1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА


РЕКОМЕНДАЦИИНАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГОСОВЕТА
 
  Утверждено протоколом от 28.03.2008 заседания Президиума Федерального арбитражного суда Поволжского округа РЕКОМЕНДАЦИИ научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа
 
  Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Поволжского округа норм права
 
РЕКОМЕНДУЕТ
 
  При разрешении споров по ниженазванным категориям исходить из следующих положений

 
5. О практике рассмотрения споров по взысканию убытков за счет средств соответствующего бюджета энергоснабжающим организациям, в связи с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан.
 
5.1. На кого возложена ответственность по возмещению расходов, понесенных предприятием в связи с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан?

1) В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что означает право субъекта Федерации устанавливать меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
  Поэтому при рассмотрении таких дел подлежит установлению, в какой части финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, должно осуществляться за счет федерального бюджета, а в какой - за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

2) Принимая во внимание, что федеральное законодательство и нормативно- правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение федерального законодательства, действовавшие до 1 января 2005 года и допускавшие финансирование льгот за счет средств субъекта Российской Федерации, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти с одновременной передачей нижестоящим бюджетам необходимых финансовых средств в форме субвенций (пункт 18 вышеназванного постановления), то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

3) В условиях действовавшего до 01.01.2005 порядка разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения достаточность выделенных субъекту на эти цели средств должна оцениваться не только исходя из объема субвенций из Федерального фонда компенсаций, но и с учетом оказания ему Российской Федерацией финансовой поддержки в иных формах (дотации, субсидии).
  Такая правовая позиция соответствует новым подходам к разграничению расходных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предложенным в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства от 15.08.2001 №584.

4) С введением с 01.01.2005 новой редакции статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» строго разграничиваются расходные полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере совместного их ведения, допускается возникновение расходных обязательств Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования исключительно из нормативно- правовых актов, договоров или соглашений органов государственной власти соответствующего уровня.
  Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184 (в редакции, действующей с 01.01.2005) закрепляется перечень полномочий субъектов Федерации в сфере совместного с Российской Федерацией ведения, осуществляемых субъектами Федерации самостоятельно за счет средств их собственных бюджетов.
  Поэтому при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат возмещению убытки в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду указанные нормы Закона, поскольку ответчиком по таким делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года №23).

5) Следует учитывать, что реализация субъектами Российской Федерации полномочий в социальной сфере во всех случаях предполагает самостоятельное принятие ими соответствующих расходных обязательств путем принятия законов или иных нормативных правовых актов с определением источника финансирования за счет средств бюджета субъекта, то есть надлежащим ответчиком в этих случаях является субъект Федерации.

6) В случае финансового обеспечения предоставляемых субъектами Российской Федерации льгот за счет субвенций из федерального бюджета требуется выяснение судом вопроса предоставления Российской Федерацией субъекту субвенций в достаточном для финансирования соответствующих выплат объеме.
  Учитывая, что такие обязательства в силу прямого указания пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполняются именно за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, взыскания по ним за счет средств субъектов Российской Федерации может осуществляться только в случае получения субъектом субвенций на эти цели в достаточном объеме.

7) В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
  По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
  По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
  В связи с этим по искам о взыскании убытков (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) течение срока исковой давности начинается с момента предоставления льгот и выставления счета на оплату.


 



Опубликовано: 13.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования