1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.2001) (ред. от 29.06.2004)


"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
   (принят ГД ФС РФ 07.02.2001)
   (ред. от 29.06.2004)

7 марта 2001 года N 24-ФЗ

   ------------------------------------------------------------------
   
   КОДЕКС
   ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Принят
   Государственной Думой
   7 февраля 2001 года
   
   Одобрен
   Советом Федерации
   22 февраля 2001 года
   
   (в ред. Федеральных законов от 05.04.2003 N 43-ФЗ,
   от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
   
   Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской 
Федерации
   
   1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего 
водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, 
пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении 
судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, 
обязанности и ответственность.
   2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:
   внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные 
гидротехнические сооружения;
   порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;
   суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской 
Федерации.
   3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, 
не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда 
и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и 
эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по 
внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства 
Российской Федерации.
   4. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-
гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том 
числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, 
отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, 
регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, 
возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
   
   Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской 
Федерации
   
   Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит 
из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, 
настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на 
внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими 
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми 
актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними 
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не 
должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
   
   Статья 3. Основные понятия
   
   В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
   внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) 
- один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего 
собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, 
осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних 
водных путях Российской Федерации;
   внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - 
естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные 
навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;
   судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях 
судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки 
судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых,
 строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, 
лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по 
охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего 
имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, 
спортивных, культурных и иных целей;
   судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях 
судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный 
и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

   самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, 
пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов;
   судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим 
характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях 
судоходства по морским и внутренним водным путям;
   судовождение - деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание 
по внутренним водным путям;
   судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, 
эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником 
судна или использует его на ином законном основании;
   перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по 
договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта 
отправления в пункт назначения;
   причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов 
и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а 
также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
   речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном 
участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях 
обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, 
взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из 
юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона 
или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным 
транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или 
причалом общего пользования;
   пассажир - лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки 
пассажира;
   путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, 
изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного 
оборудования на внутренних водных путях;
   пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, 
обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, 
технического осмотра судов и иных плавучих объектов.
   
   Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
   
   1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта 
осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта 
непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении 
государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти 
в пределах предоставленных им полномочий.
   2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с 
международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными 
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в 
установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые 
акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, 
содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для 
исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности 
и физическими лицами.
   3. Правила и другие нормативные правовые акты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, 
а также внесенные в них в установленном порядке изменения и дополнения публикуются в 
издаваемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта сборнике правил 
и тарифов внутреннего водного транспорта.
   4. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или 
через указанные в пункте 1 настоящей статьи территориальные органы и государственные 
организации осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего 
водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных 
путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических 
сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности 
при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской 
службой.
   5. Надзор за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических 
сооружений осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

   6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности 
на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.
   
   Статья 5. Лицензирование видов деятельности на внутреннем водном транспорте
   
   1. Перечень видов деятельности на внутреннем водном транспорте, при осуществлении 
которых требуется обязательное наличие лицензий, и порядок лицензирования определяются 
законодательством Российской Федерации.
   2. Контроль за соблюдением порядка лицензирования, в том числе за соблюдением 
лицензионных требований и условий, осуществляется федеральным органом исполнительной 
власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или 
находящиеся в его ведении государственные организации.
   
   Статья 6. Провозная плата
   
   1. Порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, 
буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги 
внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются 
Правительством Российской Федерации.
   2. Провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается 
перевозчиками. Плата за буксировку судов и иных плавучих объектов устанавливается 
буксировщиками.
   Плата за перевозки пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным 
маршрутам перевозок пассажиров устанавливается перевозчиками по согласованию с субъектами 
Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, в случаях предоставления 
ими дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа по указанным маршрутам за 
счет средств соответствующих бюджетов.
   
   Глава II. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ
   
   Статья 7. Общие положения
   
   1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические 
сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства 
любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается 
Правительством Российской Федерации.
   2. Категория средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные 
габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений 
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и 
публикуются в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта в установленном им 
порядке.
   3. Границы зон навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов по 
внутренним водным путям и морским путям определяются в порядке, установленном совместными 
решениями федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального 
органа исполнительной власти в области обороны и федерального органа исполнительной 
власти в области рыболовства.
   4. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним 
водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, 
осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном 
транспорте.
   Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным 
путям на участках пограничных зон Российской Федерации регулируется международными 
договорами Российской Федерации.
   
   Статья 8. Содержание внутренних водных путей
   
   1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в 
портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением 
случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных 
гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего 
водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления на 
внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной 
деятельности, а также других не запрещенных законом источников.
   2. Проведение путевых работ на подходах к портам, не указанным в пункте 1 настоящей 
статьи, а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять владельцы данных портов и пунктов 
отстоя по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем 
водном транспорте.
   3. В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных 
путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных 
разрешений на проведение путевых работ.
   
   Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях
   
   1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча 
нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами 
государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными 
судоходными инспекциями бассейнов.
   2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать 
навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях 
безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов по 
согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном 
транспорте.
   3. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать 
их в порядке, согласованном с бассейновыми органами государственного управления на 
внутреннем водном транспорте, или на основании их заявок.
   4. Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на 
участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать 
согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни 
воды, необходимые для судоходства.
   5. Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и 
регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с 
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
   6. Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые 
расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании 
международных договоров Российской Федерации.
   
   Статья 10. Пользование акваториями, береговой полосой в пределах внутренних водных 
путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего 
водного транспорта
   
   1. В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских 
поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно 
для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от 
края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном 
уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон 
более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые 
условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

   Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и 
другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые 
ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно 
созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании 
охранных зон линий связи.
   2. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте 
имеют право:
   пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и 
строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном 
законодательством Российской Федерации;
   устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
   осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для 
обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств 
навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков 
русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для 
обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, 
установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством 
Российской Федерации;
   использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, 
камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
   разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов 
и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки 
с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами 
исполнительной власти в установленном порядке;
   разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в 
случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
   3. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их 
окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.
   4. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону 
судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней 
должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на 
внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

   5. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной 
деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности 
судоходства.
   6. Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых 
на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами 
государственного управления на внутреннем водном транспорте.
   7. Пользование водными участками для нужд рыболовства в случае, если такие участки 
используются для целей судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами 
государственного управления на внутреннем водном транспорте.
   8. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые 
природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на 
которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, 
земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, 
предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством 
Российской Федерации.
   9. Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение 
участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, 
строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством 
Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с 
бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
   10. Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках 
пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством 
Российской Федерации и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в 
области обеспечения безопасности.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
   11. Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних 
водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние 
внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
   
   Статья 11. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних 
водных путях
   
   Вред, причиненный физическими и юридическими лицами в результате повреждения или 
уничтожения средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, 
судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного 
транспорта, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
   
   Статья 12. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного 
оборудования
   
   Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования 
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   
   Глава III. СУДНО
   
   Статья 13. Средства идентификации судна
   
   1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом 
реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер. 
Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным 
органом исполнительной власти в области транспорта.
   2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему 
идентификационный номер.
   3. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или 
крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной 
регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
   4. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением 
Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и 
корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальности судна - "RUS". На 
корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского 
алфавита.
   5. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности 
судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и 
номер избирательного вызова судовой станции.
   
   Статья 14. Судовые документы
   
   1. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации 
и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие 
документы:
   1) свидетельство о праве собственности на судно;
   2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской 
Федерации;
   3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с 
классификационным свидетельством;
   4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
   5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для 
судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения 
должностей);
   6) судовое санитарное свидетельство;
   7) единая книга осмотра судна;
   8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и 
мусором;
   9) лицензия судовой радиостанции;
   10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
   2. На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи 
документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого 
должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.
   3. На судне, выходящем в море, кроме документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи,
 должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской 
Федерации.
   4. На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной 
границы Российской Федерации, кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей 
статьи, должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской 
Федерации. Выдачу документов, предусмотренных указанными договорами, осуществляют 
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то Правительством Российской 
Федерации.
   5. Выдача документов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 6, 8, 9 и 10 пункта 1 настоящей 
статьи, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти за 
плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются указанными органами в 
соответствии с законодательством Российской Федерации.
   6. Формы документов, указанных в подпунктах 4, 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, и 
порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области 
транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Наличие 
указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.
   7. Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в 
него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение 
судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в 
него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и 
снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   8. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и 
заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, 
осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации или при условии, 
если в портах и на водных путях соответствующего государства признаются судовые документы 
судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
   
   Глава IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА СУДА,
   ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ
   
   Статья 15. Право собственности на суда
   
   1. Суда могут находиться в любой собственности.
   2. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной 
регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или 
судовой книге.
   3. Право собственности на судно, строящееся на территории Российской Федерации, может 
быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в Государственном 
судовом реестре Российской Федерации.
   4. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору 
доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в 
доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в 
Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
   5. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их 
эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением 
унитарного предприятия.
   
   Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него
   
   1. Судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре 
Российской Федерации или судовой книге.
   2. Судно, которому в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Кодекса временно 
предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит 
государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
   3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и 
подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или 
прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
   4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на 
судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной 
регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, 
подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством 
Российской Федерации.
   5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством 
существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном 
порядке.
   6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории 
Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в Государственный судовой реестр 
Российской Федерации, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда 
взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются 
Правительством Российской Федерации.
   7. Государственный судовой реестр Российской Федерации и реестр арендованных 
иностранных судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся 
в них информации лиц.
   Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов и прав на них, бесплатно 
предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:
   правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;
   органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного 
самоуправления;
   налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;
   государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;
   органов государственной статистики;
   иных определенных федеральными законами органов.
   
   Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
   
   1. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными 
двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее 
чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом 
реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными 
инспекциями бассейнов.
   2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную 
регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных 
судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, 
других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от 
количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с 
главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных 
несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.
   (в ред. Федерального закона от 05.04.2003 N 43-ФЗ)
   Не подлежат в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации в 
Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо 
от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.
   (абзац введен Федеральным законом от 05.04.2003 N 43-ФЗ)
   3. Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с 
выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре Российской 
Федерации капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских 
торговых портов.
   4. Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, 
осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок 
государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.
   
   Статья 18. Основания государственной регистрации судна и прав на него
   
   1. Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
   акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
   договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с 
законодательством Российской Федерации;
   свидетельство о праве на наследство;
   вступившее в законную силу решение суда;
   свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной 
власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
   2. Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна 
правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную 
регистрацию судна.
   
   Статья 19. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре 
Российской Федерации
   
   1. Государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской 
Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему 
документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.
   2. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом 
реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, 
утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
   3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня 
получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна 
рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в 
такой регистрации.
   4. Каждой записи в Государственном судовом реестре Российской Федерации о 
возникновении, об изменении, об ограничении (обременении), о переходе либо о прекращении 
права собственности на судно или иного вещного права, а также о сделках с судном 
присваивается регистрационный номер, порядок присвоения которого устанавливается 
правилами государственной регистрации судов.
   5. После внесения записи в Государственный судовой реестр Российской Федерации 
заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. 
При внесении записей в Государственный судовой реестр Российской Федерации о других 
имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка 
из данного реестра, подтверждающая внесение записей.
   6. Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется 
посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.
   7. О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр 
Российской Федерации, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший 
государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно 
о таком изменении.
   8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, вправе отказать в 
государственной регистрации, если:
   право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является 
правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом;
   заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо;
   формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, 
не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
   9. Отказ в государственной регистрации судна может быть обжалован заинтересованным 
лицом в суд или арбитражный суд.
   10. Право собственности на судно не может быть зарегистрировано в Государственном 
судовом реестре Российской Федерации, если оно зарегистрировано в судовом реестре 
иностранного государства. В этом случае для государственной регистрации права 
собственности на судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации 
правообладателем должна быть предъявлена выписка об исключении судна из судового реестра 
иностранного государства.
   11. Судно, зарегистрированное в судовом реестре иностранного государства, подлежит 
государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов в течение месяца со 
дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под 
Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 23 
настоящего Кодекса.
   12. Государственная регистрация судна, которому временно предоставлено право плавания 
под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется на основании заявления 
арендатора судна по договору аренды судна без экипажа и приложенных к данному заявлению 
следующих необходимых для государственной регистрации судна документов:
   выписка из судового реестра иностранного государства, в котором зарегистрировано судно 
непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя 
зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же 
характера, если ипотека или обременение установлены;
   согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной 
ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод 
судна под Государственный флаг Российской Федерации;
   документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором 
зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право 
плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права 
плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
   оригинал и копия договора об аренде судна без экипажа;
   свидетельство о годности к плаванию.
   13. В результате государственной регистрации судна в реестре арендованных иностранных 
судов органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, выдается свидетельство о 
праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в 
решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом 
Российской Федерации.
   14. В случае утраты свидетельства о праве собственности на судно орган, осуществивший 
государственную регистрацию судна, по заявлению собственника судна может выдать ему 
дубликат указанного док

Опубликовано: 09.04.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования