти и местного самоуправления о признании недействительным размещения заказа.
  В связи с этим, порядок рассмотрения дел, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, определяется применительно к каждой из вышеназванных категорий.
  В порядке искового производства (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации) подлежат рассмотрению дела по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов исполнительной власти о признании недействительным размещения заказа в силу того, что данные дела возникают из отношений, регулируемых гражданским законодательством, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также в силу прямого указания закона на исковой порядок (часть 9 статьи 60 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
  Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен статьей 197 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  Учитывая изложенное, судам следует обращать внимание на субъектный состав участников спора и характер правоотношений (публичный или гражданско-правовой).
 
1.2 Подлежат ли оценке при подведении итогов конкурса предложения участника конкурса, которые не были предусмотрены условиями конкурса?

  Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (по цене единицы товара - в отдельных случаях) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
  При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть и иные, например, функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
  Согласно части 6 статьи 28 данного Федерального закона не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
  В связи с этим, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по критериям, не указанным в конкурсной документации (в том числе, например, по неуказанному в конкурсной документации критерию квалификации участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг) противоречит части 4 вышеназванной нормы Закона.
  Несоответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (например, наличие лицензии) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11, части 6 статьи 12 Федерального закона является основанием для недопуска участника к конкурсу.
 
1.3 Может ли являться основанием для признания конкурса недействительным допущенная конкурсной комиссией ошибка в оценке одного из условий конкурса при подведении его итогов?
  Наличие ошибки в оценке одного из условий конкурса при подведении его итогов может являться основанием, для признания конкурса недействительным в случае, если данная ошибка повлекла за собой нарушение правил торгов, установленных Законом.
  В частности, согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. Согласно части 9 названной нормы победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявки на участие в конкурсе, которому присвоен первый номер.
  Ошибочная оценка и сопоставление заявок, следствием которых явилось неправильное определение лучших условий исполнения контракта и неправильное присвоение первого номера заявки на участие в конкурсе является нарушением правил торгов и основанием для признания конкурса недействительным.
 
1.4 Можно ли признавать отказ конкурсной комиссии неправомерным в допуске к участию в конкурсе, если условия конкурса не содержат требований о предоставлении участниками конкурса специальных документов (например лицензии и т.п.) по основанию отсутствия такого документа?

  В данной ситуации рекомендуем судам исходить из того, что несоблюдение участником размещения заказов требования закона о наличии у соответствующего участника лицензии на деятельность по предмету конкурса является основанием для отказа в его допуске к участию в торгах независимо от отсутствия в конкурсной документации соответствующего требования.
  Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона при размещении заказа, путем проведения торгов, устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 5 названной статьи, указанные требования предъявляются ко всем участникам размещения заказа.
  В правоприменительной практике возможно возникновение такой ситуации, когда имелись законные требования, например, о наличии лицензии на осуществление деятельности по строительству объектов повышенной этажности, однако, участник размещения заказа, полагал достаточным наличие лицензии на общестроительные работы, учитывая отсутствие в конкурсной документации требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по строительству объектов повышенной этажности, к тому же рассчитывал на привлечение субподрядчика.
  Из положений Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ прямо не следует обязанность победителя конкурса - подрядчика выполнить строительные работы лично. В силу части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик вправе привлечь субподрядчиков, если иное не предусмотрено договором.
  Таким образом, решающую роль при определении правомерности привлечения субподрядчиков имеет указанный в конкурсной документации предмет конкурса -предусматривают ли условия подлежащего заключению договора обязанность выполнить работы лично или с привлечением субподрядчиков.
 
1.5 Полномочия Федеральной антимонопольной службы при осуществлении контроля за исполнением Федерального Закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  В соответствии с положениями пунктов 6 и 7 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе:

обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства.
 
1.6 Какие применимы последствия недействительности сделок, при оспаривании Федеральной антимонопольной службой или заинтересованными лицами заключенных и исполненных контрактов по результатам проведенных торгов?

  В соответствии с частью 2 статьи 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работы или предоставленной услуги) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Учитывая изложенное, законом не предусмотрено, что частичное или полное исполнение сторонами ничтожного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является основанием для отказа в удовлетворении иска о применении последствий недействительности сделки.
 
1.7 В какой ситуации суд должен отказать в удовлетворении заявленных требований по исполнению предписаний Федеральной антимонопольной службы?

  Подход при рассмотрении данной категории споров с учетом исполнимости или неисполнимости предписания антимонопольного органа не является правильным исходя из положений ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой предписания могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть в данном случае, заключение государственного контракта не является препятствием к проверке соответствия закону и иным нормативным правовым актам предписания антимонопольного органа.
 
1.8 Имеет ли место нарушение прав и законных интересов лица (организатора торгов, участников размещения заказа) в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности при вынесении антимонопольным органом предписания, содержащего намерение обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным?

Данный вопрос исключен из обсуждения на научно-консультативном совете.
 
1.9 В соответствии с частью 3 статьи 20 и частью 4 статьи 32 Закона не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (аукционе), за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных данным законом, но допустимо ли взимание платы за услуги уполномоченного органа по размещению муниципального заказа с победителей торгов (сохраняет ли победитель торгов статус участника размещения заказа).

  Согласно статье 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с положениями названного Закона, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт либо контракт).
  Согласно части 4 статьи 9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
  Таким образом, вплоть до даты заключения государственного или муниципального контракта осуществляется размещение заказа и победитель конкурса до даты заключения контракта является участником размещения заказа и взимание с победителя конкурса платы за услуги уполномоченного муниципального органа по размещению заказа не соответствует закону.
 
1.10 Имеет ли место превышение полномочий со стороны антимонопольного органа в случае выдачи предписания о прекращении нарушения Закона путем отмены протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, оценки и сопоставления заявок в конкурсе? Повлечет ли отмена протоколов отмену результатов торгов?

  В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на нарушения законодательства, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе выдать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
  На основании изложенного, выдача предписаний об отмене протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является правомерной, в случае если отмена протоколов является способом устранения нарушений.
В связи с этим нарушение правил проведения торгов является основанием для признания торгов недействительными.
 
1.11 В каком порядке возможна отмена торгов, признание размещенного заказа недействительным?

  В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на нарушения законодательства уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе выдать обязательные для исполнения предписания, в том числе об аннулировании торгов. Предоставление уполномоченному органу таких прав на осуществление контроля связано с тем, что по существу указанным Федеральным законом наряду с судебной формой защиты гражданских прав участников отношений по размещению заказа введена также и административная форма защиты, что соответствует части 2 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Введение такого способа защиты гражданских прав участников продиктовано соображениями необходимости оперативного административного реагирования на нарушения законодательства в ходе торгов с целью предотвращения заключения государственного или муниципального контракта при торгах, проведенных с нарушением закона.
  Согласно части 3 статьи 57 Федерального закона размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
  Согласно части 4 статьи 9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
  Таким образом, аннулирование торгов возможно по предписанию антимонопольного органа без обращения в суд.
  В то же время, со дня заключения государственного или муниципального контракта размещение заказа может быть признано недействительным только судом.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима.
 Согласно части 1 статьи 166 Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
  В соответствии с частью 3 статьи 57 Федерального закона размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица, соответственно, присутствуют установленные частью 1 статьи 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации критерии оспоримости государственного контракта.
  Данный вывод подтверждается и нормами статьи 449 названного Кодекса, в соответствии с которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.


 



Опубликовано: 14.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования