1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Как вести себя при проверках милиции. Нужен ли адвокат и на каком этапе его можно привлечь?


 Как вести себя при проверках милиции
Как ни странно, почти 99 процентов предпринимателей юридически неграмотны и ведут себя беспомощно при проверках милиции. Представители бизнеса даже не разбираются в том, зачем к ним пришли, а сразу пытаются «утрясти» проблему. 
Как же бороться с психологическим давлением проверяющих?
Основная цель проверяющих — подавить проверяемого, чтобы он начал «договариваться». Поэтому первый совет: если внезапно нагрянула проверка или вас на беседу вызвал оперативный сотрудник по налоговым преступлениям — не паникуйте. Следует сохранять достоинство и не роптать. 
С чего стоит и не стоит начинать общение во время «визита» милиционеров?
Проверяющие показывают удостоверения и обязательно постановление (решение) о проведении проверки именно в вашей компании. Во-первых, перепишите данные удостоверения. Во-вторых, посмотрите внимательно постановление (решение) о проверке. Вам не имеют права отказать в том, чтобы сделать его копию. 
При наличии каких процедурных нарушений и сама проверка, и все «добытое» в ее ходе можно поставить вне закона?
Первое: совпадают ли данные удостоверений данным в постановлении. Все визитеры должны быть поименованы в нем. Посмотрите, правильно ли указаны название и адрес компании.
Второе: обязательно нужно взять телефон начальника, подписавшего постановление, и позвонить ему (или в то отделение, откуда пришли милиционеры). И спросить, действительно ли указанные сотрудники должны быть у вас с проверкой. Все подобные проверки фиксируются в специальном журнале.
Еще один прием, связанный с постановлением. До сих пор в постановлении на проверку милиционеры ссылаются на уже не применяющуюся редакцию подпункта 25 статьи 11 Закона РФ от 18.04.91 № 1026—1 «О милиции», в котором указано право опечатывать кассы, помещения, склады и т. д. По сути приостанавливать работу фирмы. Но с августа 2006г года этот подпункт изменен и такого права у милиции больше нет. Все процедуры, связанные с изъятием, арестом и конфискацией имущества при привлечении к ответственности за административные правонарушения, регламентированы КоАП РФ. Приостановление деятельности там регламентировано жестко и может применяться только в строго определенных случаях.
Отдельно скажу, что ни разу мне не удалось увидеть постановление о контрольной закупке — основном оружии при проверках торговых компаний. А ведь без него сама контрольная закупка незаконна. 
Чтобы главному бухгалтеру обезопасить себя от незаконных требований руководителя и впоследствии не стать субъектом уголовного дела, можно «копить компромат» на самого руководителя. Например, можно записывать его приказы на диктофон. Такая диктофонная запись обязательно будет принята следствием. При необходимости назначается экспертиза пленки. Если она будет признана подлинной, то будет включена в материалы дела и учтена в показаниях.
Что можно и что нельзя говорить проверяющим? 
Если уголовное дело еще не возбуждено, милиционеры могут только опросить сотрудников компании. Допрос же проводится, когда возбуждено уголовное дело. Нужно настоять, чтобы опрос осуществлялся только в присутствии законного представителя компании. Как правило, это директор. В свою очередь руководителю просто необходимо напомнить проверяющим, что любые действия во время проверки они вправе производить только в его присутствии.
В компании должны быть должностные инструкции, тем более положения о коммерческой тайне. Эта мера помогает и руководителям, и рядовым сотрудникам компании. Директора и главбуха эти документы обезопасят от риска быть обвиненным в действиях, которые они не совершали, а совершали сотрудники.
В положении о коммерческой тайне, например, описать работу можно так, что даже в бухгалтерии никто не будет знать, кто конкретно чем занимается. А раз не знает, не сможет сказать лишнего. Нужно, чтобы работающие в разных кабинетах сотрудники (те, которые потенциально могут навредить) общались между собой только по телефону. Передавали документы не из рук в руки, а через ящики (шкафы), окошко и т. д. 
Нередко бухгалтер-это женщина, имеющая детей и никакого опыта общения с правоохранителями. Именно поэтому она самое слабое звено при любой проверке или допросе. Лучше всего ее полностью не допускать к небезопасной информации. Безопаснее для бухгалтера и для компании в целом, если он будет вести лишь учет.
А финансовому директору (бухгалтеру) хочу сказать следующее. Вы лучше других знаете налоговое законодательство. Следовательно, вам и карты в руки: попросту говоря, постарайтесь «заморочить голову» с помощью более высокого профессионализма и знания практики. Ведь не все следователи (а уж тем более оперативные сотрудники) бывшие бухгалтеры и знают все тонкости. Если сомневаетесь в себе, поговорите с коллегами. Может случиться, что кто-нибудь что-то подскажет из своей практики. 



ДЕТАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МИЛИЦИОНЕРОВ
Часто милиционеры звонят и вызывают на беседу перед выходными: вечером пятницы или перед праздничными днями. Это делается специально, чтобы лишить предпринимателя сна и посмотреть, как он будет себя вести.

Не надо пытаться искать окольные пути или узнавать через знакомых, почему вами интересуется милиция. Оперативники только этого и ждут. Это для них сигнал, что бизнесмену есть что скрывать и с него можно получить деньги.

Разговор может начаться с того, что милиционер скажет: «Вас заказали». Переживать не стоит: очень часто это неправда.

Также оперативник может сказать: «Вот сегодня (или недавно) такую же фирму, как вашу, раскрутили. Вон сзади ящик стоит с поддельными печатями и счетами-фактурами». Если предприниматель обернется, для них сигнал, что он испугался, значит, можно давить дальше. Не надо оборачиваться. Лучше сделать вид, что вообще этого не услышали, или просто улыбнуться. Таким образом предприниматель даст понять, что никак не связывает себя с подобными случаями. 
Если после беседы милиционер намекает, что у него еще остались вопросы и он вас еще вызовет, дайте ему номер телефона, по которому он не сможет дозвониться. Для этого лучше иметь второй номер мобильного, который вы можете давать всем подобным звонящим. Не отключайте его, просто не отвечайте. Часто оперативник, если у него нет серьезных доказательств, после нескольких попыток созвониться теряет интерес и переключается на более сговорчивого. Если же речь идет о реальных претензиях, он найдет другой способ связаться с налогоплательщиком.

Бывает, что милиция вызывает на беседу кого-либо из партнеров фирмы. При этом оперативники говорят, что в этой фирме идет проверка и руководству уже не отвертеться от уголовного дела. Это делается, чтобы контрагенты начали звонить с вопросами и просьбами разорвать контракты и т. д. Поэтому задача компании — заранее предупредить партнеров о возможности такого развития событий и предвосхитить негативные последствия.
УЧАСТИЕ АДВОКАТА И САМОЗАЩИТА
 Нужен ли адвокат и на каком этапе его можно привлечь?
 Специалист, конечно, нужен. Но адвоката не допустят к делу, пока не будет возбуждено дело об административном правонарушении или уголовное. Точнее, с момента составления первого протокола о правонарушении. Этим милиционеры часто пользуются и, что называется, «тянут резину», решая, возбуждать ли дело по результатам проверки.
Но и из этой ситуации есть выход: поставить адвоката (консультанта) под дверью. Например, меня вызвал на помощь предприниматель, у которого проходила проверка. Разумеется, милиция не допускала меня на опрос, не позволяла следить за любыми действиями, поскольку я постороннее лицо. Я согласился, но объявил во всеуслышание, что буду находиться в коридоре за пределами офиса компании и буду опрашивать о ходе проверки выходящих сотрудников.
В коридоре после опроса я просто отмечал себе на листе бумаги, какие нарушения допускают проверяющие. Видимо, не выдержав, один из милиционеров вышел ко мне и попросил показать ему, что я пишу. Я показал список нарушений, на что он не без изумления спросил: «Неужели мы допустили так много нарушений?» После этого руководитель компании попросил их закончить проверку, и они ушли безрезультатно.

 А можно ли посоветовать иметь при себе диктофон?
 Разумеется. Диктофон всегда действует сдерживающе и одновременно показывает, что вы не настроены на дачу взятки. Лучше, чтобы диктофоны были у как можно большего числа сотрудников. При этом всегда при включении диктофона нужно поставить в известность проверяющих, что вы ведете запись, — это будет залогом ее легитимности. Видеокамеру использовать вряд ли удастся, так как проверяющие могут сослаться на то, что их лица нельзя снимать из-за секретности.
При проверках милиционеры могут расходиться по всем помещениям компании. Диктофонов может не хватить. Поэтому будет эффективней заранее назначить ответственных, которые будут ходить за проверяющим с планшетом и записывать каждый его шаг и действие. На вопрос, что вы пишете, можно смело показать свои записи и объяснить, что вы находитесь рядом с проверяющим, в том числе чтобы помогать ему. 
ДЕТАЛЬНО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВИЗИТА МИЛИЦИИ
Прийти с проверкой правоохранительные органы могут как до, так и после возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.

Так, до возбуждения уголовного дела поводом для проверки станут данные о предполагаемом налоговом преступлении. На этом этапе проверяющим даны широкие полномочия Законом РФ от 18.04.91 № 1026—1 «О милиции» и Федеральным законом от 12.08.95 №?144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, при наличии данных о налоговом преступлении милиция вправе: осматривать помещения, досматривать транспортные средства, «изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность», требовать их копии, изымать образцы сырья, продукции и товаров (подп. 25 ст. 11 Закона №?1026—1). Также милиционеры вправе вести слежку, прослушивание, делать проверочные закупки (ст. 6 Закона №?144-ФЗ).

Данные о признаках налогового преступления, которые необходимы для назначения проверки, оперативники МВД узнают из официальных (материалов выездных и камеральных проверок) и неофициальных (своих агентов) источников.

Если же возбуждено уголовное дело, все действия проверяющих регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом. А при возбуждении дела об административном правонарушении — Кодексом РФ об административных правонарушениях. 
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНЫ НАРУШЕНИЯ
 Часто бывает так, что, когда проводится проверка до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, милиционеры хотят просто склонить к «сотрудничеству». А ведь всегда есть возможность найти к чему придраться — даже в самых прозрачных компаниях можно отыскать нарушения.
 Да, согласен с вами. Зачастую в конце проверки (или в ее ходе) проверяющие, найдя даже минимальное нарушение, стараются придать ему фатальное значение.
Но сама проверка еще не значит, что компанию и бизнесмена накажут. Существует процедура принятия решения по результатам проверки, предпринимателю дается не менее 14 дней на оспаривание этих результатов.
Между тем задача милиционеров — убедить предпринимателя в том, что конец проверки уже наступил и он виновен.
 Какие методы используют милиционеры? 
 Если речь идет об административном правонарушении, часто бывает так, что милиция назначает заседание о принятии решения по результатам проверки на следующее же утро после проверки. Случается, что налогоплательщик может и не знать, что решение о наказании уже принято. Это делается, чтобы наказанный не смог вовремя обжаловать это решение.
 А если компания все же решила «посотрудничать»? 
 Думаю, не стоит объяснять, что, дав взятку один раз, рассчитывать на то, что больше вами не займутся снова, наивно. Приведу пример из практики. Бизнесмен откупился однажды. Через год к нему пришли снова и со словами «на тебя снова есть информация» дали послушать пленку годичной давности, когда он сам предложил решить вопрос откупом. Поскольку давность привлечения к ответственности по делам о даче взятки 10 лет, эта запись вполне может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, милиционеры могут действовать сообща со своими коллегами из других правоохранительных органов (ФСБ, прокуратуры). Они передают информацию о том, что один раз уже был совершен подкуп, и после прихода их коллег требуют уже гораздо большую сумму. При этом ссылаются, что дело приобрело более угрожающие масштабы.
 Что же делать, если предпринимателем занялись «вплотную»? 
 Не давать взятку и не договариваться. Мне и моим коллегам приходилось не раз сталкиваться со случаями, когда совершенно законопослушные налогоплательщики, несмотря на прозрачность своего бизнеса, пытаются решать дело взяткой.
При этом я бы хотел сказать о следующем. Чиновник, в данном случае силовик, который постоянно действует по отлаженной схеме и получает один и тот же результат — взятку, перестает понимать и критически оценивать свои действия. Он «слеп» и не замечает ошибок, которые совершает при проверках или расследованиях дела, поскольку видит, что бизнес идет на то, чтобы договориться. Пользуется неграмотностью проверяемых. Иногда чиновник возвращается к реальности, только когда видит противодействие. Особенно когда сам становится субъектом уголовного дела и правоохранительная система работает уже против него.
 А бывает так, что компания становится неинтересна милиции? 
 Да, и причем достаточно часто. Если бизнес не удается «обобрать», «правоохранители» просто теряют интерес к нему, поскольку предложение велико. В этом смысле наши правоохранительные органы похожи на налоговые органы Швеции. Они всегда оценивают соотношение затрат на проверку и доказывание недобросовестности налогоплательщика и того эффекта в виде доначисленных налогов, который предпринятые мероприятия дадут. Но только в нашем случае речь идет о соотношении усилий и личной наживы «правоохранителей». 
ДЕТАЛЬНО СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ДАВЛЕНИЮ
Знание психологических тонкостей в общении с проверяющими — не последний фактор для того, чтобы избежать негативных последствий. Как себя вести при проверке, рассказал корреспонденту «ПНП» Вадим Елизаров, психолог компании «Психологический центр решений».

- Самый распространенный прием при милицейских проверках — это психологическое давление на проверяемого. Как противостоять этому?

- В первую очередь надо отказаться от иллюзий, что с вами будут обходительны и корректны, что вас поймут и пожалеют. Поэтому надо быть в состоянии спокойствия и расслабленности. А чтобы достичь совершенства, надо тренироваться носить эту «психологическую одежду» в любых жизненных обстоятельствах. Намеренно замедлять свои реакции и движения, саморегулируя себя, чтобы привыкнуть к этому ощущению. Параллельно с этим проговаривать внутри себя поддерживающие команды и самовнушения, доводя до автоматизма состояние расслабленности и спокойствия. И во время «встречи» эта наработанная самоорганизация поможет вам избавиться от чувства загнанности и страха.

- Стоит ли задуматься о том, как сидеть, стоять, жестикулировать, выражать эмоции перед проверяющим?- Специально думать об этом не надо, это не дает эффекта. От излишнего напряжения освободят расслабленные, естественные движения и поза. Также помогут саморегуляция дыхания и самовнушение лучшего и доброго внутри себя, вера в себя. И спокойствие. Не верьте ни в какие увещевания извне. Попытайтесь представить все в комическом виде, это придаст вам легкости и самодостаточности. Уберите интонацию просящего, этим вы позиционируете себя как виноватого. Необходим твердый, уверенный, ровный голос. Конечно, об этом тоже лучше думать заранее: регулярно тренировать эти навыки в реальных и воображаемых ситуациях.

- Какую линию поведения лучше выбрать руководителю и рядовому сотруднику?

- Если у вас нет определенной подготовки, намеренно линию поведения выбирать не надо. Очень сложно будет следовать ей долго. Кроме того, она выражает лишь сознательно отобранные чувства в соответствии с ситуацией. Но это не будет, возможно, соотноситься с вашей истинной природой и спонтанностью. И это может сыграть с вами злую шутку. Быть самим собой даже в сложных ситуациях намного эффективнее.Но один универсальный совет все же есть. Сообщайте поменьше информации, чтобы мало было чем оперировать против вас. Поэтому можно делать длинные паузы и давать односложные ответы: «не знаю», «не помню». При этом не нужно ждать одобрения милиционером ваших действий и слов.
Начиная с 22 августа сотрудники органов внутренних дел обязаны будут организовывать контрольные мероприятия в соответствии с подробнейшей Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. 
Нарушения, допускаемые сотрудниками правоохранительных структур при проверках фирм, стали настолько обыденным явлением, что побороть его своими силами предприниматели уже и не мечтали. Однако совершенно неожиданно на помощь бизнесу пришло... Министерство внутренних дел! Его глава подписал на днях приказ от 2 августа 2005 г. № 636 об утверждении инструкции, оговаривающей порядок проведения контрольных мероприятий. Озабоченность МВД проблемой проверок, безусловно, радует, однако в реальной пользе нового документа всем еще предстоит убедиться. 
Откровенно говоря, внесение поправок в Закон «О милиции», следствием которых и явилась инструкция, сенсацией не стало. Комментировать их содержание ответственные лица начали еще летом. В частности, министр юстиции Юрий Чайка после заседания правительства 2 июня, на котором, собственно, и были одобрены изменения в закон, заявил, что со стороны милиции «препятствий работе предприятий отныне не будет». Предприниматели же к словам министра юстиции отнеслись довольно спокойно, предпочитая дождаться, когда документ опубликуют и его содержание можно будет тщательным образом проанализировать. 
Между прочим, некоторые эксперты уже заметили, что новая инструкция мало чем отличается от аналогичных руководств для проверяющих. Принесет ли долгожданный документ облегчение малым и средним фирмам? 
30 дней на проверку 
«Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней» – так гласит первое предложение пункта 2 новой инструкции. Оно, можно быть уверенным, станет серьезной опорой при отстаивании предпринимателями своих прав в отношениях с милицией. Началом срока будет день вынесения постановления о проведении контрольного мероприятия. Если бизнесмен подозревается в совершении нарушения, влекущего уголовную ответственность, начальник ОВД или его заместитель должен вынести мотивированное постановление о назначении проверки. 
С него и поведут 30-дневный отсчет, после чего проверяющие подпишут акт проверки или ревизии в трех экземплярах. Сей документ составляется в любом случае, даже если нарушений на предприятии обнаружено не было. Два экземпляра передадут в милицию, третий – предпринимателю. Представители фирмы в принципе могут отказаться от получения акта. Но в этом случае настойчивые контролеры пришлют экземпляр документа по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за окончанием проверки. 
Остаются некоторые сомнения по поводу методики счета дней в период ревизии. Некоторые представители бизнес-сообщества рассказывали об удивительной смекалке «людей в погонах», считавших днями проверки лишь те, когда милиционеры физически находятся на предприятии. Соответственно и срок проверки растягивался неимоверно. 
Интересно и уточнение, касающееся лиц, имеющих право присутствовать при осу- ществлении проверки. Если пункт 25 части 1 статьи 11 Закона «О милиции» четко говорит о «двух понятых и представителе юридического лица», то инструкция сообщает, что «представители юридического лица, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представители могут присутствовать при ее проведении». Выходит, что проверка может состояться и без участия представителей фирмы! Банальное несоответствие в текстах документов может стать причиной не одного судебного спора. 
Зато список должностных лиц, имеющих право назначать проверки и ревизии, в новой инструкции дан исчерпывающий. Это по идее должно исключить возможность произвольного проведения контрольных мероприятий. Руководство фирмы отныне при желании сможет проверить, насколько уполномочен тот или иной сотрудник милиции организовать проверку предприятия. Особым образом оговорено, что к проверке могут быть привлечены сотрудники Центра документальных проверок и ревизий Министерства внутренних дел, а также специалисты – ревизоры подразделений ОВД по налоговым преступлениям. 
А документы придется забрать 
Несмотря на заверения министра юстиции Чайки, что благодаря поправкам в закон сотрудники милиции смогут теперь «не изымать, а изучать» документы, нужные правоохранительным органам бумаги из помещения фирмы все же заберут. Этот пункт был практически переписан нормотворцами с Закона «О милиции» в инструкцию. По-прежнему работники правоохранительных органов имеют право изъять документы (либо их копии), составив при этом протокол и опись изымаемых бумаг. 
Если берут подлинники, предприниматель может потребовать оставить ему копии документов. Бывают ситуации, когда ксерокса под рукой нет. В таком случае в течение пяти дней после изъятия милиция обязана будет представить копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. О том, что копии бизнесмену вручили в течение этого срока, в протоколе изъятия должна быть сделана соответствующая запись. 
Заметим, что некоторое время назад велись разговоры о том, что подлинники документов милиция сможет держать у себя не более суток. В результате ее сотрудники схватились за головы и начали сетовать на то, что им катастрофически не хватит времени на анализ изъятых бумаг. К радости милиции и к несчастью предпринимателей, эта норма в инструкцию внесена так и не была. Более того, из нее следует, что подлинные экземпляры документов у проверяющих могут оставаться сколь угодно долго. А механизм их возврата фирмам нигде толком не прописан. 
Инструкцию читаем между строк 
Отслеживая отзывы общественности на новый регламентирующий документ, легко заметить, что многие берутся рассуждать о том, о чем в инструкции не сказано. Так, например, ничего не говорится о праве сотрудников органов внутренних дел приостанавливать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ни слова не сказано о таких полномочиях работников правоохранительных структур, как опечатывание касс и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей в период проведения проверки. 
Какой вывод из всего этого делают для себя бизнесмены и бухгалтеры? Проверяющие в серо-голубой форме не смогут отныне в процессе контрольных мероприятий по своему решению блокировать работу фирмы. Впрочем, здесь далеко не все так очевидно. Инструкция, которая вскоре начнет действовать, далеко не единственный документ в сфере проверок и ревизий. Есть приказ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». В этом документе прописаны условия, при которых опечатывание касс, помещений и мест хранения документов, изъятие денег и товарно-материальных ценностей в ходе проверки допускаются. 
Потеряет ли силу эта инструкция с вступлением в действие августовских поправок в Закон «О милиции»? Какой из двух документов будет иметь приоритет для сотрудников МВД? В каких ситуациях станут использовать ту или иную бумагу? Все эти вопросы пока остаются без ответа, несмотря на бодрые заявления официальных лиц, в том числе заместителя начальника правового департамента МВД Ильи Кучерова. 
Одному из печатных изданий, являющемуся рупором властей, он заявил: новая инструкция «обеспечивает однозначность и предсказуемость поведения сотрудников милиции, в полной мере учитывает законные интересы проверяемых и фактически создает алгоритм правомерного пове- дения для всех участников подобных правоотношений». Согласитесь, что российским предпринимателям пока чрезвычайно трудно поверить в способность работников Министерства внутренних дел писать «однозначные» законы и инструкции. 
Эксперт общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Барков: 
– Среди государственных органов, проверяющих и контролирующих фирмы, милиция занимает особое место: то есть если уж проверка, то тотальная. По данным исследований «ОПОРЫ России» за 2003 и 2004 годы, милиция занимала первое место среди органов, мешающих деятельности предпринимателей. Правда, в этом году правоохранительные органы уступили свои позиции налоговикам. 
Предложенная инструкция призвана защитить предпринимателей от неправомерного вмешательства в их деятельность со стороны сотрудников милиции, что само по себе уже хорошо. Результат будет напрямую зависеть от того, насколько сотрудники МВД готовы ей следовать. 
августе 2005 года приказом МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (далее по тексту — Инструкция).
Данная Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Следует обратить внимание, что в прошлом году МВД РФ был «выпущен в свет» другой документ — «Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», утвержденная приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 (приказом МВД РФ от 12 августа 2005 г. №665 внесены существенные изменения в данную Инструкцию). Эта Инструкция определяла порядок проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а именно, НК РФ.
Необходимо отметить, что оба эти документа в первую очередь связаны с выявлением преступлений, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), и являются фактически доследственными мероприятиями, проводимыми в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции».
Главным их отличием друг от друга является предмет проверки: налоговые или иные преступления в части финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.
Рассмотрим более подробно порядок проведения проверок, предусматриваемый «свежей» Инструкцией.
Все указанные в ней мероприятия проводятся в виде единичных проверок или ревизий.
Сразу же следует отметить, что и проверка, и ревизия проводятся в срок не более 30 дней. Это означает, что независимо от фактического появления сотрудников милиции на проверяемом предприятии или у индивидуального предпринимателя, срок проверки, указанный в постановлении, не прерывается. Началом срока проведения проверки или ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока является день подписания всеми проверяющими акта проверки или ревизии.
Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок или ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, указан в приложении № 2 к Инструкции. Такими лицами могут быть руководители органов внутренних дел от министра внутренних дел и его заместителей до начальников (первых заместителей начальников) УВД соответствующих муниципальных образований, где производится проверка (ревизия).
Проверка проводится сотрудниками милиции (Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (Департаментом экономической безопасности МВД России)), в должностные обязанности которых входят выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты — ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
Следует обратить внимание, что в том случае, если проверка (ревизия) проводится в занимаемых торговым предприятием (индивидуальным предпринимателем) помещениях (территории), представители проверяемого лица имеют право присутствовать при ее проведении.
Так чем же отличается проверка от ревизии?
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 12 Инструкции).
Инструкцией установлен следующий порядок ее проведения (этот порядок, кстати, касается и проведения ревизии).
При наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела, начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме.
Образцы всех документов, упоминаемых в Инструкции, приводятся в приложениях к ней. Например, форма Постановления о проведении проверки указана в приложении № 1 к данной Инструкции.
Состав сотрудников милиции, проводящих проверку (равно как и ревизию), указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия.
В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки (ревизии).
В случае необходимости для участия в проведении конкретных мероприятий по осуществлению проверки (или ревизии) могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
В ходе проведения проверки (ревизии) сотрудники милиции могут применять фото- и киносъемку, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки (ревизии), прилагаются к акту проверки (ревизии), в котором делается отметка о применении этих средств.
При проведении проверки или ревизии сотрудники органов милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий). При этом если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю проверяемого торгового предприятия, у которого изымаются подлинные документы.
В ходе проверки (ревизии) может возникнуть необходимость осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества (товаров), досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров. Подобного рода действия производятся в строгом соответствии с порядком, установленным пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции». Так, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя сотрудники милиции могут:
• производить в присутствии не менее двух понятых и представителя проверяемого лица, которому вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых — с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; 
• производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица; 
• изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность; 
• изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз; 
• требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. 
Следует иметь в виду, что все предусмотренные выше мероприятия, связанные с проведением проверок (ревизий), должны быть зафиксированы в предъявляемом торговому предприятию постановлении. В противном случае органам милиции требуется оформление нового (дополнительного) постановления.
По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее по тексту — акт проверки).
В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Причем, акт составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.
В акте проверки в обязательном порядке отражаются:
• полное и сокращенное наименование проверяемого торгового предприятия (либо фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица); 
• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); 
• место проведения проверки; 
• специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку; 
• дата начала и окончания проверки; 
• все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений; 
• сущность правонарушения, способ его совершения; 
• ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены; 
• факты непредставления каких-либо документов; 
• обобщенные выводы о результатах проверки. 
Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) под роспись с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в самом акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
В отличие от просто проверки ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть, в этом случае проверке подвергаются все аспекты финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Как в ситуации с проверкой ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее по тексту — ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (органов милиции), указанные в приложении № 2 к приказу МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».
При этом ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. К ревизии могут привлекаться также сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.
Как уже было рассмотрено выше, в целом порядок проведения ревизии совпадает с порядком проведения проверки за исключением оформления ее результатов.
По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее по тексту — акт ревизии).
В акте ревизии отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Акт ревизии составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.
Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой.
В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:
• полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); 
• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); 
• место проведения ревизии; 
• специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию; 
• период, за который проведена ревизия; 
• дата начала и окончания ревизии; 
• фамилии, имена и отчества представителей проверяемого лица. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности; 
• место регистрации проверяемого торгового предприятия (индивидуального предпринимателя), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации); 
• сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике; 
• документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии); 
• документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии. 
В описательной части акта ревизии отражаются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. В частности, обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности, либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.
В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.
Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.
По результатам проверки (ревизии) принимается одно из следующих решений:
1) о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
2) о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 УПК РФ;
3) о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
4) о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
5) о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
Указанными выше статьями 144 и 145 УПК РФ регулируется порядок рассмотрения сообщения органов милиции о преступлении (материалов проверок или ревизий) и принятия решения по результатам этого сообщения.
Так согласно статье 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.
Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.
В соответствии со статьей 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении могут быть приняты следующие решения:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
Генеральная прокуратура России поручила подразделениям МВД и Федеральной налоговой службе провести кампанию по борьбе с фиктивными фирмами однодневками, которые используются для всевозможных махинаций, а затем исчезают. Прокуратура поручила милиции и налоговикам организовать проверки с целью выявления структур, занимающихся регистрацией и продажей фиктивных фирм. Налоговикам отдельно поручено представить в органы сведения о юридических лицах, которые могут оказаться однодневками, передает "Интерфакс". 
Согласно данным прокуратуры, криминальные структуры создали целую сеть фиктивных фирм для отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, ухода от налогообложения, "серого импорта", выплаты заработной платы "в конвертах" и осуществления прочих махинаций. Фиктивные фирмы регистрируются по подложным, утраченным документам либо на умерших лицу с целью дальнейшего использования этих фирм в криминальных целях, в том числе для легализации преступных доходов, ухода от налогообложения, что представляет высокую социальную опасность. 
По данным МВД, ежегодно сотрудники милиции изымают более 25 тыс. поддельных российских паспортов, которые чаще всего и используются как раз для создания фиктивных юридических лиц, а также совершения мошеннических сделок и заключения фиктивных договоров. 
Милиции поручено организовать массовое проведение проверок по выявлению и пресечению фактов регистрации и продажи фиктивных фирм, их незаконной предпринимательской деятельности, отмывания денежных средств. Налоговикам поручено представить в органы внутренних дел имеющиеся сведения о регистрации и деятельности организаций, которые могут быть фирмами-однодневками. 
Прокурорам субъектов федерации предписывается обеспечивать координацию действий органов МВД и ФНС России и принимать меры к привлечению к уголовной лиц, занимающихся регистрацией и продажей фиктивных фирм. 
По данным ГУВД по состоянию на 2005 год, в Москве до 80% коммерческих организаций зарегистрировано на подставных лиц. Из 960 тыс. зарегистрированных в городе организаций около 600 тыс. не отчитываются о финансово-хозяйственной деятельности либо предоставляют полностью нулевую отчетность. По оценке правоохранительных органов, ущерб от действий отдельных структур, которые используют незаконные схемы уход от налогов и прочих финансовых правонарушений, составляет порядка 40-50% бюджета Москвы. 

Проверки милиции совместно с налоговой инспекцией
Налоговые проверки проводят сотрудники управления (отделов) милиции по налоговым преступлениям. 
Они вправе: 
• участвовать по запросу налоговой инспекции в проводимых ею выездных налоговых проверках; 
• самостоятельно проверять фирмы и предпринимателей, если получат достаточные данные о налоговом преступлении. 
Так сказано в Федеральном законе от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (п. 33, 35 ст. 11). 


Итак, к вам пришла милиция совместно с налоговиками. К чему нужно быть готовым?

Чтобы привлечь к проверке милицию, налоговые инспекторы должны составить запрос, в котором четко сформулировать, зачем им это нужно. Направить запрос они могут как до начала проверки, так и во время ее проведения. 

В первом случае фамилии оперативников будут сразу же вписаны в решение о проверке, во втором случае – руководитель инспекции внесет изменения в состав проверяющей группы. Со всеми этими документами вас обязаны ознакомить под расписку. 

Руководит проверяющей группой и, соответственно, координирует ее работу налоговый инспектор. 

Права сотрудников милиции зависят от того, в каком качестве они участвуют в проверке. 

Полномочия милиционеров 

Меньше всего полномочий у милиционеров, которые обеспечивают безопасность инспекторов. Они могут действовать только как телохранители. Чуть больше прав – у специалистов из МВД, привлеченных для участия в конкретном мероприятии: осмотре помещений, инвентаризации, выемке документов и т. д. Их действия ограничены поставленной задачей: проверить подлинность документов или восстановить их, «взломать» компьютерную программу и т. п. 

Милиционеры могут участвовать в проверке и на равных с инспекторами. Вот основания для этого: 
• если проверка организована по инициативе милиции; 
• если инспекторы обнаружили нарушения, проверить которые можно только с участием оперативников или специалистов-ревизоров из МВД. Можно предположить, что речь идет о подозрениях в налоговых преступлениях, например у фирмы недоимка в размере более 500 000 рублей за три года подряд. 
Совместная проверка не ограничивает проверяющих в выборе методов контроля. Инспекторы и милиционеры вправе действовать самостоятельно. При этом первые обязаны руководствоваться Налоговым кодексом РФ, а вторые – законами «О милиции» и «Об оперативно- розыскной деятельности». Напрашивается неутешительный вывод. Оперативники могут пустить в ход весь арсенал средств, предоставленный им этими законами. 

Оформление результатов проверки
Оформляются результаты проверки по правилам Налогового кодекса РФ (ст. 100). 
Инспекторы составляют три экземпляра акта. Его подписывают руководитель фирмы (его представитель) и все проверяющие (за исключением милиционеров, которые участвовали в проведении конкретных действий или «работали телохранителями»). Первый экземпляр хранится в налоговой, второй – в милиции, а третий остается у проверяемой фирмы. 

В течение двух недель после получения акта вы можете написать возражения. Отправить их нужно в инспекцию. А уж она в трехдневный срок передаст копию в милицию. Решение по результатам проверки принимает руководитель инспекции или его заместитель. 

И милиционеры, и инспекторы могут обнаружить в ходе проверки административные нарушения. В такой ситуации они будут действовать самостоятельно: составят протокол, проведут расследование, назначат штраф. 



 



Опубликовано: 11.03.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования