1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

А зачем нам консультант?


А зачем нам консультант?

Причины, по которым компании прибегают к ИТ-консультированию, самые разные. Некоторые проекты являются неотъемлемой частью бизнес-проектов M&A или IPO. В таких случаях всегда возникают проблемы объединения различных ИТ-систем в одну, импортирования данных или создания единой инфраструктуры между удаленными филиалами. Почти всегда установленные в двух компаниях системы настолько различаются, что "конфликт" между ними неизбежен и решить эту проблему собственными силами весьма затруднительно. Если руководство в такой ситуации заранее привлечет к работе профессионального ИТ-консультанта, который грамотно проведет диагностику ИТ-сферы, тогда процесс построения или модернизации ИТ-инфраструтуры пройдет безболезненно. Однако в подавляющем большинстве случаев получается так, что только возникновение каких-то критических ситуаций заставляет многие компании задуматься о целесообразности обращения к услугам ИТ-консультантов. Такие потребности появляются лишь тогда, когда дело доходит до резкого роста уровня бизнес-задач.

Итак, бизнес-задачи поставлены. Как их решать дальше?

По мнению Киреева Александра Анатольевича, первого вице-президента компании R-Style, абсолютно типичен случай, когда элементарное отсутствие практического опыта собственного персонала заказчика не позволяло найти оптимального решения. А применяюшиеся "обходные" технологии или не верно подобранные решения либо не решали поставленных задач, либо были дороги и не эффективны. Дело в том, что часто, специалисты заказчика имеют чисто теоретические представления об особенностях того или иного продукта, решения или оборудования, не подкрепленные практическими навыками. Преимуществом ИТ-консультантов является практическое знание решений и технологий, основанное на реальном опыте. Из практики можно сделать вывод, что у ИТ-персонала заказчика просто не хватает времени и возможностей, чтобы досканально изучить все аспекты внедрения того или иного решения и сделать выбор не на основании рекламных буклетов и проспектов, а исходя из опыта реального внедрения. РЕМАРКА: Знаете ли Вы что?: Если опросить ИТ-директоров, у которых еще не случилось проблем с функционированием подведомственных им подразделений, то все они ответят отрицательно на вопрос о возможности воспользоваться услугами ИТ-консультантов.

Между тем, как отмечает Екатерина Воропаева, вице-президент компании GMCS, привлечение профессионального консультанта зачастую выгоднее, чем использование штатного персонала. Во-первых, потому, что проект ИТ-консультирования - это краткосрочный проект, в течение которого решается определенная конкретная задача. Как правило, по истечении проекта не требуется привлечения консультанта. Во-вторых, профессиональный консультант знаком с методиками реализации проектов, обладает необходимыми навыками и, что самое важное, может взглянуть на бизнес заказчика со стороны. Иногда для реализации проекта привлекаются уникальные дорогостоящие специалисты, детально разбирающиеся в конкретной предметной области, которые решают узкоспециализированные задачи. Содержать в штате такого специалиста, чьими усилиями уже была решена конкретная проектная задача, неоправданно дорого. При этом нельзя не признать, что ни один проект не обходится без участия собственных специалистов компании и их роль очень важна для успеха проекта. Специалисты заказчика наращивают собственную экспертизу, участвуют в поддержке и дальнейшем развитии внедренного решения, но не реализуют конкретное решение.

Какие симптомы проблем руководитель компании может увидеть самостоятельно, чтобы потом обратиться за услугами IT-консультанта?

Это уже признаки управленческого кризиса. Отставание ИТ-службы от задач бизнеса приводит к срывам сроков выполнения заказов, и, в результате, к снижению прибыльности. В таких случаях компания "берет передышку" - отказывается от амбициозных планов и замедляет темп развития, в ряде случаев предпринимает попытки решить проблему административными методами, излишне бюрократизирую процессы внутри компании. Как следствие - снижение мотивированности команды и негибкая рыночная политика

Однако причиной некоторых проблем является банальная нехватка ресурсов. Например, долгое время "закрытия" отчетных периодов и связанные с ним задержки в выплате бонусов сотрудникам. Или невозможность разделения компании на несколько офисов в связи с отсутствием единой информационной среды, что сдерживает необходимое увеличение штата.

Указанные проблемы и формируют спрос на услуги ИТ-консультантов, призванных найти оптимальный выход из сложившейся ситуации с учетом возможностей и потребностей заказчика.

Главный вопрос, который здесь нужно помнить, какие убытки понесет предприятие в случае экономии на ИТ-консалтинге. В любом случае, скупиться не стоит, во-первых, при выборе ERP-систем, во-вторых, при создании распределенных сетей, при разработке или внедрении телекоммуникационных проектов. Вообщем, там, где цена ошибки превышает стоимость услуг ИТ-консалтинга.

Очевидно, что решение ИТ-задач с привлечением консультантов перенесет фокус руководства и ТОП-менеджмента компании на решении профильных бизнесу задач. При 100% уверенности, что "тылы не подведут".

Не повторять чужих ошибок?

Выбор ИТ-консультанта сродни выбору врача. Важную роль играет вопрос доверия к консультанту. Не каждая компания готова допустить к своим ИТ-ресурсам внешних людей. Часто, это связано с непрозрачностью бизнеса или иными факторами. .

Финансовые компании, например, работают с огромными объемами конфиденциальной информации своих клиентов, что накладывает на них определенные обязательства по сохранности этих данных. Есть большое количество примеров пренебрежения этими вопросам: так, ни для кого не секрет, что на любом "книжном развале" можно найти огромное количество конфиденциальных баз данных, попадающие туда вследствие утечки информации. Всегда напрашивается вопрос, неужели репутация и сохранность главного капитала компании - клиентов, ниже стоимости аудита системы информационной безопасности в компании? Ведь опытный ИТ-консультант способен грамотно определить практически все бреши в системе защиты информации и предложить несколько вариантов защиты данных.

Характерной чертой ИТ-консалтинга является некоторая иллюзорность представлений заказчика о возможностях той или иной системы: полная уверенность во внедрении как в панацее от всех бед соседствует с непониманием, какую практическую пользу она принесет компании. Вдобавок, руководители компаний отдаляются от процесса внедрения, перекладывая ответственность за процесс на консалтинговую компанию. В этом причина возникающих при выполнении работ сложностей, не редко заканчивающихся замораживанием проекта. И даже если проект полностью завершился, разочарований при приемке работ не избежать. Фактически, заказчик оказывается не готов к необходимым расходам, и не только денежным.

Равнодушие менеджмента компании к работе консультантов приводит к саботированию проекта - сотрудники компании не выполняют определенные проектом работы, если и выполняют, то не в срок или с ненадлежащим качеством, не предоставляют необходимые документы.

Выход из подобной ситуации - тесное взаимодействие заказчика и консультанта: регулярные коммуникации на всех уровнях компании, уточнение ожиданий и требований заказчика, разъяснительные встречи консультантов с вовлеченными в проект сотрудниками. Иначе проект не увенчается успехом!

ИТ-консультанты рекомендуют своим будущим заказчикам:

Киреев Александр Анатольевич (R-Style):
- Внимательно отнеситесь к выбору "доктора", обращайте внимание на реальную подтвержденную компетентность консультанта. Не скупитесь на финансирование альтернативных предложений, даже от одного консультанта, попросите разработать несколько вариантов. Это, кроме возможности выбора, дополнительно позволит Вам еще лучше оценить компетенцию компании-исполнителя. Не рассматривайте рекомендации консультантов как догму, и при явном неприятии - откажитесь. Обязательно разбейте проект на этапы. Это позволит лучше контролировать его исполнение, лучше прогнозировать результаты. Подготовьте внутри компании, либо наймите со стороны, грамотного руководителя проекта со стороны заказчика. Заранее позаботьтесь о том, чтобы выполнение и документирование проекта соответствовало принятым стандартам. Это поможет избежать сложностей, связанных с возможной заменой руководителя проекта.

Дмитрий Старостин, заместитель директора практики управленческого и ИТ-консалтинга (OXS):
- Обращаясь к ИТ-консультантам, заранее определите свои ожидания от проекта, представьте его четкие цели и измеримые показатели успеха. Донесите эту информацию до исполнителя, убедитесь, что ваши ожидания совпадают, что предложенный консультантами подход отвечает задачам и целям проекта. Достигнув соглашения в самом начале, продемонстрируйте свою "приверженность" и готовность к осуществлению работ сотрудникам компании, придерживайтесь согласованных позиций в течение всего проекта, не отказывайте ИТ-консультантам в необходимой поддержке. Осуществляйте контроль проекта на всех его этапах, не позволяя накапливаться нерешенным проблемам и открытым вопросам. Несвоевременно принятое управленческое решение может привести вполне, казалось бы, успешный проект к существенным затруднениям или даже остановке.

 



Опубликовано: 06.02.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования