1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Лицензии на право обращения с опасными отходами: правоприменительная практика.


Учитывая, что п.11.4 Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и. атомному надзору (приказ Ростехнадзора от 24 июля 2006 г №724) запрещает должностных лицам Ростехнадзора давать разъяснения по законодательству, практике его применения, а также осуществлять толкование норм, терминов и понятий, в практике деятельности этой организации все большее значение приобретает мнение квалифицированных экспертов-юристов.

С введением в действие Положения о лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению, опасных отходов (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. №524) ужесточился контроль за лицензионной деятельностью в сфере обращения с отходами производства и потребления, однако лицензирующие органы в регионах России по разному трактовали отдельные пункты данного нормативного правового акта и практика правоприменения была далека от единообразия.

И если в начале прошлого года превалировала точка зрения надзорных органов, что лицензии на право обращения с опасными отходами необходимо получать абсолютно всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, то в текущем году в этом тезисе стали сомневаться даже сами лицензирующие органы. А поскольку в республике несколько десятков тысяч предприятий-природопользователей, данным вопросом задаются многие руководители и специалисты.

Итак, вопрос:- «Всем ли предприятиям нужны лицензии на право обращения с опасными отходами?».

Для начала определимся, что лицензируется обращение лишь с опасными отходами. То есть, предприятие, в процессе деятельности которого образуются неопасные для окружающей среды отходы 5 класса опасности, выпадает из списка потенциальных лицензиатов. Но и в этом случае данному предприятию требуется доказать отнесение своих отходов к неопасным не только расчетами, но и экспериментальным методом (включая биотестирование).

Далее отметим, что новое Положение о лицензировании предусматривает пять видов обращения с опасными отходами: сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение. При этом соискатель лицензии может претендовать на получение разрешения осуществлять как все эти виды деятельности, так и на один или несколько из них.

Мнение УТЭН Ростехнадзора по РБ в последнее время стало склоняться к тому, что такой вид деятельности как образование отходов не должен лицензироваться, поскольку это не предусмотрено Положением. Однако все не так просто и ясно. ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ГОСТ 30775-2001 «Классификация, идентификация и кодирование отходов» вообще не содержат в перечне понятий такой вид операций с отходами, как их образование. Поэтому далее мы не будем считать образование отходов стадией оценки жизненного цикла продукции, имеющей отношения к отходам и лицензированию. Однако, в законе указано на необходимость лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами (ст.9), а в определение «обращение с опасными отходами» входит и деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы (ст.1). Поэтому исключать природопользователей из числа вероятных соискателей лицензий на право обращения с опасными отходами в обобщенном плане не следует, но определять необходимость лицензирования нужно в каждом конкретном случае.

По общему правилу, если предприятие имеет свои отходы, но передает их на праве собственности или ином законном праве (ст.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления») третьему лицу, имеющему соответствующую лицензию на сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и размещение данного вида опасных отходов, то данному предприятию вроде бы не нужна лицензия, поскольку ни одним из перечисленных видов деятельности оно не занимается.

Однако, если предприятие имеет сложный технологический цикл выпуска продукции или выпускает различную продукцию, то на разных этапах производства образуются различные опасные отходы, сбор и временное хранение (размещение) которых осуществляет само предприятие. А это уже, согласитесь, лицензируемые виды деятельности. Тем более, что предприятие выпускает продукцию с целью ее реализации и получения прибыли, то есть занимается коммерческой деятельностью, в которую входит и процесс обращения с отходами.

Или возьмем другой пример, когда предприятие не передает безвозмездно, а продает отходы лицензированному третьему лицу. В данном случае налицо факт коммерческой деятельности по реализации отходов как продукции, что при отсутствии лицензии у самого предприятия содержит состав уголовно наказуемого деяния по незаконному предпринимательству.

Лицензия требуется предприятию- производителю продукции также в случае передачи права владения, пользования и распоряжения опасными отходами третьим лицам, не имеющим лицензии. Кстати, фирмы, оказывающие услуги по обращению с опасными отходами в части их размещения, обязаны иметь помимо лицензии также и лимиты на размещение опасных отходов конкретного вида и объема.

Если предприятие транспортирует, использует или обезвреживает хотя бы один вид опасных отходов, образующихся в производстве, то это также определяет неизбежность оформления и получения лицензии.

Есть и иные правовые нюансы при определении необходимости лицензирования обращения с опасными отходами для конкретных предприятий, определяемые состоянием оформления и юридическим анализом документации по движению отходов на предприятии. Кстати, компетентный юрист- эколог может на основании такого правового анализа доказать отсутствие необходимости (для конкретного предприятия) оформления проекта нормативов образования отходов, паспортов отходов, получения лимитов на размещение отходов, постановки на учет в качества плательщика платы за размещение отходов и внесения таковых платежей и т.д.

Регулирование обращения с опасными отходами отнесено федеральным законодательством к ведению Ростехнадзора и его территориальных подразделений. Кроме того, государственный экологический контроль согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, также определяется Правительством РФ. К сожалению, такие нормативные акты до сих пор не разработаны, что приводит к дублированию контрольных функций в данной сфере.

Учитывая актуальность проблемы накопления опасных отходов в республике и крайне низкий процент их обезвреживания или переработки, массовые случаи их несанкционированного захоронения, Управление Ростехнадзора по РБ и Башкирская межрайонная природоохранная прокуратура ужесточили надзор за достоверностью представляемых предприятиями официальных данных по количеству и опасности образующихся опасных отходов, отслеживают при проверках процедуру реальной передачи отходов лицензированным фирмам, имеющим соответствующие лимиты размещения отходов или утилизирующим такие отходы. Кроме тог, принято предложение Союза экологов РБ о проведении 18 декабря сего года межведомственного совещания по вопросу создания системы управления опасными отходами в республике.



Опубликовано: 23.03.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования