1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Маркетинговый консалтинг


Маркетинговый консалтинг

Что такое маркетинг?

Первое упоминание о маркетинге в экономической литературе датируется 1880 годом, а в 1902 году маркетинг как предмет начинают преподавать в университетах США.

В экономической литературе существует огромное количество определений термина маркетинг. Так, по словам профессора международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж.Л.Коллога при Северо-Западном университете, автора десятков книг и свыше ста статей, посвященных проблемам маркетинга, Филиппа Котлера, маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании.

В современном экономическом словаре (ИНФРА-М) сказано, что маркетинг (от англ. market - рынок) - обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.

Но наиболее обширное и яркое определение дает Президент Гильдии Маркетологов, ведущий консультант «Ромир» Игорь Березин: «в самом широком определении рынок маркетинговых услуг включает в себя и медийную рекламу, и BTL, и PR, и DM, и исследования рынка, и собственно консалтинг по вопросам маркетинга и брендинга». При таком подходе, по его мнению, объем рынка маркетинговых услуг в России в 2007 году составил около 13-14 млрд. долларов или чуть более 1% от ВВП.

«При «среднем» подходе предлагается объединить услуги в области бизнес PR, проведения маркетинговых исследований и бренд-консалтинг в «Инфокоммуникационный консалтинг». Но этот подход не получил пока широкого признания. В узком понимании маркетинговый консалтинг - это консалтинг по вопросам управления маркетингом и брендингу» - резюмировал он.

Прежде чем создавать товар или услугу, необходимо понимать, нужен ли произведенный продукт вообще. Кроме того, необходим трезвый взгляд на рынок, анализ конкурентной среды, потребителей и пр. Необходимо понимать, что маркетинг – это, прежде всего, процесс, комплекс необходимых действий.

Любой процесс в маркетинге начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого будет произведен товар или услуга. Определяется спрос и конкурентная среда. Еще до того, как товар или услуга попадает на рынок, идет процесс поиска потребителей, чтобы оценить их потребности и степень интереса или его отсутствия к предлагаемому продукту. Необходимо оценить и перспективность рынка, на который попадет произведенный товар. Было бы странно продавать, например, валенки в пустыне, даже при 100% отсутствии конкурентов. Данный вид товара просто не будет там востребован.

Кто является заказчиком?

Заказчиками маркетингового и бренд-консалтинга выступают крупные российские компании, проводящие ребрендинг или рестайлинг. Как правило, они обращаются в западные агентства. Большой популярностью пользуются английские фирмы. Суммы контрактов исчисляются сотнями тысяч долларов и могут достигать миллионов. Но таких проектов, по словам Игоря Березина, не так уж и много: 10-15 в год.

Однако за последние 2-3 года к услугам маркетингового консалтинга стали обращаться и компании среднего размера. Чаще всего речь идет о разработке упаковки, формировании фирменного стиля, регистрации товарного знака, формировании/реформировании службы маркетинга в компании, консультациях по стратегии маркетинга, написании маркетинговой части бизнес-плана, построении прогноза развития рынка и других задачах.

Здесь бюджеты существенно скромнее - несколько десятков тысяч долларов, а исполнителями выступают крупные российские консалтинговые группы, для которых маркетинг не является основной сферой деятельности, например, аудиторские фирмы или IT-компании. «За такие работы охотно берутся консалтинговые подразделения крупных российских рекламных агентств. Небольшие российские бренд-консалтинговые компании и частные консультанты», - резюмирует эксперт.

Сколько стоит маркетинговое исследование?

По словам самих маркетологов, это самый распространенный вопрос, который задают клиенты, обратившись в компанию. При этом ответ, как правило, нужно предоставить немедленно, что сделать без вникания в суть проблемы весьма затруднительно. Порой клиент сам не до конца понимает, что конкретно он хочет получить от заказчика. Стоимость такого рода услуг может варьироваться от незначительных 1000 рублей до нескольких миллионов. Все зависит от конкретных действий, которые необходимо предпринять маркетологу для предоставления отчету клиенту. Если исследование можно провести, не выходя из офиса (при наличии телефона и Интернета сделать это вполне по силам), стоимость таких отчетов будет гораздо ниже, нежели там, где маркетологу потребуется проводить анализ и сбор данных, выезжая непосредственно на объекты и переговоры. Стоимость может зависеть и от глубины исследований, его объема и сроков, за которые это исследование было проведено. Иными словами, стоимость маркетингового исследования может меняться в силу разных причин. Из основных можно выделить шесть.

  1. Стоимость маркетинговых исследований может зависеть от того, на каком именно сегменте рынка необходимо провести исследование.
  2. Объем работ, которые необходимо провести. Глубина исследования, конечная цель.
  3. Сроки проведения исследования. Стоимость исследований, проведенных в сжатые или экстремально сжатые сроки, будет несколько выше.
  4. Метод проведения исследования. Тут необходимо уточнить, что не всегда «кабинетные» стоят дешевле «выездных». Все будет зависеть от того, какого рода «выездные» исследования будут проведены. Пересчет количества магазинов у станции метро явно дешевле, чем проведение опроса из офиса десяти тысяч респондентов.
  5. Оформление маркетингового исследования. В подавляющем большинстве случаев компании, работающие в сфере маркетингового консалтинга, предоставляют отчеты либо в электронном виде, либо распечатанные прямо в офисе. По словам руководителя службы маркетинга компании «РусСтар» Алексея Марченко, за всю практику работы компании был всего лишь один случай, когда одним из основных требований клиента стало «нестандартное» оформление отчета. «Клиент заказал маркетинговое исследование рынка экспресс кредитов. Однако помимо основных требований, было поставлено обязательное условие. Необходимо было также подготовить презентацию, а сами отчеты (в количестве 50 штук) издать в типографии».
  6. Имя консалтинговой компании. По мнению специалистов, не стоит экономить и обращаться в сомнительные фирмы с отсутствием деловой репутации как таковой. Есть риск получить маркетинговое исследование, не отвечающее реальному положению дел в нужном направлении.

Подводя итог, можно представить список, который следует составить до того, как задать вопрос о стоимости маркетингового исследования.

  1. Какие цели и задачи стоят перед компанией
  2. Кто является целевой группой
  3. Размер исследования
  4. Какой метод сбора информации (если это важно самому клиенту) предпочтителен
  5. География проведения маркетингового исследования
  6. Сроки

Есть ли смысл заказывать маркетинговые исследования?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Все зависит не только от конкретного случая, но и от специфики бизнеса. И все же, чтобы не тратить деньги зря, необходимо здраво взвесить все за и против. Как это не парадоксально, об этом говорят и сами представители консалтинговых компаний, предоставляющих услуги в области маркетинга, часто исследование заказывается без особой в нем необходимости.

Можно обозначить четыре самых распространенных случая, когда потраченные деньги абсолютно не оправданны.

  1. Клиент неверно определил суть проблемы и определил круг задач для маркетинговой службы. Например, чтобы оценить рынок магазинов шаговой доступности в одном конкретном городе или даже районе, совсем не нужно заказывать маркетинговое исследование о состоянии рынка мирового ритейла.
  2. Иногда вопрос о заказе был принят слишком поспешно. А ведь многое можно было узнать и самостоятельно и уже на основе понимания общей картины принимать решение. Возможно, собранных данных будет вполне достаточно.
  3. Если исследование не является специфическим, узконаправленным, возможно, оно уже проведено и есть в готовом виде, стоимость готового материала, как правило, ниже стоимости работы по индивидуальному заказу. Мнение о том, что готовые исследования менее информативны несправедливо. Тут скорее надо обращать внимание на саму консалтинговую компанию: если доверие к ней есть, опасаться просто нечего. «Зажимать данные и откладывать их на потом никто не будет», - успокаивает Алексей Марченко из «РусСтара».
  4. Бывают случаи, когда руководитель заказывает исследование, чтобы сравнить его с работой своего маркетингового отдела, мотивируя непредвзятостью суждений. Стоит отметить, что маркетинговое исследование не содержит прямого совета, что делать. Данное решение принимает сам клиент, основываясь на данных, собранных в отчете. В таком случае, необходимость в существовании маркетингового отдела в самой компании ставится под вопрос.

Перспективы развития рынка консалтинга в области маркетинга и брендинга.

Несомненно, рынки развиваются и конкуренция усиливается. Россия становится привлекательным рынком для крупных западных компаний. Им необходим консалтинг на предмет российской специфики. Регионы - крупные российские города - становятся привлекательными рынками для московских и петербургских компаний. На рынки Москвы и Петербурга все смелее выходят успешные региональные игроки.

Как отмечает Игорь Березин, «Роспатент» каждый месяц получает тысячи заявок на регистрацию новых товарных знаков. «Только на рынке водки сегодня зарегистрировано более 5000 наименований, половина из которых реально выпускается. И каждый год появляется несколько десятков, если не сотен, новых «брендов». Рынок обязательно будет расти», - уверен эксперт.

Однако у российского рынка консалтинговых услуг в области маркетинга, по его мнению, есть проблемы, связанные с молодостью этого рынка. По сути, только сейчас происходит его становление. Еще каких-то 7-8 лет назад этого рынка практически не было. «Очень не хватает кадров. На Западе консультантами по маркетингу становятся, как правило, опытные специалисты, по 20-25 лет отработавшие в различных отраслях, в крупных компаниях типа С-С, BP, P&G. У нас пока просто нет таких специалистов. И заказчики на Западе десятилетиями приучены обращаться к услугам различных специализированных агентств. Тем более что большинство крупных и средних западных компаний управляются наемными топ-менеджерами, а не «отцами-основателями» как в России. Еще 10 лет назад в большинстве средних российских компаний не было ни службы маркетинга, ни менеджера по маркетингу. Сегодня в 90% компаний такие службы есть.

«При этом в 20-30% компаний эти службы наделены серьезными полномочиями. Еще 5 лет назад мало кто представлял, зачем нужен бренд. Первые «интербрендовские» оценки российских брендов появились всего три года назад. На сегодняшний день внешнюю оценку получили около 100 российских торговых марок», - резюмирует Игорь Березин.

По оценкам Гильдии Маркетологов, объем рынка маркетингового и бренд-консалтинга в 2007 году составил 80-90 млн. долл. Это на 30% больше чем в 2006 году, когда оценки были в районе 60-65 млн. долл., и в два раза больше, чем в 2005-м, когда эксперты, опрошенные Гильдией, оценили рынок в среднем в 40 млн. долл. и в 8 раз больше по сравнению с 2002-м, когда была произведена первая оценка, составившая около 10 млн. долл.

Пока рынок растет даже более высокими темпами, чем российский ВВП, который с 2002 года вырос номинально примерно в 4 раза - тоже весьма впечатляющий результат.

Общее количество компаний, оказывающих услуги в области маркетингового и бренд-консалтинга в России, Гильдия Маркетологов оценивает примерно в 120 фирм. Ежегодно количество компаний, оказывающих такие услуги, возрастает на 5-10.



Опубликовано: 06.02.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования