1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

"Градостроительный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 27.07.2006)


"Градостроительный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
   (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
   (ред. от 27.07.2006)

29 декабря 2004 года N 190-ФЗ

   ------------------------------------------------------------------
   
   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Принят
   Государственной Думой
   22 декабря 2004 года
   
   Одобрен
   Советом Федерации
   24 декабря 2004 года
   
   (в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 117-ФЗ,
   от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 210-ФЗ,
   от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 143-ФЗ)
   
   Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
   
   В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
   1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе 
городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, 
градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного 
проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального 
строительства;
   2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для 
установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального 
строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями 
использования территорий;
   3) устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной 
деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение 
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и 
обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах 
настоящего и будущего поколений;
   4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные 
зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов 
Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны 
охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, 
устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
   5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования 
определены границы и функциональное назначение;
   6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в 
целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
   7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки 
определены границы и установлены градостроительные регламенты;
   8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, 
который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, 
нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором 
устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения 
такого документа и порядок внесения в него изменений;
   9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей 
территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, 
что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их 
застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные 
(минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры 
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также 
ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
   10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, 
строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за 
исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
   11) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, 
вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на 
которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные 
сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные 
сооружения (далее - линейные объекты);
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   12) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется 
неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, 
бульвары);
   13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте 
сносимых объектов капитального строительства);
   14) реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их 
частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей 
производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   15) инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного 
воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных 
участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для 
территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного 
проектирования;
   16) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему 
земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального 
строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации 
для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
   
   Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
   
   Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним 
нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
   1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования 
и градостроительного зонирования;
   2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных 
факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
   3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального 
и иного назначения;
   4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и 
правил землепользования и застройки;
   5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, 
обеспечение свободы такого участия;
   6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов 
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за 
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
   7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических 
регламентов;
   8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности 
территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, 
обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 
принятием мер по противодействию террористическим актам;
   9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны 
окружающей среды и экологической безопасности;
   10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения 
объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
   11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
   12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате 
нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
   
   Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
   
   1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, 
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а 
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
   2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые 
акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области 
градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
   
   3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие 
нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут 
противоречить настоящему Кодексу.
   4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, 
которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
   
   Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
   
   1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по 
территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, 
архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов 
капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при 
проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и 
безопасности таких объектов (далее - градостроительные отношения).
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, 
предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их 
последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о 
градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы 
законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской 
Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской 
Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, 
законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими 
регламентами.
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное 
законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране 
окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) 
народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные 
отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
   
   Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
   
   1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты 
Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
   2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных 
образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы 
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов 
Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
   
   Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
   ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
   ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
   САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
   Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области 
градостроительной деятельности
   
   К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области 
градостроительной деятельности относятся:
   1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской 
Федерации;
   2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов 
капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных настоящим 
Кодексом;
   3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
   4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной 
деятельности;
   5) организация и проведение государственной экспертизы проектов документов 
территориального планирования Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
   5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации 
объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения 
ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий 
связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с 
законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, 
сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных, 
уникальных объектов;
   (п. 5.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
   6) установление порядка осуществления государственного строительного надзора и 
организация научно-методического обеспечения такого надзора;
   7) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных 
настоящим Кодексом;
   8) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными 
законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
   
   Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области 
государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и 
государственной экспертизы проектной документации органам государственной власти 
субъектов Российской Федерации
   
   (введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
   
   1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской 
Федерации осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы 
проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной 
документации, за исключением государственной экспертизы проектов документов 
территориального планирования Российской Федерации и государственной экспертизы проектной 
документации объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса.
   2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке 
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, 
архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, 
относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и 
инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов 
Российской Федерации, обязательные для исполнения.
   3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации 
государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным 
имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных 
материалов и жилищно-коммунального хозяйства:
   1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской 
Федерации в области государственной экспертизы проектов документов территориального 
планирования и государственной экспертизы проектной документации;
   2) осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами 
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, 
с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных 
нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
   3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами 
государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом 
направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к 
ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных 
полномочий;
   4) в случае необходимости готовит и вносит для принятия решения в Правительство 
Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов 
государственной власти субъектов Российской Федерации;
   5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении 
переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

   4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего 
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
   1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей 
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные 
полномочия;
   2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, 
осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию 
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, 
градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального 
хозяйства, структуру органов субъекта Российской Федерации в области государственной 
экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы 
проектной документации;
   3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в 
соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, 
предусмотренными частью 2 настоящей статьи;
   4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, 
осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию 
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, 
градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального 
хозяйства, отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о 
достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров 
нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов 
Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
   5. Осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации 
передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без 
предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по 
осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектов документов 
территориального планирования осуществляется за счет средств лица, по инициативе которого 
проект документа территориального планирования направлен на государственную экспертизу. 
Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной 
экспертизы проектной документации осуществляется за счет средств застройщика (заказчика), 
направившего проектную документацию на государственную экспертизу.
   
   Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 
области градостроительной деятельности
   
   К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области 
градостроительной деятельности относятся:
   1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов 
Российской Федерации;
   2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов 
капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим 
Кодексом;
   3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
   4) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных 
настоящим Кодексом.
   
   
   Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной 
деятельности
   
   1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной 
деятельности относятся:
   1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
   2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
   3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
   4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования 
поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных 
настоящим Кодексом;
   5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при 
осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального 
строительства, расположенных на территориях поселений.
   2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области 
градостроительной деятельности относятся:
   1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных 
районов;
   2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных 
территорий;
   3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных 
территорий;
   4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования 
муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, 
предусмотренных настоящим Кодексом;
   5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при 
осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального 
строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
   6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, 
осуществляемой на территориях муниципальных районов.
   3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области 
градостроительной деятельности относятся:
   1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

   2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
   3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
   4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования 
городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, 
предусмотренных настоящим Кодексом;
   5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при 
осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального 
строительства, расположенных на территориях городских округов;
   6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, 
осуществляемой на территориях городских округов.
   
   Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
   
   Статья 9. Назначение территориального планирования и виды документов территориального 
планирования
   
   1. Территориальное планирование направлено на определение в документах 
территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, 
экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития 
территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения 
учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской 
Федерации, муниципальных образований.
   2. Документы территориального планирования подразделяются на:
   1) документы территориального планирования Российской Федерации;
   2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
   3) документы территориального планирования муниципальных образований.
   3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов 
государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и 
реализации таких решений.
   
   4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного 
самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, 
земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной 
категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за 
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
   
   Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
   
   1. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы 
территориального планирования Российской Федерации в области:
   1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
   2) обороны страны и безопасности государства;
   3) развития энергетики;
   4) использования и охраны лесного фонда;
   5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
   6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
   7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску 
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их 
последствий;
   8) развития космической деятельности;
   9) естественных монополий;
   10) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.
   2. Подготовка указанных в части 1 настоящей статьи схем может осуществляться в составе 
одного или нескольких документов территориального планирования применительно ко всей 
территории Российской Федерации или ее части.
   3. Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя 
карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального 
значения, в том числе:
   1) объектов федеральных энергетических систем;
   2) объектов использования атомной энергии;
   3) объектов обороны и безопасности;
   4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
   5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
   6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской 
Федерации;
   7) линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
   8) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных 
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий Российской Федерации 
и выполнения международных обязательств Российской Федерации.
   4. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о 
территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
   5. Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального 
планирования Российской Федерации, включают в себя:
   1) цели и задачи территориального планирования;
   2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на 
последовательность их выполнения.
   6. На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования Российской 
Федерации, отображаются:
   1) границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-
территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных 
образований;
   2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий 
федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы 
таких земель;
   3) границы территорий объектов культурного наследия;
   4) границы зон с особыми условиями использования территорий;
   5) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
   6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов 
капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты 
капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон 
планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
   7. В целях утверждения схем территориального планирования Российской Федерации 
осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в 
текстовой форме и в виде карт (схем).
   8. Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования Российской 
Федерации в текстовой форме включают в себя:
   1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
   2) перечень мероприятий по территориальному планированию;
   3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
   4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и 
техногенного характера.
   9. На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проектов схем 
территориального планирования Российской Федерации отображаются:
   1) информация о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее 
развития и об ограничениях ее использования;
   2) предложения по территориальному планированию.
   10. Указанная в пункте 1 части 9 настоящей статьи информация отображается на следующих 
картах (схемах):
   1) карты (схемы) использования территории Российской Федерации, частей территории 
Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об 
использовании соответствующей территории;
   2) карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального 
планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования 
муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов 
культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования 
территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон 
планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, 
последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей 
среды (далее - зоны негативного воздействия), карты (схемы) границ зон экологического 
риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных 
производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;
   3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и 
размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе с 
учетом результатов инженерных изысканий;
   4) иные карты (схемы).
   11. Указанные в пункте 2 части 9 настоящей статьи предложения отображаются на картах 
(схемах), которые используются для внесения в них изменений при согласовании проектов 
схем территориального планирования Российской Федерации и включают в себя:
   1) карты (схемы) планируемого изменения границ земель лесного фонда, границ земель 
особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и 
безопасности;
   2) карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального 
строительства федерального значения;
   3) иные карты (схемы).
   
   Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской 
Федерации
   
   1. Схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе внесение 
изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации.
   2. Схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие в себя карты 
(схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, утверждаются в порядке, 
установленном законодательством Российской Федерации в области обороны и 
законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
   3. Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации 
осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с 
требованиями технических регламентов, с учетом федеральных программ в области 
государственного, экономического, экологического, социального, культурного и 
национального развития Российской Федерации, положений о территориальном планировании, 
содержащихся в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, 
документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом 
предложений заинтересованных лиц.
   4. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения 
подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 12 настоящего Кодекса.
   5. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации подлежат 
опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных 
правовых актов Российской Федерации, иных официальных документов, не менее чем за три 
месяца до их утверждения и размещаются на официальном сайте Правительства Российской 
Федерации в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проекты положений о 
территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 10 настоящего Кодекса, 
проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, 
предусмотренная частью 6 статьи 10 настоящего Кодекса.
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   6. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам схем 
территориального планирования Российской Федерации.
   7. Схемы территориального планирования Российской Федерации подлежат опубликованию в 
порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов 
Российской Федерации, иных официальных документов, и размещаются на официальном сайте 
Правительства Российской Федерации в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат 
положения о территориальном планировании, предусмотренные частью 5 статьи 10 настоящего 
Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, 
предусмотренная частью 6 статьи 10 настоящего Кодекса.
   (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
   8. Схемы территориального планирования Российской Федерации в течение трех дней со дня 
их утверждения направляются в высшие исполнительные органы государственной власти 
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований,
 применительно к территориям которых подготовлены схемы территориального планирования 
Российской Федерации.
   9. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их 
права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения 
схем территориального планирования Российской Федерации, вправе оспорить схемы 
территориального планирования Российской Федерации в судебном порядке.
   10. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти 
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные 
физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы 
территориального планирования Российской Федерации.
   11. Внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации 
должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 2 - 10 
настоящей статьи.
   12. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской 
Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются Правительством 
Российской Федерации.
   13. Состав, порядок подготовки, порядок согласования проектов схем территориального 
планирования Российской Федерации, включающих в себя карты (схемы) планируемого 
размещения объектов обороны и безопасности, порядок внесения изменений в такие документы, 
особенности их опубликования устанавливаются в соответствии с законодательством 
Российской Федерации в области обороны и законодательством Российской Федерации о 
государственной тайне.
   
   Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской 
Федерации
   
   1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит 
согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта 
Российской Федерации в случаях, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, 
предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального 
планирования субъекта Российской Федерации планируемых границ земель 
сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий 
регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта 
Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон 
планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. 
Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства 
федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду 
на территории субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию 
в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.
   2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации 
не может превышать три месяца со дня его направления на согласование в высшие 
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 
применительно к территориям которых подготовлен проект такой схемы территориального 
планирования или на территории которых может оказать негативное воздействие планируемый 
для размещения объект капитального строительства федерального значения.
   3. Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта 
Российской Федерации в установленный срок сводного заключения на указанный в части 2 
настоящей статьи проект рассматривается как согласие такого органа государственной власти 
субъекта Российской Федерации с проектом схемы территориального планирования Российской 
Федерации.
   4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации 
направляет проект схемы территориального планирования Российской Федерации в органы 
местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых 
подготовлен проект схемы территориального планирования Российской Федерации.
   5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального 
планирования Российской Федерации в части учета в предложениях, содержащихся в указанном 
проекте, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах 
территориального планирования муниципальных образований, учета правил землепользования и 
застройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в 
муниципальной собственности. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов 
капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное 
воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований.
   6. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования 
Российской Федерации и подготовки заключений на такой проект органами местного 
самоуправления не может превышать тридцать дней со дня получения такого проекта. При 
непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект 
схемы территориального планирования Российской Федерации считается согласованным с этими 
органами.
   7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на 
основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного 
заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое 
может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования 
Российской Федерации или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
   8. В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российс

Опубликовано: 09.04.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования