1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Анализ Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 года № 66-ФЗ).


Анализ Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 года № 66-ФЗ).
   
  Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ (далее - закон) вступил в силу с 01 февраля 2008 года, заменив собой Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 года № 119-ФЗ (далее - предыдущий закон).
  Закон включает в себя 130 статей, разделенных на 19 глав, почти каждая из статей под-разделяется на части, во многих статьях части в свою очередь делятся на пункты (в пре-дыдущем законе было 95 статей, входящих в 12 глав).
  Впервые законом определены задачи (ст. 2) и принципы (ст. 4) исполнительного производства.
  Ст. 7 закона точнее обозначает круг лиц, исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе, но не являющихся органами принудительного исполнения - это государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, должностные лица и граждане.
  Закон более четко определяет условия исполнения требований о взыскании денежных средств (или их аресте), а также о взыскании периодических платежей органами, не яв-ляющимися органами принудительного исполнения (ст. 8 и ст. 9): в названные в законе организации взыскателем или его представителем (при подтверждении полномочий) на-ряду с исполнительным документом представляется заявление, которое должно соответ-ствовать указанным требованиям.
  В законе впервые содержатся контрольные полномочия руководителей судебного при-става-исполнителя по исполнительному производству: в том числе решение вопросов о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое (ч. 9, 10 ст. 33) и о приостановлении исполнительного производства в случае по-ступления жалобы на постановление, действие (бездействие) подчиненных должностных лиц службы судебных приставов (ч. 3 ст. 40); право на отмену постановления судебного пристава-исполнителя или признание его действий (бездействия) неправомерными (ч. 3 ст. 127).
  При этом постановления (действия и бездействие) не только судебного пристава-исполнителя, но и должностных лиц - его руководителей могут быть обжалованы в порядке подчиненности и оспорены в суде (ст.ст. 123, 128).
  В главе 2 закона «Исполнительные документы» содержится уточненный перечень ис-полнительных документов и требований к ним, в том числе сохранилось требования об указании для должника года и места рождения (в предыдущем законе - даты рождения), а также места работы, если оно известно (в предыдущем законе - обязательно).
  Требования к постановлениям судебного пристава-исполнителя изложены в ст. 14 за-кона. Теперь все решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые су-дебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным при-ставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями соответствующего должностного лица службы судебных приставов. Кроме того, ч. 3 данной статьи предоставляет возможность исправить допущенные в постановлении описки или явные арифметические ошибки как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве.
  Очень подробно в законе изложены положения о сроках в исполнительном производстве, теперь им посвящена специальная глава 3 (ст.ст. 15 - 23). В числе новых такие нормы, как закрепление правила об исчислении сроков, аналогичного правилу процессуальных законов - в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ст. 16); последствия пропуска сроков (ст. 17); приостановление течения всех неистекших сроков одновременно с приостановлением исполнительного производства (ст. 19); предоставление судебному приставу-исполнителю права продлевать по заявлению участника исполнительного производства установленные им сроки (ст. 20).
  Ст. 36 о сроках совершения исполнительных действий (в предыдущем законе ст. 13) значительно дополнена и помещена в главу 5 «Исполнительное производство». Двухме-сячный срок для исполнения исполнительного документа оставлен прежним (за исключе-нием исполнительных документов немедленного исполнения и исполнения с сокращен-ным сроком). В то же время в соответствии с ч. 7 данной статьи во все эти сроки не вклю-чается время, в течение которого исполнительные действия не производились по различ-ным основаниям (п.п. 1 - 7). Однако существует неясность в отношении возможности применения положений ч. 7 к случаям немедленного исполнения.
  Еще одной новеллой закона стала глава 4 «Извещения и вызовы в исполнительном производстве» (ст.ст. 24 - 29). Так, в ст. 24 решен спорный в правоприменительной прак-тике вопрос об уведомлении сторон о действиях судебного пристава-исполнителя: согласно ч. 2 судебный пристав-исполнитель имеет право не уведомлять предварительно о своих действиях при исполнении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер. Следовательно, во всех других случаях предварительное уведомление обязательно. Кроме того, определено содержание извещения, порядок его доставки и (или) вручения, а также последствия перемены адреса и отказа от вручения извещения.
  В главе 5 «Исполнительное производство» значительно увеличилась статья о возбуж-дении исполнительного производства (ст. 30). В ней, в частности, установлено, что возбу-ждение исполнительного производства теперь осуществляется на основании заявления взыскателя или его представителя при наличии документа, удостоверяющего его полно-мочия. Соответственно, заявление подается по месту совершения исполнительных дейст-вий. При этом закон внес ясность в постоянно возникавшую на практике сложную ситуа-цию: если взыскателю неизвестно подразделение судебных приставов, которое должно исполнять исполнительный документ, он вправе направить его с заявлением главному судебному приставу субъекта РФ, где должны совершаться исполнительные действия, который перешлет их в соответствующее подразделение судебных приставов (ч. 4 ст. 30).
  Здесь же перечислены случаи, когда судебный пристав-исполнитель, возбуждая испол-нительное производство, не предоставляет срок для добровольного исполнения (ч. 14).
  В ст. 31 закона указаны восемь оснований отказа в возбуждении исполнительного про-изводства, в числе которых и предъявление исполнительного документа не по месту со-вершения исполнительных действий (в ст. 10 предыдущего закона были названы лишь два случая возвращения исполнительного документа).
  Разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению (ст. 17 предыдущего закона), заменено разъяснением исполнительного документа, способа и по-рядка его исполнения (ст. 32). В связи с этим соответствующим образом была изменена ст. 433 ГПК РФ. Однако в АПК РФ необходимая норма не включена, вследствие чего ар-битражные суды продолжают руководствоваться ст. 179 АПК РФ.
  Положения предыдущего закона о сводном исполнительном производстве в ст. 34 рас-ширены за счет введения сводного исполнительного производства по солидарному взы-сканию в пользу одного взыскателя, которое ведется по указанию руководства в одном из подразделений службы судебных приставов.
  В предыдущем законе были названы основания отсрочки, рассрочки, отложения ис-полнительных действий (обстоятельства, препятствующие их совершению) и установле-но, в частности, что судебный пристав-исполнитель мог в этих случаях по собственной инициативе либо по заявлению должника отложить исполнительные действия на срок до 10 дней (по заявлению взыскателя и на основании определения суда срок отложения не ограничивался).
  Закон (ст. 37, 38) не содержит таких оснований. Кроме того, отложение исполнитель-ных действий ограничено 10 днями, и исключено отложение исполнительных действий по заявлению должника.
  Приостановление исполнительного производства согласно ст.ст. 39 - 41 закона осуще-ствляется теперь не только судом, но и судебным приставом-исполнителем, а по делу об административном правонарушении также органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ. Перечень оснований обязательного и факультативного приос-тановления исполнительного производства в законе значительно расширен, в том числе установлено, что исполнительное производство может быть приостановлено судом в по-рядке, установленном процессуальным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При этом закон содержит единое положение о сроке приостановления исполнительного производства, исключив имевшийся в предыдущем законе перечень сроков приостановления исполнительного производства по различным основаниям.
  Прекращение исполнительного производства также производится теперь не только су-дом, но и судебным приставом-исполнителем (ст. 43 закона), перечень оснований прекра-щения уточнен. Более подробно в законе изложены последствия прекращения исполни-тельного производства и порядок рассмотрения судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнитель-ного производства (ст.ст. 44 - 45).
  Ст. 47 закона более четко регламентирует вопросы, связанные с окончанием исполни-тельного производства. В том числе был уточнен и дополнен перечень оснований оконча-ния судебным приставом-исполнителем исполнительного производства, однако в п. 8 ч. 1 ст. 47 оказался пропущенным случай направления в организацию для исполнения копии исполнительного документа о взыскании денежных средств в размере до 10 тыс. руб. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 98 закона, кроме того, не указано в ч. 1 и такое основание окончания исполнительного производства, как передача исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, о чем говорится в ч. 4 этой статьи, а также в ч. 9 - 12 ст. 33 закона. Также возникает вопрос в отношении п. 9 ч. 1 ст. 47, который предпи-сывает оканчивать исполнительное производство при истечении срока давности исполне-ния судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об администра-тивном правонарушении (об этом также говорится в ч. 9 ст. 36 закона), поскольку истече-ние срока давности по общему правилу служит основанием для прекращения, а не окон-чания производства, что, в частности, находит свое подтверждение в п. 6 ч. 2 ст. 43 закона (исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ) и в п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ (судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 настоящего Кодекса).
  Меньше всего изменений внесено в главу 6 «Лица, участвующие в исполнительном производстве». Количество статей увеличилось на одну статью с названием, аналогичным названию данной главы. Содержание каждой статьи с учетом наработанной практики в той или иной степени изменено, расширено и дополнено. Тем не менее, существует неясность в вопросе отвода понятого, так как в ч. 1 ст. 63 предусмотрен отвод судебного пристава-исполнителя, переводчика, специалиста и установлен закрытый перечень оснований для их отвода или самоотвода, а в ч. 4 этой же статьи говорится об отводе понятого, но без отсылки к основаниям отвода, указанным в ч. 1, в связи с чем неясно: применимы ли указанные основания для отвода и самоотвода понятого, и является ли данный перечень оснований для понятого закрытым или нет.
  В главе 7 содержится открытый перечень действий по принудительному исполнению исполнительных документов, значительно расширенный по сравнению с соответствую-щими нормами предыдущего закона и включающий в себя две группы: исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения требований исполнительных документов (ст. 64 закона), и меры принудительного исполнения, являющиеся действиями, указанны-ми в исполнительном документе, или действиями, совершаемыми судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию (ст. 68 закона). Выделенные в самостоятельную группу исполнительные действия, включают в себя, в частности, права: а) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки; б) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; г) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; д) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; е) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; ж) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица. Важно то, что указанные действия согласно ч. 6 ст. 45 закона судебный пристав-исполнитель может совершать и по приостановленному исполнительному производству.
  Положения ст.ст. 65 - 67 закона подробно регламентируют осуществление следующих исполнительных действий: 1) розыска должника, его имущества и розыска ребенка, при этом стало обязательным проведение розыска должника и его имущества по исполнитель-ным документам о защите интересов публично-правовых образований, исключены поло-жения предыдущего закона (п. 2 ст. 28) о факультативном розыске должника; 2) государ-ственной регистрации имущества и имущественных прав должника, а также в определен-ных случаях взыскателя, по постановлению судебного пристава-исполнителя; 3) установ-ления временных ограничений на выезд должника из РФ при неисполнении им в установленный срок без уважительных причин исполнительного судебного документа.
  Ст. 68 закона подробно перечисляет меры принудительного исполнения и более точно излагает основания их применения, предусматривая случаи немедленного исполнения.
  Однако в законе в некоторых его нормах идет речь об исполнительных действиях, хотя они имеют отношение и к мерам принудительного исполнения: в ст. 50 говорится о том, что стороны исполнительного производства имеют право участвовать в совершении ис-полнительных действий, давать в процессе их совершения объяснения; в ч. 1 ст. 58 идет речь об участии переводчика при совершении исполнительных действий; ст. 36 и п. 1 ее ч. 7 посвящены срокам совершения исполнительных действий, но в ч. 8 этой же статьи говорится уже об истечении сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Также обязательно участие понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 59); понятой удостоверяет своей подписью акт о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 60); место (ст. 33) и время (ст. 35) совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и т.д.
  Буквальное понимание и применение правил ст. 50, ч. 1 ст. 58, названия ст. 36 и п. 1 ч. 7 этой статьи в отношении исполнительных действий может привести к нарушению прав сторон исполнительного производства и неясностям с подсчетами сроков исполнения.
  Шесть следующих глав закона посвящены непосредственно принудительному испол-нению исполнительных документов, объединяя 41 статью (против четырех глав и 32 ста-тей предыдущего закона). Основное увеличение как по количеству статей, так и по их содержанию (более чем в 3 раза) произошло в части регламентации обращения взыскания на имущество должников.
  В целом закон сохраняет существовавший порядок обращения взыскания на имущест-во должника. Как и в настоящее время, в первую очередь взыскание будет обращаться на денежные средства и иные ценности, и только после этого на иное имущество, принадле-жащее должнику на каком-либо вещном праве. Закон предоставляет судебным приставам-исполнителям дополнительные возможности, связанные с получением информации об имуществе, которым располагает должник, поскольку не ограничен круг лиц, у которых может быть получена данная информация (ст. 69).
  В ст. 70 закона, регулирующей обращение взыскания на денежные средства должника (наличные и хранящиеся в банках и иных кредитных организациях), изменен порядок об-ращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в кредитных организа-циях: перечисление со счетов должника денежных средств производится на основании исполнительного документа и (или) постановления без представления в банк расчетных документов. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель при наличии денежных средств на нескольких счетах должника обязан указывать, с какого счета и в каком объеме долж-ны быть списаны денежные средства.
  Ст.ст. 71 - 72 закона предусматривают порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, в том числе и при исчислении долга в ино-странной валюте.
  Семь статей (ст. 73 - 78) посвящены особенностям обращения взыскания на следующее имущество: денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов (ст. 73) - на имущество клиентов взыскание не обращается; имущество некоторых организаций и их членов (ст. 74) - учреждений, хозяйственных то-вариществ и обществ, производственных кооперативов; имущественные права (ст. 75) - с указанием открытого перечня таких прав; дебиторскую задолженность (ст. 76); имущество должника, находящееся у третьих лиц (ст. 77); заложенное имущество (ст. 78) - обращение взыскания на заложенное движимое имущество в пользу залогодержателя может производиться без судебного акта об обращении взыскания. Статьи 75 и 76 являются новыми, содержание остальных статей переработано, обновлено и расширено.
  В законе произведена более подробная регламентация ареста имущества должника. Ст. 80 содержит общие правила ареста имущества должника, в ст.ст. 81 - 83 эти правила (по-рядок наложения ареста) детализированы в отношении денежных средств, находящихся в банке или иной кредитной организации, ценных бумаг, а также дебиторской задолженно-сти.
  Закон регулирует изъятие имущества должника (ст. 84), его оценку (ст. 85), передачу под охрану или на хранение (ст. 86), реализацию (ст. 87), причем реализация имущества на торгах выделена в отдельную главу 9.
  Следует отметить установление в ст. 85 закона семи случаев обязательного привлече-ния оценщика к оценке имущества: недвижимости, ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценных металлов и драго-ценных камней, изделий из них и лома таких изделий, коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.
  По предыдущему закону судебный пристав-исполнитель назначал хранителя аресто-ванного имущества, теперь же на хранение передается лишь движимое имущество, а не-движимое - под охрану (ст. 86 закона). К сожалению, законодатель не указал разницу в режимах их применения. В обоих случаях передача арестованного имущества должнику или членам его семьи производится без соответствующего договора, другим лицам - по договору, заключенному органом службы судебных приставов. Таким образом, согласия должника-гражданина или членов его семьи, как и прежде, не требуется, а все другие лица примут на себя эти обязанности только с их согласия.
  В ч. 3 ст. 87 закона определено имущество, реализация которого возможна только пу-тем проведения открытых торгов в форме аукциона. К такому имуществу отнесены: не-движимость, ценные бумаги (за некоторыми исключениями), имущественные права, за-ложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещь, стоимость которой превышает 500 тыс. руб.
  Судебному приставу-исполнителю предоставлено право снижать на 15 % цену имуще-ства должника (за исключением переданного для реализации на торгах), не проданного в течение месяца со дня передачи его на реализацию. Если имущество и после снижения цены не будет продано также в течение месяца, судебный пристав-исполнитель предлага-ет взыскателю оставить его за собой по цене на 25 % ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества. При отказе взыскателя - возвращает имущество должнику (ч. 10 - 14 ст. 87 закона).
  Статьей 94 главы 10, посвященной особенностям обращения взыскания на имущество должника-организации, установлены четыре очереди обращения взыскания на имущество должника, причем, к последней очереди отнесена лишь недвижимость производственного назначения, непосредственно используемая в этих целях (то есть недвижимость, непосредственно не участвующая в производстве, помещена в третью очередь)
  Произведены уточнения в части мер по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество последней очереди (ст. 95): судебный пристав-исполнитель в случае, если должником является банк или иная кредитная организация, направляет не в ФНС России, как это требовалось в предыдущем законе, а в Банк России копии постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателя. До получения сообщения ФНС России об осуществлении или отказе в осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о банкротстве должника, не являющегося банком или иной кредитной организацией (было и раньше), либо Банка России - по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника (ч. 2). При сообщении ФНС России об осуществлении таких действий судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия до принятия судом решения о введении в отношении должника процедуры банкротства. При сообщении Банка России об отзыве у должника лицензии на осуществление банковских операций - приостанавливает исполнительное производство до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом или о его принудительной ликвидации, за исключением производства по исполнительным документам, указанным в ч. 4 ст. 95, по которым исполнение должно продолжаться.
  В ст. 95 появляется новое понятие «приостановление исполнительных действий», а в ч. 1 ст. 96 - «приостановление исполнения исполнительных документов», о которых в ст.ст. 39 - 41 закона не упоминается. Более того, в ч. 2 ст. 96, регламентирующей порядок обращения взыскания при введении в отношении должника процедур банкротства, а также при ликвидации должника, о тех же действиях говорится как о частичном приостановлении исполнительного производства. В п. 7 ч. 1 ст. 40 о действиях, предусмотренных в ч. 2 ст. 95, тоже говорится как о частичном приостановлении исполнительного производства..
  Ст. 96 ликвидировала пробел предыдущего закона, в котором отсутствовала регламен-тация действий судебного пристава-исполнителя при введении в отношении должника процедур банкротства. Названной статьей, в частности, предписано оканчивать исполни-тельное производство при направлении конкурсному управляющему или в ликвидацион-ную комиссию (ликвидатору) исполнительных документов. Окончание исполнительного производства должно быть произведено после получения копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации), за исключением исполнительных до-кументов, перечисленных в ч. 4, исполнение по которым продолжается, т.е. происходит частичное окончание исполнительного производства. Новеллой является предоставление судебному приставу-исполнителю права по заявлению взыскателя производить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору.
  Подверглись изменениям правила обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, содержащиеся в главе 11 закона. Резко повышена сумма денежных средств, взыскание которой обращается судебным приставом-исполнителем на заработную плату и иные виды доходов должника (с 2 МРОТ до 10 тыс. руб.). Размер удержаний из дохода должника и порядок его исчисления остались прежними (ст. 99 за-кона). Ст. 98 закона устанавливает обязанность незамедлительно сообщить о перемене места работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов как для должника, так и для лиц, выплачивающих должнику заработную плату и иные периодические платежи. Для последних устанавливаются также обязанности по удержанию денежных средств со дня получения исполнительного документа и выдаче или переводу удержанных денежных средств взыскателю.
  Изменен принцип подсчета размера взысканий по исполнительным документам с гра-ждан, отбывающих наказание: за вычетом удержаний и отчислений, произведенных по приговору или постановлению суда (ст. 100).
  Значительно расширен перечень видов доходов, на которые взыскание не обращается (ст. 101), включающий в себя семнадцать наименований доходов вместо шести в преды-дущем законе, в том числе страховое обеспечение по обязательному социальному страхо-ванию, за исключением пенсии по старости, по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности; компенсационные выплаты, установленные законодательством Рос-сийской Федерации о труде; ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денеж-ные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); средства материнского (семейного) капитала; пенсии по случаю потери кормильца, вы-плачиваемые за счет средств федерального бюджета.
  Вопросу исполнения наказаний в виде штрафа за совершение преступления и конфи-скации имущества посвящена в законе глава 12, состоящая из двух весьма обширных ст.ст. 103 и 104.
  В ст. 103 закона содержатся, в частности, сроки предъявления к исполнению исполни-тельного листа о взыскании штрафа (ч. 2); перечень обстоятельств, при наличии которых судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство, отли-чающийся от перечня, установленного ст.ст. 39 - 40 в случае нахождения должника в дли-тельной служебной командировке (ч. 11); исчерпывающий перечень случаев (их четыре) окончания исполнительного производства (ч. 15).
  Ст. 104 закона, содержится важное установление: отказ государственного органа или организации, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, от его получения влечет ответственность в соответствии с настоящим Феде-ральным законом и иными федеральными законами. При этом в ходе исполнения испол-нительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации. Конфискация имущества (за исключением денежных средств должника, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества.
  В части исполнения исполнительных документов неимущественного характера (глава 13 закона) произошли следующие наиболее значимые изменения. Уточнен порядок дейст-вий судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения должником исполнительного листа в установленный срок: он выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и устанавливает новый срок исполнения; при вторичном неисполнении, на этот раз без уважительных причин, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и вновь устанавливает срок для исполнения, а затем, при очередном неисполнении, организует исполнение сам, если участие должника в исполнении необязательно (ст. 105).
  При исполнении исполнительного документа о выселении судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества выселенного в течение двух месяцев, после чего, предупредив письменно должника, передает имущество на реализацию. Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет, после чего перечисляются в федеральный бюджет, - ст. 107 (по предыдущему закону в течение трех лет хранилось не востребованное должником имущество).
  Ст. 109 закона, регулирующая действия судебного пристава-исполнителя по исполне-нию исполнительного документа по административному приостановлению деятельности должника, является новеллой, согласно которой, в частности, судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для произ-водственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизне-обеспечения; административное приостановление деятельности производится с участием понятых с составлением акта
  Содержание статей главы 14 закона значительно расширено в сравнении с аналогич-ными нормами предыдущего закона. Узаконено сосредоточение взысканных денежных средств на депозитном счете подразделения судебных приставов, где они должны нахо-диться не более пяти операционных дней. Установлена соответствующая конституцион-ным требованиям очередность распределения взысканных денежных средств по исполни-тельным документам имущественного характера: в первую очередь удовлетворяются тре-бования взыскателя, во вторую - возмещаются расходы по совершению исполнительных действий, в третью - взыскивается исполнительский сбор, в четвертую - погашаются ис-полнительские штрафы. Установлена и очередность распределения денежных средств, поступивших на депозитный счет при выполнении исполнительных документов неимущественного характера; закреплены четыре очереди удовлетворения требований взыскателей.
  В главе 15 исполнительскому сбору посвящена ст. 112, в которой устранены пробелы предыдущего закона: введена норма об исполнительском сборе за неуплату периодиче-ских платежей (исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельно-сти); определены случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается; предусмотрено приостановление взыскания исполнительского сбора в случае принятия судом к рассмот-рению заявления или иска по поводу исполнительского сбора.
  Кроме того, судебный пристав-исполнитель лишен права снижать размеры исполни-тельского сбора, которые остались прежними (7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества по исполнительным документам неимущественного характера - 500 руб. с должника-гражданина и 5 тыс. руб. с должника-организации). Это право принадлежит только суду, который сможет уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от названных размеров или освободить должника от взыскания исполнительского сбора «при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства», т.е. при отсутствии вины. Введен институт судебной отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора.
  Учтено и Постановление Конституционного Суда РФ от 30.02.2001: исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предостав-ленного должнику для добровольного исполнения, если должник не представил судебно-му приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных ус-ловиях обстоятельств.
  Закон не поясняет, какие обстоятельства могут быть признаны непреодолимой силой, поэтому возникает вопрос об устранении ответственности должника за неисполнение ис-полнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок при следующих обстоятельствах: предоставление судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения, приостановление исполне-ния судебного акта или исполнительного производства, отложение исполнительных дей-ствий, - в результате которых переносятся сроки исполнения (по причинам, возникшим у должника в период со дня вступления акта в законную силу и до окончания срока добро-вольного исполнения), в том числе и для добровольного исполнения. Введение законода-телем института отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, уменьшения его размера или освобождения от его уплаты (ч. 6, 7 ст. 112) не исправляет указанного положения, поскольку с должника, будет взыскан исполнительский сбор, и должник будет вынужден вновь обращаться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или с иском об освобождении от его взыскания.
  В ст.ст. 113 - 115 закона, предусматривающих ответственность за нарушение законода-тельства РФ об исполнительном производстве, исполнительские штрафы, устанавливав-шиеся ст.ст. 85, 87 предыдущего закона, заменены штрафами, налагаемыми на виновное лицо в порядке и размере, установленных законодательством РФ об административных правонарушениях, с особенностями, предусмотренными комментируемым Законом. В силу этого в КоАП РФ внесены соответствующие изменения (ст.ст. 17.14 и 17.15.).
  В частности, постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа вы-носится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуж-дения отдельного дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 115). Банк или иная кредитная организация за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника - их клиента также будет привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ по заявлению судебного пристава-исполнителя с приложением составленного им протокола об административном правонарушении (ст. 114). Таким образом, применение судебного штрафа (ч. 1 ст. 332 АПК РФ) за указанное правонарушение существенно ограничено: вопрос о наложении штрафа отныне будет рассматриваться судом только по заявлению взыскателя или прокурора.
  В нормах о расходах по совершению исполнительных действий, объединенных в ст.ст. 116 - 117 главы 16, произведены по сравнению с предыдущим законом минимальные из-менения, если не считать аннулирования статьи об авансировании взыскателем расходов по исполнению. Вместе с тем в п. 2 ч. 2 ст. 116 присутствует неточность: к расходам по совершению исполнительных действий в отношении понятых отнесена только компенса-ция понесенных расходов, а возмещение недополученной заработной платы и денежная компенсация в связи с потерей времени не указаны, несмотря на положение ч. 2 ст. 60 за-кона.
  Ст. 118 закона в некоторой мере заменяет ст. 91 предыдущего закона и предоставляет взыскателю право предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пен-сию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине. Отсутствует до-полнительная ответственность банков и иных кредитных организаций, позволявшая взы-скивать с них в пользу взыскателя, при доказанности вины, не удержанные денежные средства в размере, указанном в неисполненном исполнительном документе.
  В ст. 121 закона (ст. 90 предыдущего закона) произведены уточнения в части возмож-ности оспаривания (не обжалования) постановлений, действий (бездействия) не только судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приста-вов и не только в суде, но и в порядке подчиненности. Установлено, что постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ, постановления о взыскании ис-полнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены исключительно в суде. При этом правом оспаривания наделены также лица, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
  Ст.ст. 122 - 127 главы 18 содержат правила подачи и рассмотрения жалоб в порядке подчиненности, поданных как на судебных приставов-исполнителей, так и на других должностных лиц службы судебных приставов. Ст. 128 регламентирует порядок судебно-го оспаривания.
  В главе 19 «Заключительные положения» установлено, что исполнительные докумен-ты, выданные до дня вступления в силу закона или на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, принятых до дня вступления в силу закона, могут соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам предыдущим законом.


Начальник отдела анализа и обобщения
судебной практики и информатизации
Карпычева А.Ю.
28.10.2008

 



Опубликовано: 10.07.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования