1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Инженеры бизнеса Глобальная перестройка по желанию заказчика


Обостряющаяся конкуренция заставляет российские компании

сокращать расходы и оптимизировать структуру управления.

Но для победы в конкурентной борьбе зачастую этого недостаточно, требуется кардинальная перестройка всего бизнеса – то, что принято сейчас называть реинжинирингом.

Лихие 1990-е давно закончились, бизнес по перепродаже вагонов с повидлом уже не актуален. Российские компании поделили между собой основные сегменты рынка, и развиваться так же интенсивно, как 3 – 4 года назад, уже невозможно. Именно поэтому все больше отечественных игроков выходят на зарубежные рынки, в том числе стран СНГ, где конкуренция еще не так сильна. Что касается России, то здесь практически единственным способом повышения конкурентоспособности на открытых рынках (не связанных с естественными монополиями) становится экспансия в регионы и кардинальное сокращение издержек. Но все это дает лишь временную передышку: рано или поздно даже мелкие региональные рынки будут поделены между ведущими игроками, а процесс сокращения издержек имеет свои границы.

Выход из, казалось бы, патовой ситуации был найден уже достаточно давно: это реинжиниринг бизнес-процессов или BPR (business process reengineering), который иногда позволяет повысить эффективность работы компании в разы. Термин «реинжиниринг» появился в США в начале 1990-х в статье бывшего профессора информатики Массачусетского технологического института Майкла Хаммера. Он попытался оспорить доминировавшую последние 200 лет концепцию построения бизнеса на основе разделения труда, которую сформулировал в труде «Богатство наций» Адам Смит. По мнению Майкла Хаммера, Смит исходил из неактуального на сегодняшний день предположения об относительной стабильности технологий и постоянно растущем спросе на товары и услуги, при котором потребитель не имеет широкого выбора и довольствуется уже самим наличием продукции. В наши дни технологии развиваются опережающими темпами, а потребитель имеет гораздо больше возможностей для выбора, чем 200 лет назад, он сам диктует условия производителям, а не наоборот.

Статья Майкла Хаммера стала настоящим откровением для теоретиков бизнеса, у нее сразу же появились свои сторонники и противники. Но самым важным подтверждением состоятельности теории реинжиниринга стало ее внедрение в жизнь: уже к 1994 году более чем три четверти самых крупных американских компаний запустили проекты по реинжинирингу. «Многие российские рынки развиваются теми же путями, что и их западные аналоги, только с некоторым отставанием, поэтому российским компаниям часто достаточно использовать уже наработанные «там» технологии ведения бизнеса», – рассказывает руководитель проектов департамента управленческого консалтинга IBS Алексей Чернышев. За последние несколько лет целый ряд крупных российских компаний из различных отраслей (финансы, добыча нефти и газа, ритейл и т.д.) провели реинжиниринг или заявили о намерении внедрить его. Объем рынка консалтинговых услуг в данной сфере практически не поддается оценке из-за того, что российские бизнесмены часто понимают под реинжинирингом абсолютно разные и далекие от этого понятия процессы.

Странное слово

Так что же такое реинжиниринг? Американские теоретики объясняют этот термин как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». При этом они особо подчеркивают, что речь идет не о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов, а о кардинальном повышении эффективности – в десятки или даже в сотни раз. В качестве успешных примеров проведения реинжиниринга они приводят фирмы, которым удалось уменьшить количество сотрудников на 75%, при этом вдвое сократилось время цикла от разработки до получения готовой продукции. Реинжиниринг – это единственный способ выживания современных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке, говорится в статье Майкла Хаммера.

Основной отличительной чертой реинжиниринга является уход от технологии «сборочного конвейера», в рамках которой каждый сотрудник выполняет ряд строго определенных функций. Работник получает гораздо большую свободу действий, а несколько процедур, на которых ранее специализировались отдельные штатные единицы, объединяются в одну. При традиционной организации работы, ориентированной на выпуск массовой продукции, исходили из предположения, что исполнители не имеют ни времени, ни знаний, необходимых для принятия решений. Теперь не только изменилось производство, которое при своей массовости стало гораздо более разнообразным и клиентоориентированным, но и значительно повысился образовательный уровень рядовых работников, что позволяет поручать им гораздо более сложные задачи. Наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи. Одновременно сокращается количество проверок, которые не приносят компании непосредственной материальной выгоды, а также уменьшается число требуемых для принятия решения согласований.

Отдельные фирмы, заявлявшие о проведении реинжиниринга бизнеса, на самом деле путают его с другими процессами, например, апгрейдом программного обеспечения. В этом случае происходит лишь переписывание (переустановка) устаревших программ без изменения самих бизнес-процессов. Реинжинирингом также не является реструктуризация, или кардинальное сокращение штата компании. Если не меняются сами принципы построения организации, это лишь косметические изменения, но никак не реинжиниринг, утверждают эксперты.

Роль ИТ

Ключевую роль в реинжиниринге играет ИТ-составляющая. Одно только переписывание ПО, как уже говорилось, полноценным реинжинирингом назвать нельзя. «Задачи совершенствования управления ни в коей мере нельзя сводить к информатизации. Они вторичны. Все определяет искусство менеджмента, и именно этому посвящена работа консультантов», – говорит директор по инструментальным средствам описания бизнес-процессов компании «Форс – Центр разработки» Алексей Прошин. «ИТ-составляющая может являться логическим следствием реинжиниринга и позволяет закрепить его результаты, обеспечивая требуемый сценарий реализации новых бизнес-процессов», – добавляет Алексей Чернышев.

Реинжиниринг не обязательно влечет за собой внедрение информационных систем, а внедрение ИТ-компонентов в определенных случаях может проводиться без реинжиниринга бизнес-процессов. Например, компания достигла высокой эффективности бизнеса, но процессы непрозрачны и существуют проблемы с управляемостью – в этом случае понадобится внедрение более совершенных ИТ-средств. Другой случай: деятельность стабильна, но развитие замедлилось или наблюдается спад – значит, требуется реинжиниринг бизнес-процессов и, возможно, модернизация ИТ-приложений. Изменились условия работы с клиентами при прежних условиях ведения бизнеса в целом – нужен реинжиниринг бизнес-процессов. «Все зависит от текущего состояния и потребностей бизнеса, в соответствии с которыми подбирается необходимый инструментарий», – отмечает Алексей Чернышев из IBS.

В конечном итоге программное обеспечение – это лишь инструмент оптимизации бизнес-процессов, изменение ИТ-компонентов не приведет к автоматическому улучшению работы компании. Первостепенную роль здесь играют сотрудники, которым зачастую сложно привыкнуть к новому интерфейсу – они много лет работали со старым, пусть и более сложным, затратным, но гораздо более привычным. Поэтому основа реинжиниринга – это все-таки люди и изменение как системы взаимодействия между сотрудниками, штатного расписания, так и слом сложившихся (наработанных) стереотипов. В этом смысле привлечение консультантов к такой работе представляется наиболее оправданным: они не числились в штате компании, которую подвергают реинжинирингу, а значит, не связаны внутрикорпоративными условностями, принятыми там, могут взглянуть на ситуацию со стороны и оценить реальную эффективность работы того или иного сотрудника. В итоге им легче принимать взвешенные решения относительно перестройки штатного расписания и оценивать соответствие сотрудников занимаемым должностям.

Реинжиниринг – в жизнь

 

Разработкой процесса реинжиниринга деятельность консалтинговой компании не ограничивается: «Степень участия консультантов на этапе внедрения нельзя недооценивать», – полагают в компании «ТехноСерв А/С». Как бы идеально ни была проведена теоретическая оценка, на этапе внедрения возможно появление отдельных проблем, которые потребуют внесения изменений в первоначальный план работы. Как уже говорилось, поскольку консультант является внешним сотрудником, он не сможет попасть в зависимость от внутрикорпоративных правил и обеспечит доведение процесса реинжиниринга до логического завершения. Любое внедрение какой-либо сложной системы, как правило, строится по следующему алгоритму: предпроектное исследование, называемое также аудитом, и непосредственно само внедрение системы. Реинжиниринг бизнес-процессов на заказ, как правило, выполняется между исследованием и внедрением системы, что как раз и способствует оптимизации деятельности.

«К сожалению, на текущий момент сложилась практика, когда задачи реинжиниринга решаются в одиночку или ИТ-консультантами при внедрении ИТ-приложений, или же управленческими консультантами при решении задач оптимизации бизнеса», – рассказывает Алексей Чернышев. Нередко это происходит из-за непонимания консультантами друг друга. Сначала консультанты по стратегии разрабатывают решения, необходимые для бизнеса, после чего приходят ИТ-консультанты и делают все заново, потому что не понимают и не могут реализовать то, что придумали их предшественники. С этой точки зрения преимущества – на стороне консалтинговых компаний, предоставляющих полный спектр консалтинговых услуг (от стратегии до ИТ), имеющих методологически полные решения, а главное, выстроенные взаимоотношения между консалтинговыми практиками.

«Набор предлагаемых на сегодняшний день инструментов моделирования очень широк – от достаточно сложных до относительно простых. Наша компания сделала выбор в пользу продукта Casewise Corporate Modeler», – говорит директор по инструментальным средствам описания бизнес-процессов компании «Форс – Центр разработки» Алексей Прошин. По его словам, у этого продукта есть три ключевых преимущества: простота в использовании, интеграция с внешними системами и возможность применения различных методологий моделирования. Хотя в «ТехноСерв А/С» полагают, что выбор того или иного программного продукта – это лишь следствие привычки или корпоративной культуры той или иной группы разработчиков, поскольку, по мнению экспертов, ни одна автоматическая или даже автоматизированная система не в состоянии заменить интеллект человека.

ЗАДАЧИ РЕИНЖИНИРИНГА:

• ПОВЫШЕНИЕ прозрачности, контролируемости и управляемости бизнеса

• СНИЖЕНИЕ издержек, уменьшение времени процессов, поддержание роста развития

• ПОСТРОЕНИЕ эффективной организационной

структуры

• ПРОЕКТИРОВАНИЕ новых бизнес-направлений и бизнес-процессов

• ТИРАЖИРОВАНИЕ бизнеса

• АВТОМАТИЗАЦИЯ

• ПРАВИЛЬНЫЙ подбор персонала, мотивация, уменьшение персоналозависимости

• РЕГЛАМЕНТАЦИЯ, высвобождение времени руководителей, повышение эффективности работы персонала

• ФИНАНСЫ (себестоимость объектов учета, управленческий учет, бюджетирование)

• ПОВЫШЕНИЕ рыночной стоимости, инвестиционной привлекательности, имиджа предприятия; выход на новые рынки; внедрение ISO-9000



Опубликовано: 16.12.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования