1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Взаимоотношения между арендатором и арендодателем в области обращения с отходами. Необходимость получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов арендодателем.


 Все природопользователи, осуществляющие деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду, в том числе и образование отходов, должны разрабатывать экологическую документацию, вносить плату в порядке, установленном законодательством РФ, получать лицензии и разрешения (в случае необходимости) на осуществление конкретного вида деятельности.

Одним из наиболее важных вопросов, касающихся деятельности в области обращения с отходами является процедура получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее – лицензия).

С необходимостью прохождения данной процедуры сталкиваются все предприятия и организации, для которых данный вид деятельности является основным (транспортировщики, переработчики, полигоны и др.), а также организации, осуществляющие сбор отходов от сторонних организаций и извлекающие прибыль в результате выполнения данных работ.

В статье речь пойдет о взаимоотношениях арендодателей, выступающих в роли сборщиков отходов, и арендаторов, представляющих сторонние организации.

Существует несколько способов построения данных взаимоотношений – либо за отходы отвечает арендатор и берет на себя все обязательства по разработке природоохранной документации и заключению договоров с мусоропрофильными организациями, либо за все отходы отвечает арендодатель при условии наличия у него лицензии.

Для выбора схемы построения отношений в области обращения с отходами, в первую очередь, нужно четко понимать, кто является собственником отходов, поскольку вся ответственность за невыполнение природоохранного законодательства в области обращения с отходами ляжет на плечи того, кому эти отходы принадлежат (ст. 8.2. КоАП).

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24.06.1998 г №89-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались.

Применительно к данной ситуации собственником отходов является арендатор, поскольку отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду помещений арендодателем.

С целью освобождения арендаторов от разработки природоохранной документации, заключения договоров с лицензированными организациями на вывоз, размещение и использование опасных отходов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) арендодатель может учесть отходы арендаторов в своем проекте нормативов образования отходов, получить лимиты на их размещение и осуществлять размещение отходов на лицензированном предприятии от своего имени.

Письмо Ростехнадзора от 23.12.2005 г. №СС-47/145 разъясняет, что в качестве данного лица может выступать собственник отходов, либо лицо осуществляющее размещение отходов по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются ГК РФ. Поскольку плата взимается с юридического лица, осуществляющего размещение отходов, то плательщиком в данном случае будет арендодатель (письмо Ростехнадзора от 02.09.2007 г. №04-18/1038).

Согласно п. 2. ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Вопрос распоряжения принадлежащим собственнику имуществом регулируются гражданским законодательством (ст. 209 ГК РФ).

Таким образом, осуществлять плату от имени собственника отходов либо принимать отходы арендатора в собственность арендодатель может только в случае получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов обязаны получать лицензию (пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Необходимость получения лицензии арендодателем, также подтверждает ГОСТ Р 51769-2001. «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления». Выполнение требований данного документа является обязательным в части обеспечения охраны окружающей среды, что подтверждается постановлением Госстандарта от 30.01.2004 г. №4 «О национальных стандартах в РФ». Согласно ГОСТ лицензия выдается на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо ее осуществляющее (в данном случае это арендодатель) получает прибыль.

Кроме того необходимо учесть положение п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством (ст. 226 ГК РФ).

То есть брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего. И как следствие уже в его обязанность входит уплата платежа за НВОС.

Во избежание возможной ситуации арендодателю целесообразно сразу учесть отходы арендаторов в своем проекте нормативов образования отходов и получить лицензию.

В случае если отношения между арендодателем и арендатором в области обращения с опасными отходами не отражены в договоре аренды, вся ответственность за сбор и вывоз мусора ляжет на арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ в качестве реализации обязанности по содержанию арендованного имущества - арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды).

Аналогичная норма содержится в абзаце первом ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно пункту 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений должны своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов и принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов. Следовательно, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 (в случае если отношения по обращению с отходами не отражены в договоре аренды) именно арендатор должен заключать соответствующие договоры с коммунальными предприятиями или организациями в области обращения с отходами на возмездной основе по договору.

В этом случае, на арендатора будут возложены обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Расчет платы за НВОС осуществляется на основании лимитов на размещение отходов, выдаваемых Ростехнадзором на основании согласованного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их  размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

С учетом вышесказанного, каждый арендатор, принявший решение о самостоятельном осуществлении деятельности в области обращения с отходами, должен разрабатывать проект нормативов образования отходов, получать лимиты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В этом случае арендатор сам отвечает за свои отходы и лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами арендодателю не требуется.

Как первая, так и вторая схема построения взаимоотношений арендаторов и арендодателей в области обращения с опасными отходами является правомерной, непротиворечащей данному законодательству и подлежит применению по выбору сторон договора аренды.

В заключении, следует отметить, что главная цель данных взаимоотношений заключается в соблюдении природоохранного законодательства РФ, обеспечения экологической безопасности человека и сохранения окружающей среды. Поэтому, если арендодатель не желает получать лицензию, то ответственность за своевременные вывоз отходов и поддержание порядка на территории арендуемых объектов должна быть возложена на арендатора и отражена в договоре аренды. В случае, если арендатор бросил свои отходы на территории арендодателя, вся ответственность в соответствии с законодательством РФ ложится на плечи последнего. Если в договоре аренды отражена ответственность арендатора за нарушения обязательств в области обращения с отходами, арендодатель в дальнейшем может предъявить к арендатору санкции за данное правонарушение.



Опубликовано: 23.03.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования