1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

"Воздушный Кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (ред. от 18.07.2006) Версия для печати Отправить на e-mail 11.04.2007 г.


"Воздушный Кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
   (принят ГД ФС РФ 19.02.1997)
   (ред. от 18.07.2006)

19 марта 1997 года N 60-ФЗ

   ------------------------------------------------------------------
   
   ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Принят
   Государственной Думой
   19 февраля 1997 года
   
   Одобрен
   Советом Федерации
   5 марта 1997 года
   
   (в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 150-ФЗ,
   от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
   от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 114-ФЗ,
   от 18.07.2006 N 115-ФЗ)
   
   Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства 
Российской Федерации и деятельности в области авиации.
   Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской 
Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан 
и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и 
безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных 
судов, авиационной и экологической безопасности.
   
   Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
   
   1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении 
воздушного пространства Российской Федерации.
   2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство 
над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними 
водами и территориальным морем.
   
   Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации
   
   1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, 
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства 
Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, 
федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных 
нормативных правовых актов Российской Федерации.
   2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные 
правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного 
пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством 
Российской Федерации.
   
   Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
   
   Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, 
которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
   
   Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской 
Федерации
   
   Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут 
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
   Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
   
   Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области 
использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в 
области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в 
связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории 
Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или 
международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с 
выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве 
Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской 
Федерации.
   
   Статья 6. Понятие уполномоченных органов
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы 
исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента 
Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены 
полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области 
деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 7. Принадлежность имущества авиации
   
   Имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, 
аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов 
воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может 
находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, 
юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы 
организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением 
имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности 
субъектов Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   
   Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
   
   1. Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители 
воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, 
осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение 
авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт 
авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие 
подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного 
персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное 
авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых 
непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или 
авиационной безопасности.
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.
   3. Обязательные сертификация и аттестация осуществляются уполномоченными органами, на 
которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. 
Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной 
регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и 
обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами 
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, 
юридическими лицами.
   (п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   4. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
   
   Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации
   
   1. Лицензированию подлежат:
   1) деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и 
международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;
   деятельность по обслуживанию воздушного движения, а также по обслуживанию воздушных 
судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
   авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе 
авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и 
деятельность по обеспечению авиационных работ;
   подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей 
авиационного персонала;
   деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
   (абзац введен Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ)
   2) утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ.
   2. Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет 
уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном федеральными 
авиационными правилами.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   3. Выдача соответствующих лицензий гражданам и указанным в статье 8 настоящего Кодекса 
юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.
   4. Выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному 
предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с 
законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых 
воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
   5. Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и 
гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без 
лицензий.
   6. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в 
суд.
   7. Лицензирование деятельности в области авиации осуществляется возмездно.
   
   Статья 10. Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование
   
   1. Действие сертификата и (или) лицензии может быть приостановлено, а равно в их 
действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, 
установленном федеральными авиационными правилами.
   2. Сертификат и (или) лицензия могут быть аннулированы органами, выдавшими эти 
документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
   
   Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
   
   Статья 11. Использование воздушного пространства
   
   1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе 
которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных 
объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность 
(строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят 
электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, 
проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу 
безопасности воздушного движения.
   2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, 
наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию 
воздушного пространства.
   
   Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства
   
   1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается 
установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также 
ответственности за их соблюдение.
   2. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют 
следующие органы:
   1) уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование 
использования воздушного пространства;
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   2) уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование 
деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном 
порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных 
линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
   
   1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его 
использование.
   2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 
двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование 
предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей 
последовательности:
   1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений 
Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию 
Российской Федерации;
   2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
   3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
   4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного 
пространства;
   5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и 
безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, 
осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в 
порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
   6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию 
воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
   7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках 
боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной 
авиации;
   8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
   9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
   10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
   11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
   12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
   13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
   14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию 
воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
   
   Статья 14. Организация использования воздушного пространства
   
   1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение 
безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности 
по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного 
пространства включает в себя:
   1) установление структуры и классификации воздушного пространства;
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии 
с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;
   3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного 
пространства;
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   4) организацию воздушного движения, представляющую собой:
   обслуживание (управление) воздушного движения;
   организацию потоков воздушного движения;
   организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) 
воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
   5) контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
   2. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой 
системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного 
пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в 
установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской 
Федерации.
   Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством 
Российской Федерации.
   
   Статья 15. Структура воздушного пространства
   
   Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания 
воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы 
аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные 
зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений 
полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном 
пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного 
пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   
   Статья 16. Порядок использования воздушного пространства
   
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   
   В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными 
правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или 
уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных 
подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного 
пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного 
движения.
   
   Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
   
   Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено 
или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   
   Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного 
пространства
   
   1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства 
осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным 
органом в области обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей, а также 
органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного 
движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного 
пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации 
меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования 
воздушного пространства.
   
   Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного 
пространства
   
   Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой 
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
   Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ
   
   Статья 20. Виды авиации
   
   Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
   
   Статья 21. Гражданская авиация
   
   1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, 
относится к гражданской авиации.
   2. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению 
воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных 
работ, относится к коммерческой гражданской авиации.
   (п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных 
перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
   (п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   
   Статья 22. Государственная авиация
   
   1. Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, 
таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-
оборонных задач, относится к государственной авиации.
   2. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке,
 установленном Правительством Российской Федерации.
   
   Статья 23. Экспериментальная авиация
   
   1. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, 
научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится 
к экспериментальной авиации.
   2. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в 
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   
   Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
   
   Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации 
осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, 
установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами.

   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 25. Государственное регулирование деятельности в области государственной 
авиации
   
   1. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации 
осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   2. Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление 
этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими 
подразделения государственной авиации.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 26. Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной 
авиации
   
   Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации 
осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
   В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
   
   Статья 27. Цель государственного контроля за деятельностью в области гражданской 
авиации
   
   Целью государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации 
является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и 
качества работ и услуг.
   
   Статья 28. Осуществление государственного контроля за деятельностью в области 
гражданской авиации
   
   Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации осуществляет 
уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственный контроль 
осуществляется за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и 
международных договоров Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 29. Органы государственного контроля за деятельностью в области гражданской 
авиации
   
   1. Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской 
авиации уполномоченный орган в области гражданской авиации создает инспекторские службы.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   2. Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными авиационными 
правилами.
   
   Статья 30. Права и ответственность инспекторов
   
   Права и ответственность инспекторов определяются Правительством Российской Федерации.
   
   Статья 31. Обязательность исполнения требований инспекторов и инспекторских служб
   
   Требования инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением 
проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами.
   
   Глава V. ВОЗДУШНЫЕ СУДА
   
   Статья 32. Воздушное судно
   
   1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет 
взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от 
поверхности земли или воды.
   (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого 
составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого 
составляет менее 3100 килограмм.
   (п. 2 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого 
составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.
   (п. 3 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   
   Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
   
   1. Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной 
регистрации в следующем порядке:
   гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов 
авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов 
Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в 
государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии 
заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и 
государством регистрации;
   сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, 
установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
   государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в 
области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения 
государственной авиации.
   (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации 
возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей 
соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в 
Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
   5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра 
гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
   списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;
   продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права 
собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без 
гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного 
судна за пределы территории Российской Федерации;
   нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.
   6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра 
гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной 
регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему 
указанное свидетельство.
   7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов 
устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается 
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством 
Российской Федерации о налогах и сборах.
   (п. 8 в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
   9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное 
судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также 
установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной 
регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со 
статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
   10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению 
в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.
   
   Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда
   
   1. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр 
гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются 
государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное 
судно.
   2. На государственные и экспериментальные воздушные суда наносятся учетные 
опознавательные знаки.
   3. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, 
наносится изображение красного креста или изображение красного полумесяца.
   4. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного 
опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской 
Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также 
товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном 
законодательством Российской Федерации порядке знаки. Изображение Государственного флага 
Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской 
Федерации и по размеру быть больше размера изображения флага субъекта Российской 
Федерации.
   5. Порядок нанесения обозначений на государственные и экспериментальные воздушные суда 
устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным 
органом в области оборонной промышленности.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   6. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов,
 а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские 
воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных 
двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в 
области авиации
   
   Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, 
воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации 
(далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются 
федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами 
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а 
также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном 
производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных 
двигателей, воздушных винтов.
   
   Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных 
воздушных судов
   
   1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата 
летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности 
(удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о 
годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие 
конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и 
природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего 
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании 
указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

   (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) 
устанавливается федеральными авиационными правилами.
   (п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, 
установленном уполномоченным органом в области обороны.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и 
воздушных винтов
   
   1. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов 
нового типа проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, 
устанавливающими требования и процедуры сертификации. Сертификация завершается выдачей 
сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские 
воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа соответствуют 
требованиям к летной годности и охране окружающей среды и конструкция гражданских 
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в 
качестве типовой.
   2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который в установленном порядке 
возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   3. Каждое гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт в 
процессе серийного производства проходит в установленном порядке испытания и проверки, 
завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности 
(удостоверения о годности к полетам), авиационному двигателю или воздушному винту 
эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, 
что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и 
воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - 
соответствующим требованиям.
   4. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, 
авиационного двигателя или воздушного винта на этапах его разработки, испытаний и 
эксплуатации вплоть до списания действующим в Российской Федерации требованиям к летной 
годности и охране окружающей среды возлагается соответственно на разработчика 
гражданского воздушного судна, разработчика авиационного двигателя и разработчика 
воздушного винта. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского 
воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта сертифицированному типу 
возлагается на его производителя.
   5. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского 
воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного 
судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта или 
владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо 
сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих 
свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
   (п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   6. При нарушении эксплуатантом указанных в пункте 5 настоящей статьи правил, а также 
при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган 
в области гражданской авиации или уполномоченный орган в области оборонной промышленности 
имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить 
его эксплуатацию.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   7. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки, производства и 
эксплуатации осуществляется уполномоченным органом, на который в установленном порядке 
возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов, уполномоченным органом в области гражданской 
авиации и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   8. Эксплуатанты обязаны предоставлять уполномоченному органу, на который в 
установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации 
гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также 
разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и 
об особенностях ее эксплуатации. Состав информации и порядок ее предоставления 
устанавливаются федеральными авиационными правилами.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные 
в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят 
сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.
   
   Статья 38. Позывной радиосигнал воздушного судна
   
   1. Каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи, присваивается 
позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
   2. В государственной и экспериментальной авиации командиру воздушного судна 
присваивается сменный позывной радиосигнал. В случаях, установленных федеральными 
авиационными правилами при выполнении государственным воздушным судном или 
экспериментальным воздушным судном полетов по воздушным трассам или местным воздушным 
линиям с посадками на гражданских аэродромах, такому воздушному судну присваивается номер 
рейса.
   
   Статья 39. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
   
   Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным 
перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные 
ограничения) допускается в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного 
положения.
   
   Глава VI. АЭРОДРОМЫ, АЭРОПОРТЫ И ОБЪЕКТЫ ЕДИНОЙ
   СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
   
   Статья 40. Аэродромы и аэропорты
   
   1. Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, 
сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки 
воздушных судов.
   1.1. Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, 
предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

   (п. 1.1 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   2. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной 
авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
   3. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие 
сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных 
перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и 
других работников.
   4. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных 
судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется 
таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.
   5. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов 
или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.
   6. Порядок допуска к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается 
федеральными авиационными правилами.
   (п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
   7. Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности воды,&

Опубликовано: 09.04.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования