1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Вопросы, рассмотренные президиумом Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа №5.


Вопросы, рассмотренные президиумом Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа №5.

Вопрос:
  Сведения о месте нахождения юридического лица не соответствуют действительности. Является ли при надлежащим способом судебной защиты признание недействительным решения налогового органа о государственной регистрации этих сведений в Едином государственном реестре юридических лиц?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-лей» в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая инспекция) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
  Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной реги-страции, указываемой в учредительных документах (статья 54 Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации). Статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического ли-ца, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.
  Из названных норм следует, что достоверность вносимых в государственный реестр све-дений о месте нахождения юридического лица имеет большое практическое значение, а их искажение может повлечь нестабильность экономических отношений. Однако исправ-ление недостоверных сведений путем оспаривания регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица решения другого регистрирующего органа о реги-страции изменений таких сведений не может быть признано допустимым способом защи-ты права ввиду следующего.
  Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодек-са Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение госу-дарственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие реше-ния закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются ка-кие-либо обязанности.
  При отсутствии предусмотренных статьей 198 Кодекса условий для признания недейст-вительным решения регистрирующего органа удовлетворение таких требований неправо-мерно.
  В силу статьей 9, 17, 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-лей» регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других, кроме указан-ных в законе, документов либо проверять достоверность сведений, вносимых в учреди-тельные документы юридического лица, и не может по результатам проверки отказать в государственной регистрации изменений. Юридическое лицо подтверждает достоверность сообщаемых им сведений в заявлении о государственной регистрации. По смыслу названных норм такого подтверждения достаточно для государственной регистрации. Следовательно, решение о регистрации изменений в сведениях о месте нахождения юридического лица при предоставлении им необходимых документов не может быть признано недействительным на том лишь основании, что впоследствии обнаружится отсутствие данного лица в указанном им месте.
  После внесения в государственный реестр соответствующей записи и пересылки регист-рационного дела регистрирующему органу по новому месту нахождения юридического лица последний должен выполнить законно возлагаемую на него обязанность по поста-новке юридического лица на налоговый учет. Таким образом, оба условия, необходимые для признания недействительным решения государственного органа, в данной ситуации отсутствуют.
  Удовлетворение такого требования предполагает возвращение регистрационного дела по прежнему месту нахождения общества, отказ вопреки названным нормам в регистрации изменений и внесение в государственный реестр прежнего адреса юридического лица, заведомо не соответствующего действительности. Подобными действиями не достигается цель оперативного исправления в государственном реестре недостоверных сведений и нарушается законодательно закрепленный принцип строгой подчиненности и единства системы налоговых органов, обусловленных общностью их задач и функций (Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации»), при котором недопустимо возникновение между налоговыми органами споров, разрешаемых в порядке арбитражного судопроизводства.
  Согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях непредоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной дея-тельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности либо при-менение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.
19 июля 2007 г.


 



Опубликовано: 13.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования