1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Помощь консультантов при выходе на IPO: основные аспекты подготовки к размещению акций


Помощь консультантов при выходе на IPO: основные аспекты подготовки к размещению акций

Материалы подготовлены компанией ООО “1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР”

В настоящее время все больше компаний из России и стран СНГ задумываются о том, где взять дополнительные средства на дальнейшее развитие бизнеса. Для этого есть несколько возможностей. Компания может продать часть своего бизнеса, привлечь заемный капитал, обратиться к частному инвестору. В настоящее время все большую популярность приобретает привлечение капитала с помощью размещения акций на бирже, в частности IPO (initial public offering).

Принятие решения о выходе на рынок, а также сама подготовка к размещению являются очень трудоемким процессом. Руководство должно осознавать, что статус публичности возложит дополнительную ответственность не компанию, к ее работе будут привлечены внешние акционеры, повысится внимание общественности.

1. Основные вопросы подготовки к размещению на бирже

Прежде чем принимать решение о проведении первичного размещения, нужно оценить состояние бизнеса и понять, каким образом необходимо выстроить свою стратегию, чтобы привлечь максимальное число инвесторов. Кроме того, необходимо провести диагностику работы компании на предмет соответствия требованиям выбранной торговой площадки. Выход на публичный рынок — важное стратегическое решение, поэтому нужно продумать каждый шаг, потому что другого шанса у компании может и не быть, все проходит на глазах инвесторов.

Особое внимание в данном отношении необходимо уделить следующим аспектам:

2. Оценка перед IPO

Если компания приняла решение об инвестировании слишком рано или руководство недостаточно тщательно провело предварительную подготовку, процесс IPO может задержаться или приостановиться. Прежде чем принимать решение о размещении, необходимо провести оценку состояния компании перед IPO.

Существует множество факторов, способных привести к задержке или остановке процесса IPO. К ним можно отнести:

3. Исследование компании «1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР»: «IPO в России и СНГ: ожидания и перспективы». Основные результаты

В декабре 2007 года «1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР» провел исследование среди руководителей высшего звена компаний стран СНГ в отношении IPO. Основная задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить, с какими основными проблемами сталкиваются компании при подготовке к размещению, почему компании отдают предпочтение тем или иным биржам для размещения своих акций, как макроэкономическая и политическая ситуация влияют на планы по проведению IPO компаниями и пр.

В исследовании приняли участие более 100 компаний из трех стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан) и пяти различных секторов экономики. В качестве респондентов выступали генеральные, финансовые и исполнительные директора компаний, готовящихся к IPO или уже осуществивших размещение акций.

3.1. Проблемы IPO: распределение по регионам

Российские респонденты продемонстрировали глубокое понимание проблем рынка капитала, показав свои знания в данной области на уровне выше среднего. Однако процент респондентов в России был ниже, чем в Казахстане и на Украине. Среди российских респондентов особенно сложно было получить согласие на проведение исследования среди представителей финансовых институтов. В частности, банки и страховые компании были особенно осторожны при обсуждении влияния недавних событий на мировом рынке на планы по проведению IPO до опубликования годовых финансовых результатов.

Украинские компании с интересом принимали участие в исследовании (отчасти это связано с тем, что кризис ликвидности оказал не столь сильное влияние на их планы в отношении IPO). Однако ответы представителей украинских компаний на некоторые вопросы были достаточно неопределенными, что указывает на более ограниченное понимание ими ситуации. Во многих случаях респонденты не совсем осознанно подходили к рассмотрению возможных альтернатив IPO или недооценивали стоимость публичного размещения на той или иной бирже.

Казахские компании были готовы поделиться своим опытом. В целом руководители высоко оценили потенциал своих компаний, который может заинтересовать международных инвесторов. Казахские респонденты рассматривали IPO не только как способ завоевания известности на международном уровне, но и как инструмент повышения статуса бизнеса, работа которого строится на основе прозрачной и эффективной системы корпоративного управления.

Результаты исследования подтвердили ожидания в отношении размещения акций. Компании заинтересованы в привлечении финансирования и готовы рассматривать различные варианты, но многие из них не очень уверены в том, какой способ привлечения капитала выбрать, а также в том, когда, где и как проводить размещение.

Большинство компаний не полностью отказались от идеи публичного размещения в связи с недавним кризисом на мировом рынке. Эмитенты лишь переносят сроки проведения IPO, но не откладывают размещение совсем.

Многие респонденты осознают, что IPO – это качественное изменение, в результате которого повышается репутация компании, появляется возможность для привлечения дополнительного финансирования для развития и расширения бизнеса. Тем не менее, многие компании отметили ряд проблем, с которыми они вынуждены сталкиваться при подготовке и проведении IPO. Среди них – выполнение требований по прозрачности структуры, высокая стоимость размещения и текущие расходы, учет интересов миноритарных акционеров, применение МСФО и изменение корпоративной культуры (особенно в отношении раскрытия информации).

3.2. Проблемы IPO: распределение по отраслям

Компании положительно оценивают возможность привлечения капитала на местных площадках, хотя многие предпочли бы международное размещение, поскольку международные площадки более популярны и могут повысить репутацию компании. 69% респондентов отметили, что в качестве источника капитала они рассматривают привлечение международных инвесторов (или как международных, так и местных). В особенности в секторе высоких технологий компании рассматривают международных инвесторов как залог стабильности и партнерства, в то время как местный инвестор рассматривается как гарантия высокой ликвидности акций. Возможность двойного листинга популярна среди компаний стран СНГ (например, листинг на местной бирже и размещение ГДР на Лондонской фондовой бирже), поскольку она дает доступ к широкой базе инвесторов.

По мнению респондентов, российские инвесторы, в отличие от западных, не выражают большого интереса к новым секторам: к IPO компаний розничной торговли, недвижимости, транспорта, местные инвесторы относятся скептически. Исторически сложилось так, что российский инвестор в большей степени ориентирован на акции компаний нефтегазового и ресурсного сектора, а иностранцы, обладающие знаниями о развитии других рынков, хорошо представляют потенциал роста новых секторов. Впрочем, представления эмитентов, считающих, что инвесторы из-за рубежа имеют неограниченные денежные ресурсы, уже не столь однозначны. В настоящее время происходит переоценка.

3.3. Выбор площадки для размещения

55% респондентов рассматривают стоимость размещения как основной фактор выбора площадки (среди не менее важных факторов рассматриваются также время размещения и уровень ликвидности). Лондонская биржа, имея самую высокую стоимость размещения, является самой популярной площадкой среди компаний СНГ. Как показало исследование, в данном случае на решение компаний оказывает влияние психологический фактор: Лондонская биржа традиционно считается привлекательным местом для размещения акций, поскольку может гарантировать привлечение инвесторов.

Для компаний из стран СНГ время, затраченное на размещение, его стоимость – ключевые факторы, которые влияют на выбор площадки для проведения IPO (не считая уровня ликвидности после размещения). Период и стоимость размещения будут зависеть от выбранной площадки и от степени готовности компании к IPO. Местные и альтернативные рынки (к примеру, Рынок альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи, Growth Enterprise Market (GEM) Гонконгской биржи) позволяют эмитентам быстрее провести размещение, а потому являются более популярными среди небольших компаний СНГ. В настоящее время появляются компании, которые для размещения своих акций выбирают новые азиатские и европейские площадки. Недавно специалисты компании «1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР» в Казахстане вместе с руководством одной из компаний, готовящейся к IPO, посетили Гонконг, где провели ряд встреч с представителями Гонконгской фондовой биржи и участниками рынка. Мы также с интересом наблюдаем за развитием новой Санкт-Петербургской фондовой биржи. Мы продолжаем тесное сотрудничество с местными биржами на территории России, Украины и Казахстана.

Пример: основные требования к размещению на Лондонской фондовой бирже

Основной рынок

Рынок альтернативных инвестиций (AIM)

Средняя рыночная капитализация 2,8 млрд. фунтов стерлингов

Средняя рыночная капитализация 40 млн. фунтов стерлингов

3.4. IPO и политическая ситуация

Что касается влияния политической ситуации на планы по проведению IPO, по мнению большинства респондентов (за исключением тех, чей бизнес связан с политикой), президентские выборы оказали незначительное влияние на время размещения. Компании не будут проводить IPO накануне выборов, поскольку все внимание прессы будет сосредоточено именно на них.

4. Наши прогнозы

По прогнозам экспертов компании «1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР», в предстоящем году подготовка к размещению будет проходить наиболее активно в рамках потребительского и розничного сектора, энергетической и добывающей отрасли, а также сектора недвижимости. Уже через некоторое время мы ожидаем выход на рынок большого количества банков и других финансовых институтов. «1-Й КОНСАЛТ ЦЕНТР» оказывает поддержку компаниям из стран СНГ на всех этапах процесса подготовки к IPO для удовлетворения ожиданий международных инвесторов. Мы знакомим компании с лучшими мировыми стандартами корпоративного управления и помогаем выполнять все требования к подготовке финансовой отчетности, предъявляемые фондовыми биржами. Как показало данное исследование, соответствие ожиданиям инвесторов недооценивается частными компаниями, что зачастую негативно сказывается на оценке компаний в момент проведения IPO. Мы надеемся, что, имея более полное представление обо всех тонкостях выхода на рынок, компании смогут лучше подготовиться к возможным проблемам и получить достойную оценку своего бизнеса.

11. IT - консалтинг - какие услуги предлагают IT -консультанты

IT-консалтинг в России - это широкий спектр услуг в сфере информационных технологий (ИТ) для компаний разной величины и сложности.

Очевидно, что в результате любого консультирования, от управленческого до маркетингового, компания-заказчик вносит изменения в инфраструктуру ИТ - приобретает новые программные продукты или оборудование или вносит изменения в уже имеющиеся. РЕМАРКА: под ИТ-инфраструктурой принято понимать комплекс из "железа" (компьютерного оборудования, средств связи и т.п.), программного обеспечения, а также системы управления ими.

И даже если эти изменения происходят под управлением компании-консультанта - это еще не ИТ-консалтинг.

К основными практиками ИТ-консалтинга относят 4 группы услуг:

Построение процессов управления ИТ

Цель любой ИТ-службы - предоставить необходимый и оговоренный набор услуг, отвечающих задачам бизнеса, одновременно обеспечив бесперебойную и безопасную работу компании.

Как правило, ИТ-служба вынуждена "догонять" потребности бизнеса. И здесь уже не до правильности - успеть бы! И только от таланта и опыта руководителя ИТ-службы зависит, будут ли затраты на расширение ИТ-службы адекватны расширению самого бизнеса.

Смысл консалтинга заключается в том, чтобы помочь руководителям компаний так построить процесс автоматизации, чтобы минимизировать риск принятия неверных решений. Для этого на первое место ставятся перспективные задачи и стратегические цели компании, а не возможности текущей ИТ-инфраструктуры.

В распоряжении консультантов не только мировые методики построения ИТ-службы (ITIL, MOF, CobiT и другие), но и обширный практический опыт - все ошибки уже совершены ранее и вряд ли будут повторены.

Правильное построение процессов управления ИТ дает следующий эффект:

Итак, что именно предстоит изменить?

Во-первых, обеспечить поддержку услуг ИТ-службы (Service Support).

Важность данного мероприятия можно рассмотреть на следующем, к сожалению, достаточно типичном в бизнесе примере.

Как это ни удивительно, но в подавляющем большинстве случаев работа ИТ-службы носит реактивный, а не превентивный характер. Рассмотрим ситуацию с возникновением проблемы доступа группы сотрудников к общему сетевому ресурсу или почте. Сами пользователи не способны ни установить причину возникновения проблемы, ни исправить ее. За помощью сотрудники поочередно обращаются к системному администратору. Он, в свою очередь, в процессе устранение возникшей проблемы, понимает, что ее должен решать другой сотрудник. И т.д. В итоге проблема будет устранена. Однако в течение этого времени сотрудники компании не могли полноценно работать. Вместе с тем, решением данной проблемы занимались сразу несколько сотрудников ИТ-службы. Внедрение процессов Управления инцидентами исключило бы подобные потери времени и минимизировало негативное влияние инцидента на бизнес.

Если эта же проблема повторяется регулярно, то необходимо внедрение процессов Управления проблемами (Problem Management).

Если выяснится, что описанная проблема возникала вследствие использования программ, самостоятельно установленных слишком "прогрессивными" сотрудниками, то необходимо Управление конфигурациями (Configuration Management). Заодно компания будет уверена в строгом соблюдении лицензионных прав.

Еще один классический пример - предоставление новому сотруднику необходимого оборудования, доступов, логинов и паролей. Если ваш новичок неделю сидит без компьютера или телефонного аппарата, пора вводить процессы Управления изменениями (Change Management).

Во-вторых, предстоит организовать процессы Предоставления сервисов (Service Delivery).

Профессиональные консультанты помогут Вам выстроить следующие процессы:



Опубликовано: 06.02.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования