1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Рекомендации НКС ФАС СЗО, принятые на заседании 05.06.2008 «Вопросы, возникшие при применении законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)»


Рекомендации НКС ФАС СЗО, принятые на заседании 05.06.2008
«Вопросы, возникшие при применении законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)»

1. Пунктом 2 статьи 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (да-лее - Закона о банкротстве) установлены особенности оценки имущества должника - уни-тарного предприятия или должника акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
  На практике заключение государственного финансового контрольного органа выдается по истечении длительного срока после представления отчета об оценке независимым оценщиком.
  Возникает следующая ситуация. Конкурсный управляющий после получения положи-тельного заключения по отчету независимого оценщика в установленный статьей 139 За-кона о банкротстве срок представляет собранию кредиторов для утверждения положения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
  Уполномоченный орган, обладающий большинством голосов на собрании, просит соб-рание отложить, так как не согласована позиция для участия в собрании, а после отложе-ния собрания голосует против утверждения положения, поскольку на дату проведения собрания срок, в течение которого отчет независимого оценщика может быть рекомендован для целей совершения сделки, истек.
  Возможно ли утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества должника в данном случае? Необходимо ли проведение оценки заново и вновь получения заключения государственного финансового контрольного органа?
  Необходимость получения заключения государственного финансового контрольного органа (далее - заключение) установлена императивной нормой пункта второго ста-тьи 130 Закона о банкротстве.
  Конкурсный управляющий, выполнивший свою обязанность по оценке имущества должника и получивший положительное заключение государственного финансового контрольного органа, представляет собранию кредиторов для утверждения предло-жения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
  При проведении процедур банкротства в отношении должников, определенных данной нормой, акт оценки может быть рекомендован для целей совершения сделок с имуществом должника только с момента получения по нему положительного за-ключения. Отрицательное заключение, равно как и его отсутствие, исключают воз-можность определения собранием кредиторов порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
  При наличии положительного заключения собрание кредиторов вправе утвердить положение о продаже имущества должника, если с момента получения заключения не истек шестимесячный срок.
  Если кредиторы или уполномоченный орган голосуют против предложений кон-курсного управляющего, в том числе и по причине истечения срока оценки имуще-ства должника, управляющий должен обратиться в суд с разногласиями по порядку, срокам и условиям продажи имущества должника.
2. Решением суда общей юрисдикции с должника, в отношении которого имеется в производстве суда дело о банкротстве, взыскан в пользу гражданина моральный вред в связи с причинением вреда здоровью работника в период до возбуждения дела о банкротстве или после возбуждения дела.
  В какой очередности подлежат удовлетворению данные требования?
  В статье 2 Закона о банкротстве для целей его применения дано понятие денежного обязательства. Это обязанность должника уплатить кредитору определенную денеж-ную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Граж-данским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) основанию.
  Моральный вред согласно статье 151 ГК РФ - физические или нравственные стра-дания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимуще-ственные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематери-альные блага.
  Возбуждение дела о банкротстве, а также введение наблюдения, финансового оздо-ровления или внешнего управления в силу положений пункта 1 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве не приостанавливает исполнение исполнительных документов, выданных на основании решений о возмещении мо-рального вреда, причиненного до возбуждения дела о банкротстве. Такие требования удовлетворяются в составе текущих платежей.
  В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты приня-тия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным докумен-там, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее вве-денных процедур банкротства.
  Следовательно, если моральный вред причинен до возбуждения дела о банкротстве и на дату открытия конкурсного производства оно не исполнено, такие требования согласно статьям 134 (п. 4) и 135 Закона о банкротстве подлежат включению в пер-вую очередь реестра требований кредиторов.
  Если моральный вред причинен после возбуждения дела, то очередность удовле-творения таких требований определяется статьей 855 ГК РФ.

3. Продажа предприятия или иного имущества в ходе конкурсного производства осущест-вляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 статьи 110 и статьей 111 Закона о банкротстве с особенностями, установленными главой VII данного Закона (пункт 6 статьи 139).
  Пунктом 5 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что определение начальной цены выставляемого на торги имущества должника осуществляется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
  Означает ли это, что в процедуре конкурсного производства начальная цена выставляе-мого на торги имущества должника не устанавливается собранием кредиторов?
  Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в по-рядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 статьи 110 и статьей 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с особенностями, преду-смотренными главой VII данного Федерального закона (п.6 ст. 139 ФЗ).
  Пунктом 3 статьи 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавли-вается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости имущест-ва, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим.
  Пунктом 5 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что определение начальной цены выставляемого на торги имущества должника осуществляется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  Под «иным» понимаются положения, установленные пунктом 3 статьи 130 Закона о банкротстве.
  Норма пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве, являясь специальной нормой, ус-танавливает особенность определения начальной цены продажи имущества должни-ка в конкурсном производстве.
  Следовательно, ля процедуры конкурсного производства установление собранием кредиторов начальной цены выставляемого на торги имущества должника не явля-ется обязательным.
  Кредиторы, не согласные с результатами оценки вправе оспорить их в общеиско-вом порядке.

4. Согласно пункту 2 статьи 209 Федерального закона «О несостоятельности (банкротст-ве)» при признании банкротом гражданина-предпринимателя при необходимости посто-янного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом долж-ника арбитражный суд утверждает для указанных целей конкурсного управляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим.

  Может ли суд утвердить конкурсного управляющего и при отсутствии на момент откры-тия конкурсного производства имущества у предпринимателя-должника для выполнения конкурсным управляющим следующих мероприятий:
- проверка и оспаривание сделок предпринимателя,
- взыскание дебиторской задолженности,
- закрытие расчетных счетов в банке,
- расторжение трудовых договоров с работниками предпринимателя,
- передача документов на архивное хранение,
- составление реестра требований кредиторов,
- проведение собраний кредиторов,
- получение правки из Пенсионного фонда РФ (п.2 ст. 147 Закона о
банкротстве),
- составление итогового отчета о результатах конкурсного производства,
- утилизация радиоактивных и химически опасных веществ, принадлежащих предприни-мателю.

  Если суд не утверждает конкурсного управляющего, то какое лицо выполняет вышепе-речисленные мероприятия?
  В соответствии с пунктом 2 статьи 202 Закона о банкротстве к отношениям,
связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются пра-вила о банкротстве гражданина.

  Положения пункта 2 статьи 209 Закона о банкротстве, предусматривающего, что при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина арбитражный суд для целей продажи этого имущества утверждает конкурсного управляющего, относятся только к гражданину - банкроту.
  В отношении банкрота гражданина - индивидуального предпринимателя конкурс-ный управляющий утверждается всегда.
5. Согласно части 2 пункта 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос-сийской Федерации от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики при-менения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», если в заседании ар-битражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установ-лено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юриди-ческого лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвида-ционная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве?
  В случае, если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности
требований установлено, что образована ликвидационная комиссия и стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве.
  Обоснованность данного вывода подтверждается позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федера-ции от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Фе-дерального закона «о несостоятельности (банкротстве)» и в пункте 12 Информаци-онного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 ГК РФ».
6. При проверке обоснованности требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа выясняется, что должник находится в стадии ликвидации. На запрос суда в ликвидационную комиссию ответ не поступает, ликвидационная комиссия никаким образом не реагирует, результаты ее деятельности суду не известны, недостаточность имущества для удовлетворений требований кредиторов не очевидна.
  Какая процедура банкротства должна быть введена судом в данном случае -наблюдение либо конкурсное производство с учетом того, что должник находится в стадии ликвида-ции?
  Должник на протяжении года производил удержание из заработной платы работников предприятия членские профсоюзные взносы и не перечислял их первичной профсоюзной организации. Размер задолженности должником не оспаривается. Задолженность образо-валась до поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
В какую очередь реестра требований кредиторов должника подлежит включению задол-женность первичной профсоюзной организации?
  Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
  Суммы, удержанные из заработной платы работников должника, в том числе проф-союзные взносы, не являются имуществом должника и не включаются в конкурсную массу.
  Суммы профсоюзных взносов, удержанные из заработной платы работников долж-ника, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, так как не являются для организации-банкрота ни обязательными платежами, ни денежными обязатель-ствами, понятие которых дано в статье 2 Закона о банкротстве (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2004 г. №87).


 



Опубликовано: 13.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования