1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико - экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. Утв. Минприроды России 01.01.92.


             Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

РУКОВОДСТВО

от 1 января 1992 года


по проведению оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов


1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство

разработано:

(а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия
на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о
развитии производительных сил*;
----------------
* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки,
технико-экономических обоснований и проектов строительства
(расширения, реконструкции, технического перевооружения)
народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм
собственности, их сметной стоимости и функционального назначения,
если другое не оговорено законодательством РСФСР.

(б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-
экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства
народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной
Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных
документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;

(в) в дополнение к действующим нормативно - правовым и
инструктивно - методическим документам, регламентирующим
проектирование с учетом требований природоохранительного
законодательства Российской Федерации*;
----------------
* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.

(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой
странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года
(Финляндия);

(д) Управлением экологических нормативов и методического
обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы
Минприроды РСФСР;

предназначено для:

(а) организаций - заказчиков проектной документации
(инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по
предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий
реализации намечаемой деятельности;

(б) организаций - разработчиков проектной документации
(подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению
экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;

(в) органов государственного контроля (и надзора) в области
природопользования и охраны окружающей среды;

(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к
проведению ОВОС;

(д) заинтересованных общественных организаций и лиц,
принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов
ОВОС на всех стадиях проектирования;

(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы
проектов и смет;

определяет:

(а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия
хозяйственных решений;

(б) принципы ОВОС;

(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;

(г) порядок проведения общественных слушаний;

(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;

(е) порядок оформления результатов ОВОС.

1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования
является создание условий для:

(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ
и потерь экологического, экономического и социального характера,
связанных с хозяйственным развитием;

(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической
сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных
неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого
или приемлемого уровня.

1.3 Понятия, термины и определения

1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:
----------------
* Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие
факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт,
исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления
последствий для общества (через изменения вышеперечисленных
факторов) в условиях социально-экономического и культурного
развития.

(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной
деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих
воздействий;

(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в
окружающей среде;

(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных
альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе
социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты
проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла
на различных стадиях проектирования;

(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны
представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей
развития и их последствий для общества со взвешенной
социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков
каждой альтернативы.

1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или
периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по
отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или
необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в
результате оказанных воздействий.

1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом
(человеком или определенной социальной группой) изменение в
окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого
субъекта.

1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование
этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять
(предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных
решениях экологические и связанные с ними последствия реализации
намечаемой деятельности.

1.3.6. Процедура понимается как последовательность
организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС
являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования
на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены
на государственную экспертизу, в том числе государственную
экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной
документации.

1.4. Принципы ОВОС

(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических,
технических, социальных, природоохранных, экономических и других
показателей проектных предложений;

(2) альтернативность проектных решений, формирование новых
вариантов;

(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений
на самых ранних этапах проектирования;

(4) доступность информации по проектным решениям для
общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;

(5) ответственность заказчика ( инициатора) деятельности за
последствия реализации проектных решений.

1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является
обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в
приложении 2 к настоящему Руководству.

Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень
(Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления
о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о
целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС
принимается государственными органами власти, управления и контроля
(надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании
оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой
деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).


2. Ответственность участников проведения ОВОС


2.1. Заказчик несет ответственность за:

(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;

(2) учет и представление результатов ОВОС в составе
предпроектной и проектной документации в государственные органы
контроля;

(3) экологические и связанные с ними последствия реализации
проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции,
расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации
хозяйственных объектов и комплексов).

2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС
и связанных с ними необходимых изысканий и исследований.
Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах
расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:

(1) контактов с государственными органами власти, управления и
контроля;

(2) общественных слушаний проектного замысла.

2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику)
имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с
ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных
действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга,
анализа медико-географической обстановки и послепроектного
экологического анализа.

2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в
составе предпроектной и проектной документации на государственную
экспертизу, в том числе экологическую.

2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при
реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех
условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной
документации несет ответственность перед заказчиком за:

(1) соблюдение всех процедур ОВОС;

(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов
проведения ОВОС.

2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к
проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за
достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

2.4. Государственные органы контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность
перед государственными органами власти и управления за
своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение
предпроектной и проектной документации, содержащей результаты
проведения ОВОС.

3. Общий порядок проведения ОВОС*


----------------
* Смотри приложение 3.

3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой
деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях",
которое:

(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру
намечаемой деятельности;

(б) представляется в государственные органы власти и управления
(по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую
подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой
деятельности на возможных площадках ее осуществления.
----------------
* Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком
возможных площадок или землеотводов.

3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:

(1) заказчиком намечаемой деятельности;

(2) подрядчиком (разработчиком);

(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по
проведению ОВОС.

3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на
окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы
власти, управления и контроля.

3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и
исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах
власти, управления и контроля.

3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам
изысканий и исследований.

3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта
строительства хозяйственного объекта или комплекса.

3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и
целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной
площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из
сформированного понимания экологических и связанных с ними
последствий ее осуществления.


4. Разработка "проекта ЗВОС"


4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:

(1) заказчика проектной документации;

(2) государственных органов:

(а) власти;

(б) управления (в том числе в области регулирования
природопользования);

(в) контроля (в том числе органов экологического контроля).

4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:

(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и
разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок
для ее осуществления;

(2) выбора принципиальных инженерных, технологических,
архитектурно - планировочных и других проектных решений в рамках
намечаемой деятельности;

(3) получения условий на проектирование в органах власти,
государственного управления и контроля.

4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой
возможной площадки и включает:

4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных
особенностях окружающей среды на территории в районах возможных
площадок для осуществления намечаемой деятельности.

4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации
проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и
разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.

4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных
решений в соответствии с проектным замыслом.

4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников
и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в
районах возможных площадок.

4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды
как результатов выявленных воздействий по основным вариантам
проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или
смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам.

4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для
проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности.

4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:

4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*,
касающихся:
----------------
* Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды,
которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в
качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием,
предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота
сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся
информации и указывать области требуемых дальнейших специальных
исследований и изысканий.

(1) существующих источников антропогенного воздействия,
оказывающих значительное влияние на окружающую среду;

(2) состояния:

(а) атмосферного воздуха;

(б) поверхностных и подземных вод;

(в) почв;

(г) недр;

(д) растительного и животного мира;

(е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных
доминант;

(ж) материальных и культурно - исторических памятников.

(3) социально - экономических аспектов:

(а) инфраструктура;

(б) занятость населения и ее формы;

(в) связь;

(г) демография;

(д) жилищный фонд и т.д.

4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том
числе:

(1) описание целей, характера, средств, места и сроков
реализации намечаемой деятельности;

(2) описание возможных альтернатив, включая:

(а) варианты территориального размещения намечаемой
деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой
рассмотренных альтернатив);

(б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при
сохранении существующего характера использования возможных
площадок);


4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных
решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:

(1) инженерных;

(2) технологических;

(3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и
объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным
вариантам проектных решений:

(1) источники воздействия, как:

(а) элементы основной и вспомогательной технологий,
функционирование которых является причиной изменений окружающей
среды;

(б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.),
размещаемые в окружающей среде;

(в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со
строительством проектируемого объекта;

(г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы,
хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.);

(д) удаление существующих материальных объектов;

(2) виды воздействия, определяющиеся:

привносом в окружающую среду:

(а) химических веществ;

(б) радиоактивных веществ и излучений;

(в) шума и вибраций;

(г) тепла;

(д) электромагнитных излучений;

(е) визуальных доминант и т.д.;

изъятием из окружающей среды различных:

(а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных);

(б) водных ресурсов;

(в) ресурсов флоры и фауны;

(г) полезных ископаемых;

(д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как
вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);

(е) местообитаний популяций ценных видов растительного и
животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.);

(ж) культурных, исторических и природных памятников;

(з) визуальных доминант, определяющих характерный облик
ландшафта и т.д.;

(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие
показатели:

(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в
том числе с учетом возможности проявления через определенный
промежуток времени);

(б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);

(в) уровень (величина воздействия на единицу площади или
объема);

(г) продолжительность;

(д) временная динамика (непрерывное, периодическое,
кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.);

(е) пространственный охват (площадь распространения);

(ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему
классификатору опасных производств и предприятий);

(4) основные объекты воздействия:

(а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную
зоны);

(б) население, попадающее в зону воздействия (помимо
санитарно-защитной зоны предприятия);

(в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт,
исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь
между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной
зоны предприятия);

(г) социально-экономические условия жизнедеятельности
населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную
инфраструктуру, этнические особенности и т.д.

4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды
как результатов выявленных воздействий по основным вариантам
проектных решений ( краткие экспертные оценки):

(1) воздуха;

(2) поверхностных и подземных вод;

(3) почв;

(4) недр;

(5) растительного и животного мира;

(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант,
материальных и культурно-исторических памятников.

4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или
смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам:

(1) инженерных;

(2) технологических;

(3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в
районах возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности*.
----------------
* Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов
окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации
намечаемой деятельности.


5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС"


5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения
ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные
органы власти, управления и контроля для получения условий* на
дальнейшее проектирование.
---------------
* Наряду с техническими условиями, выданными компетентными
органами.

5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций
оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий
реализации намечаемой деятельности.

5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:

(1) в государственных органах контроля в целях определения:

(а) полноты охвата проработанности вариантов развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

(б) перечня условий по выполнению нормативных и других
требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем
проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;

(в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой
деятельности на окружающую среду;

(2) в государственных органах (территориального) управления в
целях:

(а) полноты охвата проработанности вариантов развития
намечаемой деятельности в районах возможных площадок;

(б) определения принципиальной возможности и приемлемости
предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в
зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций
использования территории в целом;

(в) перечня условий территориального развития, выполнение
которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой
деятельности в районах возможных площадок;

(г) подготовки проекта решения государственного органа власти
об условиях дальнейшего проектирования;

(3) в органах власти в целях:

(а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных
сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по
поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных
площадках*;
----------------
* Только в случае наличия существенных разногласий между
участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами
контроля и управления).

(б) принятия решения о перечне условий*, выполнение которых,
как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных
площадках.
----------------
* В перечень условий, выполнение которых необходимо при
дальнейшем проектировании, могут быть включены:

(1) существующие ограничения, связанные:

(а) с правовым статусом территории;

(б) с природной и техногенной обстановкой;

(2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том
числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для
компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае
реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;

(3) решение о нецелесообразности продолжения проведения
последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью
предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую
среду.

6. Разработка заданий на проектирование,
изыскания, исследования


Основой заданий на проектирование, изыскания и исследования
являются:

6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации
намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в "проекте
ЗВОС".
----------------
* В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой
заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В
случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все
остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из
них.

6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов
окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации
намечаемой деятельности.

6.3. Перечень условий, сформированных по результатам
рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,
управления и контроля.


7. Разработка ЗВОС


7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе
проектирования и предназначенный для:

(1) заказчика намечаемой деятельности;

(2) государственных органов власти, управления и контроля;

(3) профессиональных сообществ;

(4) экологически ориентированной общественности;

(5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой
деятельности.

7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета
обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и
связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а
также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и
разумных альтернатив проекту.

7.3. ЗВОС разрабатывается:

(1) на основе "проекта ЗВОС";

(2) по результатам выполненных:

(а) изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических,
почвенных, растительного и животного мира, социологических,
историко-культурных и т.д.);

(б) научных исследований;

(3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при
рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,
управления и контроля.

7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных "проекту
ЗВОС", содержание которых должно быть существенно расширено,
дополнено и конкретизировано по результатам изысканий, исследований
и выполнения условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении
"проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и
контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:

(1) не приводится обоснование выбора территориального
размещения намечаемой деятельности;

(2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их
предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры
по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а
также оценивается (предпочтительно расчетным путем) степень риска
возникновения возможных аварийных ситуаций;

(3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования
процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и
факторов окружающей среды (согласно перечню условий на
проектирование).

7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о воздействии
на окружающую среду" представляется Заказчиком для "Общественных
слушаний".


8. Общественные слушания ЗВОС


8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в
целях:

(1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой
деятельности или разрабатываемом проекте;

(2) выявления всех заинтересованных сторон (общественных
экологически значимых позиций);

(3) организации обмена информацией, который может продолжаться
на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных
замыслов;

(4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных
экологических и связанных с ними последствий;

(5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных
позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности;

(6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой
деятельности.

8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно
организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в
случаях ненаселенности выбранной территории - в любом доступном
месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами).

8.3. Для достижения поставленных целей могут применяться
следующие способы работы с общественностью:

(1) публикование проектных предложений в средствах массовой
информации - газеты, радио, телевидение;

(2) информационные листы и бюллетени;

(3) опросы общественного мнения;

(4) публичные слушания;

(5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика
ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями
комитетов самоуправления и т.д.);

(6) неформальные встречи с небольшими группами местных
жителей;

(7) семинары;

(8) совещательные комитеты;

(9) оперативные группы и т.д.

8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:

8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.

Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления,
подразумевающего информирование общества через средства массовой
информации и любым иным документально подтверждаемым путем по
поводу:

(а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте;

(б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений.

Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый
общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват
всех потенциально заинтересованных сторон, включая:

(а) государственные органы власти, управления и контроля
(преимущественно местные);

(б) профессиональные сообщества;

(в) экологически ориентированную общественность;

(г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой
деятельности.

8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.

Представление ЗВОС, в том числе:

(1) проектных предложений;

(2) описание состояния окружающей среды "без проекта";

(3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и
обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей
среды (согласно перечню условий на проектирование);

(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени
риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и
ликвидации последствий.

8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.

На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в
соответствии с его содержанием (см. п.7.4 и п.4.4) и на основе
сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и
представленного содержания ЗВОС.

8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".

Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания
заинтересованных сторон по поводу возможных последствий
осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых
предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.

8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.

Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания
с целью внесения изменений и дополнений разработчиком в проектные
предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний"
или проведения дополнительных исследований и изысканий.

При этом заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений
(для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или
уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними
последствий реализации намечаемой деятельности.

8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.

После доработки проектных материалов, включая меры и
мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и
связанных c ими последствий, возобновляются общественные слушания
для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные
слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых
изменений в проектные решения.

8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных
слушаний.

В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов
Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание
возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на
данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними
последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных
условиях.


9. Доработка технико-экономического
обоснования строительства объекта


9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по
выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных
слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки
осуществления намечаемой деятельности*.
----------------
* Оформление заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в
установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду или
если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от
принятых в ТЭО.

9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности,
выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе
оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются
общественности для контроля за их выполнением Заказчиком.

9.3. Доработка и оформление ТЭО.


10. ОВОС при разработке проектов строительства


10.1 При разработке проекта (рабочего проекта) строительства
нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или производства ОВОС
проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих
объектов осуществлялась без проведения.

10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых
предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых
документах, проводится в соответствии с настоящим
Руководством.

10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического
перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного
цеха или производства проводится в соответствии с настоящим
Руководством за исключением рассмотрения альтернатив по
территориальному размещению объекта.


11. Оформление результатов проведения ОВОС


11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой
деятельности с учетом вероятных экологических и связанных с ними
социальных и экономических последствий ее реализации излагаются в
специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту
строительства объекта в виде "Заявления об экологических
последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать:

(1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших
участие в проведении ОВОС:

(а) руководитель работ;

(б) координатор;

(в) специалисты, ответственные за технические разделы;

(г) специалисты, ответственные за экологические и
социальноэкономические разделы.

(2) основные результаты исследований, выполненных на всех
этапах проведения ОВОС:

(а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;

(б) технологический анализ проектных предложений;

(в) анализ природных условий территорий и существующей
антропогенной нагрузки;

(г) анализ и оценка источников и видов воздействия;

(д) выявление экологически значимых общественных позиций;

(е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым
позициям;

(3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий
и общественных слушаний ЗВОС;

(4) экологические последствия воздействий на окружающую среду,
здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые
проектными решениями;

(5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий,
изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями
экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих
обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.

11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС,
оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который
содержит:

(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4
настоящей инструкции;

(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных
органах власти, управления и контроля;

(в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных
на основании перечня условий для проектирования, сформированных по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";

(г) "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС) в
соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего
Руководства;

(д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний" в
соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;

(е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по
предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с
ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной
площадке;

(ж) описание мер по организации мониторинга проекта
строительства будущего объекта, включая участие общественности.


12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов


12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу,
представляются в органы государственной экспертизы.

12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного
заказа, представляются на экспертизу финансовых органов,
осуществляющих финансирование их разработки и реализации.

12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности
негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии
России в отношении объектов государственного заказа и вне его,
представляются заказчиками на государственную экологическую
экспертизу.

12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:

(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела
ОВОС;

(б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при
обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящим
Руководством.

12.5 Дополнительными задачами государственной экологической
экспертизы являются:

(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности,
могущей привести к значительным экологическим, экономическим,
социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления
независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных
сторон;

(б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по
экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территории;

(в) разработка инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по проведению ОВОС.



Приложение 1
к Руководству


ПЕРЕЧЕНЬ
инструктивно-методических материалов по
проведению оценки воздействия на окружающую
среду, утвержденных в отраслях промышленности и
согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
на 1 января 1992 года


1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских
месторождений углеводородов (ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД
39-018-90.

2. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
объектов для освоения месторождений углеводородного сырья
(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым
концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой
СССР 18 декабря 1990 года.

3. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих металлургических предприятий (ОВОСмет). Утверждена
Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30
мая 1991 года.

4. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром).
Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн
"Асбест" 18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18
апреля 1991 года.

5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена
Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР
31 мая 1991 года.

6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого
машиностроения при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и
технического перевооружения (ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем
СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991
года.

7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности
(ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года,
согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.

8. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром).
Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована
Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года.

9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду проектируемых предприятий (производств) при
разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов) на их
строительство (расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной
агрохимической ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года.
Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября
1991 года.

10. Временные отраслевые правила (инструкция) о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО
(ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и
технического перевооружения железных дорог и средств транспорта
(ОВОСЖТ).

11. Временные требования к структуре и содержанию раздела ТЭО,
проекта строительства атомной станции: оценка воздействия атомной
станции на окружающую среду. Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11
сентября 1990 года.

12. Методические указания по эколого-экономической оценке
воздействия на окружающую среду объектов гражданской авиации.
Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года.

13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения тепловых электрических станций. Согласована
Управлением экологических нормативов и методического обеспечения
Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря
1991 года.



Приложение 2
к Руководству


ПЕРЕЧЕНЬ
видов хозяйственной деятельности,
для которых ОВОС проводится в полном объеме*


----------------
* Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо (Финляндия), 25
февраля 1991 года.

1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий,
производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки
для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев
производительностью 500 тонн или более в день.

2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания
тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные
электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).

3. Установки, предназначенные исключительно для производства
или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.

4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства
и предприятия цветной металлургии.

5. Установки для извлечения асбеста и переработки и
преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении
асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000
тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с
годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении
других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в
год.

6. Химические комбинаты.

7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для
железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной
взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
----------------
* Для целей настоящего Руководства:
Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально построенную
и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не
обслуживает придорожные владения и которая:

а) имеет, за исключением отдельных участков на временной
основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлениях,
отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной
для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;

б) не имеет пересечения на одном уровне с дорогами,
железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и

в) специально обозначена в качестве автомагистрали.

Термин "скоростная дорога" означает дорогу, которая
предназначена для движения транспортных средств и въезд на нее
возможен только через развязки или регулируемые перекрестки и на
которой, в частности, запрещены остановка и стоянка на проезжей
части (проезжих частях).

8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.

9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для
внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением
более 1350 тонн.

10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической
переработки или захоронения токсических и опасных отходов.

11. Крупные плотины и водохранилища.

12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой
объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или
более.

13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или
более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.

14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте
металлических руд и угля.

15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.

16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и
химических продуктов.

17. Вырубка лесов на больших площадях.





Опубликовано: 10.04.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования