1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

О недрах. 21.02.92 N 2395-1 (ред. от 03.03.95 N 27-ФЗ).


                        РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О НЕДРАХ

(в ред. Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ)

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов
и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического
изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с
геологическим изучением, использованием и охраной недр территории
Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с
использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических
минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных
озер и заливов морей.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы
комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает
защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также
прав пользователей недр.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и
принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон действует на всей территории Российской
Федерации, а также регулирует отношения недропользования на
континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с
федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и
нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов,
регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и
иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод,
растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие
при пользовании недрами, регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и
добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением
радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться
другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений,
установленных настоящим Законом.
Отношения недропользования с иностранными юридическими и
физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.

Статья 1-1. Правовое регулирование отношений недропользования

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
государственного регулирования отношений недропользования
осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также
заключаемыми в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий.
Положения настоящего Закона, касающиеся разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, действуют на территориях указанных субъектов
до заключения договора о разграничении предметов ведения и
полномочий в области регулирования отношений недропользования между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные
нормативные правовые акты в целях регулирования отношений
недропользования в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование
отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим
законодательством полномочий.

Статья 1-2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая
подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические и иные ресурсы, являются государственной
собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения,
наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права
пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица
к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными
законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям
лицензии могут находиться в федеральной государственной
собственности, собственности субъектов Российской Федерации,
муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статья 2. Государственный фонд недр

Государственный фонд недр составляют используемые участки,
представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые
части недр в пределах территории Российской Федерации и ее
континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр
в пределах территории Российской Федерации в интересах народов,
проживающих на соответствующих территориях, и всех народов
Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий
утверждают государственные программы геологического изучения недр,
воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального
использования недр, по представлению федерального органа управления
государственным фондом недр и под контролем органов представительной
власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны
окружающей природной среды.

Статья 2-1. Участки недр федерального значения

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей
Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов
недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской
Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для
выполнения обязательств по международным договорам Российской
Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие
месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов
федерального значения на основании совместных решений федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных
и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в
федеральных фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального
значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений
полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок
отнесения их к федеральной собственности устанавливаются
федеральными законами.

Статья 3. Компетенция органов государственной власти Российской
Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов государственной власти Российской
Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской
Федерации о недрах;
2) определение и реализация федеральной политики
недропользования, определение стратегии использования, темпов
воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения
минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных
программ;
3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны,
разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе
классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
4) создание и ведение единой системы федерального и
территориальных фондов геологической информации о недрах,
распоряжение информацией, полученной за счет государственных
средств;
5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах
полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность
или опасность;
6) определение совместно с субъектами Российской Федерации
региональных перечней полезных ископаемых, относимых к
общераспространенным, а также выделение участков недр федерального
значения, регионального значения и местного значения;
7) составление государственного баланса запасов полезных
ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для
добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного
кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской
Федерации;
9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных
участках для обеспечения национальной безопасности и охраны
окружающей природной среды;
10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации
государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в
исключительном ведении Российской Федерации;
11) определение совместно с субъектами Российской Федерации
условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая
установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых,
установление форм и размеров платы за пользование участками недр
федерального значения, а также утверждение договоров на условиях
раздела продукции;
12) координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
13) защита прав пользователей недр и интересов граждан
Российской Федерации;
14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между
субъектами Российской Федерации;
15) заключение международных договоров Российской Федерации по
геологическому изучению, использованию и охране недр;
16) государственный контроль за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр, а также установление
порядка его проведения.
Реализация общей федеральной политики недропользования в
Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления
государственным фондом недр и его территориальные подразделения по
согласованию с субъектами Российской Федерации.
Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по
регулированию отношений недропользования субъектам Российской
Федерации.

Статья 4. Компетенция органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере регулирования отношений
недропользования

В компетенцию органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере регулирования отношений
недропользования на своих территориях входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ
геологического изучения недр, развития и освоения
минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и
использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение территориальных фондов геологической
информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств
бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и
соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных
запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их
ценность или опасность;
6) составление территориальных балансов запасов и кадастров
месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр,
используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым
государственным фондом недр на своих территориях и выделение
совместно с Российской Федерацией участков недр федерального,
регионального и местного значения;
8) определение форм и установление размеров платы за пользование
участками недр регионального и местного значения в установленных
пределах;
9) установление порядка пользования недрами в целях разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками
недр местного значения, а также строительства подземных сооружений
местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей
недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования
недрами;
11) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием
участками недр регионального и местного значения;
12) заключение договоров на условиях раздела продукции с
субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр
регионального и местного значения;
13) определение условий и порядка пользования месторождениями
полезных ископаемых;
14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной
и рациональным использованием недр в соответствии с установленным
порядком;
15) регулирование других вопросов в области использования и
охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской
Федерации.

Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления районов,
городов в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в
сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально
-экономических и экологических интересов населения территории при
предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной
промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком
разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных
ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного
значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на
земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего
Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на
территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов
промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование
может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб
хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Раздел II. Пользование недрами

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего
региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку,
инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские,
палеонтологические и другие работы, направленные на общее
геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию
землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и
ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных
вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения
целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку
месторождений полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе
использования отходов горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих
научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и
иное значение (научные и учебные полигоны, геологические
заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные
полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других
геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для
геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных
ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе
геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых
геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в
виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются
пространственные контуры месторождения полезных ископаемых,
положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений,
границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от
вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород,
контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями
и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы,
влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом
геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при
предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки
технического проекта, получения на него положительного заключения
государственной экспертизы, согласования указанного проекта с
органами государственного горного надзора и государственными
органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие
уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами,
ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в
качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное
право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии
с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с
пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться
только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для
геологического изучения без существенного нарушения целостности недр
(без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи
полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для
целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению
федерального органа управления государственным фондом недр или его
территориального подразделения придается статус геологического
отвода. В границах геологического отвода могут одновременно
проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения
определяются при предоставлении недр в пользование.

Статья 8. Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или
запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны
окружающей природной среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов,
пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может
быть частично или полностью запрещено в случаях, если это
пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести
ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится
в соответствии со статусом этих территорий.

Статья 9. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской
деятельности независимо от форм собственности, в том числе
юридические лица и граждане других государств, если
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим
видом деятельности при пользовании недрами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента
получения лицензии на пользование недрами.
Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и
захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть
только государственные предприятия.

Статья 10. Сроки пользования недрами

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без
ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в
пользование:
для геологического изучения - на срок до 5 лет;
для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с
добычей, - на срок до 20 лет;
при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
Сроки пользования недрами при добыче полезных ископаемых
определяются исходя из технико-экономического обоснования их
разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану
недр.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и
в иных целях.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления
права пользования. Они могут быть продлены по инициативе
пользователя недр на указанные в части первой настоящей статьи сроки
при выполнении им оговоренных в лицензии условий.

Статья 10-1. Основания получения права пользования недрами

Право пользования недрами может быть приобретено пользователем:
1) на основании совместного решения федерального органа
управления государственным фондом недр или его территориального
подразделения и органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации по результатам конкурса или аукциона;
2) на основании решения Правительства Российской Федерации по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных
веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
3) на основании решения Правительства Российской Федерации по
результатам конкурса или аукциона для пользования недрами
континентального шельфа Российской Федерации;
4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях,
предусмотренных настоящим Законом;
5) в порядке, установленном органами представительной власти
субъектов Российской Федерации для пользования участками недр,
содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых
или имеющими местное значение, а также участками недр местного
значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
6) на основании решения федерального органа управления
государственным фондом недр или его территориального подразделения,
согласованного с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, для целей геологического изучения недр.
Права пользования участками недр на территориях свободных
экономических зон Российской Федерации могут быть получены
пользователями на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим
Законом.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование оформляется специальным
государственным разрешением в виде лицензии, включающей
установленной формы бланк с Государственным гербом Российской
Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения,
являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие
основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца
пользования участком недр в определенных границах в соответствии с
указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им
заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами
государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен
договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с
пользованием недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому
изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых,
использования отходов горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств, использования недр в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо
охраняемых геологических объектов, сбора минералогических,
палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов
пользования недрами.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется
при наличии предварительного согласия органа управления земельными
ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего
земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного
участка в окончательных границах и оформление земельных прав
пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном
земельным законодательством, после утверждения проекта работ по
недропользованию.

Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах,
предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием
недрами;
3) указание пространственных границ участка недр,
предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных
для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки
технического проекта, выхода на проектную мощность, представления
геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании
недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право
собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его
долевом распределении;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию,
получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством,
стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и
окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или
консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия
и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора
на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с
риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не
противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии,
сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в
течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается
только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших
лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Статья 1З. Порядок предоставления лицензий на пользование
недрами

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется
путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях,
изложенных в статье 10-1 настоящего Закона.
Определение порядка проведения и условий конкурса или аукциона
по каждому объекту или группе объектов осуществляется органами,
предоставляющими лицензии.
Основными критериями при проведении конкурса или аукциона
являются: научно-технический уровень программ по геологическому
изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных
ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории,
сроки реализации соответствующих программ, эффективность
природоохранных мероприятий.
Информация о предстоящих конкурсах, об аукционах, их итогах, а
также о предоставлении лицензий на пользование недрами на иных
основаниях должна быть опубликована в средствах массовой информации.

Статья 14. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или
аукционе

Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может
последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением
установленных требований, в том числе если ее содержание не
соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств
того, что обладает или будет обладать квалифицированными
специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами
для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не
будут соблюдены антимонопольные требования.

Статья 15. Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования - это единый порядок
предоставления лицензий, включающий информационную,
научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку
материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является
обеспечение:
практической реализации государственных программ развития
добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;
социальных, экономических, экологических и других интересов
населения, проживающего на данной территории, и всех граждан
Российской Федерации;
равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении
лицензий;
развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики
в сфере пользования недрами;
необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе
иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Статья 16. Организационное обеспечение государственной системы
лицензирования

Организационное обеспечение государственной системы
лицензирования возлагается на федеральный орган управления
государственным фондом недр и его территориальные подразделения.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его
территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу,
связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением
лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами
управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами,
государственными органами охраны окружающей природной среды,
органами государственного горного надзора, а в части, касающейся
платы, - с государственными органами управления экономикой.
При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды
согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем
недр.
Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления
государственным фондом недр или его территориальным подразделением,
а в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 6 статьи 10-1
настоящего Закона, - федеральным органом управления государственным
фондом недр или его территориальным подразделением.
Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами
осуществляются федеральным органом управления государственным фондом
недр или его территориальным подразделением.
Положение о порядке лицензирования пользования недрами
утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации.

Статья 17. Антимонопольные требования при пользовании недрами

Запрещаются или в установленном порядке признаются
неправомочными действия органов государственной власти, а также
любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона
доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих
приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим
Законом;
уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо
на аукционе;
замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
дискриминацию пользователей недр, создающих структуры,
конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее
положение в недропользовании;
дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к
объектам транспорта и инфраструктуры.
Федеральный орган управления государственным фондом недр по
согласованию с субъектами Российской Федерации вправе устанавливать
предельные размеры участков недр, количество участков и предельные
запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

Статья 17-1. Переход права пользования недрами и переоформление
действующей лицензии

Право пользования недрами переходит к другому субъекту
предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих
случаях:
1) при изменении организационно-правовой формы предприятия -
пользователя недр;
2) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем
присоединения другого предприятия либо слияния с другим
предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах
собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного
предприятия;
3) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем
разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь
созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с
лицензией на участке прежнего пользователя.
При переходе права пользования недрами лицензия подлежит
переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.
Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия
предприятия - пользователя недр.
Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр
органами, предоставившими лицензию.
Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с
требованиями настоящего Закона к оформлению и регистрации лицензии
на пользование недрами при ее выдаче.
Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован
пользователем недр в судебном порядке.
Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не
может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке
переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством,
кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 18. Предоставление недр для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых

Порядок предоставления недр для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования
недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных
им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных
ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с
целью производства строительных материалов могут не предоставляться
при условии возможности использования отходов горнодобывающего и
иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

Статья 19. Добыча общераспространенных полезных ископаемых
собственниками, владельцами земельных участков

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по
своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения
взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не
числящихся на государственном балансе, и строительство подземных
сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также
устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый
водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного
водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Основания для прекращения права пользования недрами

Право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно
зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается
право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий,
предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17-1 настоящего
Закона.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено,
приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в
случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с
пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных
правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия,
военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии
срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной
деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении,
приостановлении или ограничении права пользования недрами он может
обжаловать его в административном или судебном порядке.

Статья 21. Порядок досрочного прекращения права пользования
недрами

В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 20
настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть
заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов,
предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до
заявленного срока.
Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все
обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа
от прав, до установленного срока прекращения права пользования
недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств
органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба
от их невыполнения в судебном порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 20
настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно
после принятия компетентным органом решения об этом с письменным
уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи
20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования
недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня
получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им
нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не
устранил эти нарушения.
При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация
или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном
статьей 26 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию
предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами
прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины
предприятия), 2 и 3 части второй статьи 20 настоящего Закона, или по
инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя
недр несет государство, если пользование недрами прекращено по
причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и
пункте 4 части второй статьи 20 настоящего Закона.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие
приостановление или ограничение права пользования недрами,
устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины
пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленных ему участок недр для любой формы
предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели,
обозначенной в лицензии;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не
противоречащие действующему законодательству;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе
добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим
законодательством;
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых
в границах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое
изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода,
предоставленного ему в соответствии с лицензией;
7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу
пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств,
существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была
предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных
в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии
ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной
переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем
развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь,
разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в
процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
4) представление геологической информации в федеральный и
соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и
оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них
компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный
фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов
(норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного
воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного
влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов,
нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их
дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин,
которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или)
в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке
горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и
правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования
недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются
требования о наличии специальной квалификации и опыта,
подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом)
на проведение соответствующего вида деятельности: геологической
съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных
ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений,
других видов пользования недрами.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и
охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране
недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка
предоставления недр в пользование и недопущение самовольного
пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального
комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр,
обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или
свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет
запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов
основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов
основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
попутных компонентов при разработке месторождений полезных
ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления,
обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных
ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их
разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ,
связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении
нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных
веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации
предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания
полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка
использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на
площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых
для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования
недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено
специально на то уполномоченными государственными органами в
соответствии с законодательством.

Статья 23-1. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных
ископаемых

Для определения промышленной ценности месторождений полезных
ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки
при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных
ископаемых на государственный баланс осуществляется
геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и
требований, устанавливаемых федеральным органом управления
государственным фондом недр.

Статья 23-2. Порядок разработки месторождений полезных
ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование
недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых,
осуществляются в соответствии с утвержденными техническими
проектами.

Статья 23-3. Первичная переработка минерального сырья
пользователями недр

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку
получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
1) строгое соблюдение технологических схем переработки
минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное
извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль
распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки
и степени их извлечения из минерального сырья;
2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава
минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с
целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки
(шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и
сохранение временно не используемых продуктов и отходов
производства, содержащих полезные компоненты.

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ,
связанных с пользованием недрами

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных
ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение
геологического изучения недр допускаются только при обеспечении
безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и
населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны
обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному
ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей
компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование
вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а
также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных
условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители
предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в
соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для
выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и
квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих
соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах,
специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной
защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих
требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств
взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных
наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического
цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное
определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы,
содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а
также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок
кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют
требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и
предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных
ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива,
обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану
работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием
недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного
влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении
аварийных ситуаций.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании
недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид
деятельности.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны
обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а
ведущие суровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых
месторождений - профессиональными службами по предупреждению и
ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров,
заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с
пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при
возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников
этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и
обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью
населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами,
руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно
информировать об этом соответствующие органы государственной власти
и органы местного самоуправления.

Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных
ископаемых

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных
комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после
получения заключения федерального органа управления государственным
фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии
полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также
размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с
разрешения федерального органа управления государственным фондом
недр или его территориальных подразделений и органов
государственного горного надзора только при условии обеспечения
возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности
экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по
рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Статья 25-1. Условия землепользования площадей залегания
полезных ископаемых

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с
геологическим изучением и использованием недр, временно или
постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением
собственникам указанных земельных участков их стоимости в
соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается
федеральными органами исполнительной власти или органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии
с разделением их полномочий.

Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче
полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные
сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат
ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или
при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь
недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия
либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины
должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни
и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и
сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения,
горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных
ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не
связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая,
маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения
работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных
ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей
полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о
ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и
органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений,
связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств
предприятий - пользователей недр.

Статья 27. Геологическая информация о недрах

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них
полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных
качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах,
картах и иных материалах, может находиться в государственной
собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная
пользователем недр за счет государственных средств, является
государственной собственностью и представляется пользователем недр
по установленной форме в федеральный и соответствующий
территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее
хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной
информации определяются федеральным органом управления
государственным фондом недр в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная
пользователем недр за счет собственных средств, является
собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр
по установленной форме в федеральный и соответствующий
территориальный фонды геологической информации с определением
условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
Должностные лица федерального и территориальных фондов
геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность
представляемой им информации, а также несут материальную,
административную или уголовную ответственность за ее
несанкционированное разглашение.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах
охраняется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации для других объектов собственности.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате
проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для
Опубликовано: 09.04.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования