1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

статья в журнале КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК, (Сентябрь 2005 № 27) - Совершенствование инвестиционного процесса в регионе


 


Совершенствование инвестиционного процесса в регионе

ООО "1-й консалт центр"
e-mail: info@1conc.ru
http://www.1conc.ru

Благополучное развитие России связывается с расширением притока инвестиций в экономику. В течение ближайших 20 лет Россия должна обеспечить приход $2 трлн инвестиций. Официальная позиция Правительства РФ озвучена на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г.
Развитие экономики Северо-Западного региона РФ в последнее десятилетие базировалось на концепции "тяжелого роста", характерной для индустриального общества, когда инвестиции осуществлялись в реализацию крупных проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Перед органами государственной власти региона стоит первоочередная задача осуществить плавный переход от концепции "тяжелого роста" к концепции "разумного роста" ("точечного"), которая предусматривает реализацию в первую очередь высокоэффективных и прорывных проектов, прежде всего в отраслях высоких технологий.
Существуют политическая возможность и экономическая необходимость самому региону определять направления использования своих экономических ресурсов, создавать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата посредством взаимодействия власти и бизнеса для выстраивания согласованной системы мер в законодательной, финансовой и налоговой сферах.
Что такое инвестиционно привлекательный бизнес с позиции предпринимателя-инвестора?
Инвестор желает иметь "понятный" и прозрачный бизнес с четкими приоритетами, целями и стратегией развития;
- Проект позволяет инвестору вернуть инвестиции, заработать и минимизировать свои риски.
Базовые условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические, законодательно-нормативные, организационно-экономические факторы, состояние судебной системы - интересуют всех инвесторов независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых неодинакова для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса предприятий - объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов, кадровый ресурс и пр.).
Инвесторам-резидентам (в основном мелким и средним предприятиям) важен инвестиционный климат в регионе, выражаемый общей долей региона в суммарных инвестициях. Нерезиденты, более свободные в выборе места размещения своих капиталов, ориентируются на их возможную рентабельность. Инвестиционные же мотивы государства в большей мере связаны с укреплением экономики и инфраструктуры в регионах, относительно более слабых, с созданием условий сглаживания территориальных различий и т. п.
Следовательно, при разработке инвестиционной политики региона, наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.
В программе для стратегических инвесторов следует уделять внимание факторам, которые стимулируют инвесторов размещать основные производственные мощности, исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, а также службы маркетинга и сбыта. К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.
Программа для прямых финансовых инвесторов должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: наличие у предприятий стратегии и бизнес-модели, способных обеспечить высокий потенциал роста; квалификация менеджмента; уровень культуры корпоративных взаимоотношений; механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору через три-семь лет.
Программа для портфельных инвесторов опирается на меры повышения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке. Оживление фондового рынка региона становится определяющим фактором развития.
Выстраивание приоритетов в действиях исполнительной власти регионов потребует ориентироваться на идею комплексной оценки пакета инвестиционных предложений. Ключевыми для предлагаемого подхода являются понятия корпоративной, региональной и бюджетной эффективности проекта.
Под корпоративной эффективностью проекта понимается отношение валовой прибыли, получаемой при освоении проектной мощности, к освоенным капиталовложениям в проект. В простейшем случае ее приближенное значение можно оценить по показателю, обратному сроку окупаемости инвестиций в рассматриваемый проект.
Региональная эффективность проекта - отношение получаемой при реализации проекта добавленной стоимости к валовому региональному продукту (ВРП), полученному в регионе в фиксированном году. Этот критерий показывает вклад проекта в прирост региональных ресурсов, которые могут быть использованы на конечное потребление и накопление (т. е. в ВРП).
Бюджетная эффективность проекта - отношение суммарных налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему страны, возникающих в результате реализации инвестиционного проекта, к величине инвестиций по проекту.
Определенный критерий показывает общую бюджетную эффективность - прирост государственных и местных доходов, обеспечиваемый реализацией проекта, в расчете на рубль инвестиций. Если в проекте предполагалось долевое его финансирование, в т. ч. и за счет средств федерального или регионального бюджетов, то справедливые пропорции бюджетного софинансирования (прямого или в виде налоговых льгот) задаются распределением ожидаемых налоговых поступлений по уровням бюджетной системы. Такие пропорции могли бы определяться сближением частных критериев бюджетной эффективности, рассчитываемых отдельно для федерального, регионального и местного уровней.
На основании трех предложенных критериев корпоративной, региональной и бюджетной эффективности проектов строятся частные и интегральный рейтинги проектов, в совокупности задающие комплексную их оценку и ранжирование по степени их предпочтительности (приоритетности). Ориентация на корпоративную эффективность упорядочивает все проекты в порядке, обратном величине срока окупаемости. Наиболее предпочтительными, с этих позиций, будут проекты с минимальным сроком окупаемости (1 год). Как правило, это мелкие проекты, оказывающие малое влияние на изменение других предлагаемых критериев оценки проектов и в этом смысле недостаточно интересные с региональных позиций или налоговых поступлений.
Возможны два случая при рассмотрении конкретных проектов. В первом случае в ТЭО проекта есть все необходимые данные для расчета предлагаемых критериев комплексной оценки проекта. Это идеальная ситуация и к ней нужно стремиться. Но более типичным является случай, когда таких данных не хватает в ТЭО. Более того, при рассмотрении пакета инициативных проектов типичен большой разнобой в структуре разделов, показателей и оценок проектов. Крайним примером является ситуация, когда общее поле проектов представлено лишь двумя показателями - объемом инвестиций и сроком их окупаемости. Очевидно, что в этом случае точный расчет предлагаемых критериев эффективности проекта провести невозможно, но существуют приемы их приближенных оценок с использованием так называемых "фоновых" отраслевых и региональных показателей. На их основе можно примерно оценить возможную производительность труда, фондоотдачу, среднюю зарплату, объемы производства, численность ППП, прибыль и добавленную стоимость в целом, объем налоговых отчислений по основным видам и пропорциям их расщепления по уровням бюджетной системы.
Оптимальный тип инвестора для предприятия определяется в зависимости от стадии его развития. При определении стадии развития бизнеса инвесторы используют следующие критерии:
- стратегическая позиция на рынке (доля на рынке),
- уровень производительности (выработка на одного работающего),
- эффективность и квалификация менеджмента,
- эффективность ключевых бизнес-процессов и систем, а также возможность их масштабирования,
- культура корпоративных взаимоотношений.
Ранние стадии роста предприятий финансируются преимущественно носителями рискового капитала, более зрелые стадии - институциональными и стратегическими инвесторами.
Следует признать, что, несмотря на почтенный возраст многих предприятий Северо-Западного региона, подавляющее большинство из них пока находится на ранних стадиях развития бизнеса, способного работать в условиях рыночного хозяйства. Следовательно, они автоматически попадают в зону интересов рискового капитала, носителями которого выступают прямые финансовые инвесторы. Без рискового капитала невозможно совершить качественный скачок от ранних стадий развития предприятий к более зрелым.
Приход столь важных инвестиций в регион обвеховывается условием - непременным развитием венчурного капитализма.
Выход видится в создании условий для одного из главных направлений инвестиционной политики на уровне страны и регионов - в развитии инфраструктуры рискового финансирования. Важно стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые смогут активно сотрудничать с региональными властями и бизнесом, пользоваться их поддержкой и доверием; exit-фондов, гарантирующих инвесторам выкуп акций по определенной цене через несколько лет при условии, что предприятие достигнет определенных показателей эффективности; фондов реструктуризации, которые будут скупать долги неэффективных предприятий, финансировать реструктуризацию, восстанавливать стоимость и затем продавать пакеты стратегическим инвесторам.
Инвестиции приходят на подготовленную площадку - когда законодательство и инфраструктура бизнеса региона демонстрируют заинтересованность и готовность понять, чего хочет инвестор. В противном случае инвестиции осядут в другом регионе и в другой стране.



Опубликовано: 08.01.2009
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования