1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Обеспечение экологической безопасности страны руководителями и специалистами предприятий и организаций.


 На сегодняшний день вопросам экологии уделяется в обществе особое внимание. Президент строит свою политику, основываясь на повышение энергетической и экологической эффективности страны. На первый план выходят вопросы в сфере экологического развития и экологической ответственности, улучшения качества жизни и здоровья людей, корректировки и формирования нормативной правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

На встречах и совещаниях, проводимых с участием Президента РФ и Министра природных ресурсов и экологии, обсуждаются вопросы о формировании экологической культуры населения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области обеспечения экологической безопасности, а также включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.

В Законодательном Собрании готовятся законопроекты по подготовке полноценной системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, ведутся работы по реформированию и оптимизации законодательной базы в сфере обращения с отходами с учетом развития системы технического регулирования.

Совершенствование системы и качества экологического образования, повышение ответственности юридических и физических лиц не могут быть эффективно реализованы, пока природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества.

Особая ответственность за обеспечение экологической безопасности ложится на плечи руководителей предприятий и специалистов, работающих в области охраны окружающей среды.

На сегодняшний день для эффективной работы предприятия и соблюдения природоохранного законодательства специалисту недостаточно одного образования, пусть даже специального. Необходимо повышать и поддерживать соответствующий уровень знаний как руководителям предприятий, принимающим решения, так и специалистам, ответственным за охрану окружающей среды на предприятии.

Эколог предприятия должен информировать руководителя о возможных проблемах, отслеживать новости и изменения природоохранного законодательства и сообщать о них руководству. Руководитель, в свою очередь, должен четко представлять, с какой целью разрабатывается природоохранная документация, и ориентироваться, чем рискует его предприятие в случае несоблюдения норм экологического законодательства.

Особое внимание уделяется вопросу обращения с отходами производства и потребления. Каждое предприятия в процессе своей деятельности сталкивается как минимум с образованием отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является использование методов экономического регулирования этой деятельности в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся установление лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно механизму установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и лимитов на размещение отходов производства и потребления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать и согласовывать проекты допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов (ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Немаловажным для предприятий является момент получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Необходимость такой лицензии регламентируется законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 г. №524, Приказ Ростехнадзора от 10.12.2007 г. №848 и другие законодательные акты). Процесс подготовки материалов для лицензирования затрагивает практически всю деятельность предприятия и сопровождается необходимостью получения заключений государственных органов. С одной стороны - это сложный, затратный и длительный процесс, но с другой стороны– способ провести оценку деятельности предприятия и привести всю ее документацию в соответствие с природоохранным законодательством. Государственные органы, отвечающие за выдачу заключений и лицензий, относятся к проверке полноты и достоверности представляемых материалов с большой ответственностью, поэтому специалисты, как правило, стараются доверить подготовку таких материалов специализированным организациям в данной области.

Кроме того, постоянно меняющееся законодательство в области охраны окружающей среды значительно расширяет и усложняет работу специалистов предприятий в части подготовки, оформления и согласования природоохранной документации. Получается, что современный специалист по охране окружающей среды на предприятии должен быть экологом, юристом и технологом одновременно. Поэтому, для того чтобы не попасть под санкции за несоблюдение природоохранного законодательства (ведь незнание закона не освобождает от ответственности) надо постоянно повышать свой уровень образования либо обращаться за помощью в специализированные консалтинговые организации, где работает целая команда квалифицированных специалистов различного профиля, позволяющая комплексно решить вопросы природоохранной деятельности предприятий.

Основными задачами государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для целей обеспечения экологической безопасности, является совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации высококвалифицированных (в том числе руководящих) кадров в области комплексной защиты от опасных химических и биологических факторов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует и контролирует подготовку и аттестацию специалистов в области обеспечения химической и экологической безопасности.

Во исполнение, указанного постановления, а также в соответствии с требованиями статей 71-73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 20.11.2007 г. № 793 утвердила Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществление контроля в указанной сфере деятельности (далее – Положение).

Положением регулируются основные вопросы, связанные с организацией и контролем работ и процедур по подготовке и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности, определен круг лиц, подлежащих подготовке и аттестации в качестве Специалистов, а также организации и структуры, осуществляющие эти функции.

Современная система обучения включает в себя несколько этапов подготовки руководителей и специалистов. Теперь помимо квалификационных испытаний (при прохождении испытания выдается свидетельство или удостоверение в зависимости от количества часов образовательной программы) руководители и специалисты предприятий и организаций проходят курсовую подготовку (стажировку) в аккредитованных центрах по практическому закреплению знаний и навыков в области обеспечения экологической безопасности (по результатам стажировки выдается сертификат). Обучение заканчивается аттестацией, которая проводится комиссией Ростехнадзора на безвозмездной основе в форме тестирования согласно перечня вопросов, утвержденного центральным аппаратом Службы.

Ступенчатая система обучения введена не с целью создания административных барьеров (как кажется многим представителям бизнес-сообщества). Она направлена в первую очередь на:

-        повышение уровня компетентности руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

-        повышение способности специалистов ориентироваться в огромном информационном поле, правильно использовать полученную информацию и применять ее для решения практических задач.

Грамотный специалист на предприятии может не только сократить расходы на природоохранную деятельность, но и приумножить доход компании, путем вовлечения вторичных материальных ресурсов в производственный цикл продукции, использования ресурсосберегающих технологий и организации других мероприятий. Существующая система обучения распространяется как на специалистов предприятий, так и на представителей консалтинговых компаний, занимающихся разработкой различного рода природоохранной документации. Такие требования к персоналу позволят определить профессиональный уровень компании и сократить вероятность некачественного оказания услуг.

Такой подход к обучению стимулирует не только специалистов, но и вынуждает руководителей следить за уровнем подготовки своих сотрудников. Не каждый директор захочет попасть на учет Ростехнадзора и поставить под сомнение не только компетентность своих коллег, но и имидж всей организации в целом.

Кроме того, на сегодняшний день государство все больше проявляет свою заинтересованность в повышении экологического профессионализма населения. Правительство РФ совместно с представителями различных служб и ведомств начинают прислушиваться к мнениям специалистов предприятий и организаций при формировании нормативной правовой базы. То есть у представителей коммерческих структур появляется реальная возможность отстаивать свои интересы не на этапе применения уже имеющегося законодательства, а на начальном этапе его написания.



Опубликовано: 23.03.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования