1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Сбербанк и коллекторы


Автор: Александр Федоров, Председатель Совета Директоров ОАО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ».

© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел (посмотреть все статьи)

Одной из последних громких новостей коллекторского рынка стало сообщение о том, что Сберегательный банк Российской Федерации (далее по тексту – Сбербанк) заключил договор на коллекторское обслуживание с региональным представительством Группы компаний «Центр ЮСБ» в Красноярске.


Являясь крупнейшей кредитной организацией, не только России, но и Европе, до последнего времени Сбербанк предпочитал обходиться собственными силами в работе с просроченной задолженностью. Категорическое нежелание работать с профессиональными сборщиками долгов присутствовала как на уровне высшего руководства, так и во многих региональных отделениях.


Вместе со сменой руководства в банке, начал меняться и подход к работе с коллекторами. В средствах массовой информации появились публикации о готовности Сбербанка передать проблемную задолженность в работу коллекторам. В региональные и межрегиональные офисы стали приглашать сотрудников коллекторских агентств на неформальные встречи, на которых, впрочем, обсуждались вполне конкретные вопросы возможного сотрудничества.


И вот, первый договор заключен. Подведем некоторые итоги.


По итогам тех нескольких встреч, которые были проведены между представителями Коллекторского агентства «Центр ЮСБ» и сотрудниками Сбербанка в Москве, Красноярске и еще ряде регионов РФ можно сделать ряд выводов о перспективах работы для коллекторов. Работа со Сбербанком будет существенно отличаться от работы с коммерческими Банками:


Во-первых, потому что порядок выдачи кредитов был существенно жестче, чем в большинстве других, в первую очередь розничных банках.


Как известно, наиболее проблемными в части невозвратов являются потребительские кредиты. Данный вид кредитов выдается практически без проверки заемщика и какого-либо реального обеспечения, зачастую, потребкредиты оформляются в магазинах и бутиках, продающих товары в рассрочку, и имеющих соответствующий договор с банком-кредитором.


Сберегательный банк подобного рода потребительских кредитов до последнего времени не выдавал. Близкий их аналог, который присутствует в перечне услуг Банка – это кредит на неотложные нужды. Однако выдача «неотложки» предполагает проверку данных заемщика, которая отсекает наиболее подозрительных заемщиков. В результате количество явных мошенничеств и получение кредитов заведомо неплатежеспособными заемщиками в Сбербанке должно быть существенно ниже. Сами же неплатежи, чаще всего связаны с невозможностью заемщика своевременно погашать кредит, а не умыслом.


Во-вторых, выдача более менее крупных сумм должна быть согласована с службой безопасности Сбербанка, которая довольно ревностно подходит к своим обязанностям и при малейшем риске невозврата предпочитает отказать в согласовании выдачи кредита.


В-третьих, не смотря на отсутствие крупных call-центров, которые присутствуют в большинстве розничных банков, работа по внесудебному взысканию силами внутренних служб Банка проводится довольно качественная. Она осуществляется непосредственно сотрудниками кредитных отделов и службой безопасности, и чем выше сумма, тем качественнее она отрабатывается. В результате большой объем просроченной задолженности связан не с плохой работой Банка, а с его большими объемами.


В-четвертых, из-за статуса государственного банка, Сбербанк предъявляет более высокие требования к работе коллекторских агентств, чем коммерческие банки. Данные требования распространяются, как на формальную сторону (оформление текстовок договоров, отчетности, передаче сведений о должниках), так и непосредственного согласования методик воздействия на должников.

 

 

 

Какие выгоды получает коллекторский рынок от сотрудничества со Сберегательным Банком Российской Федерации.


1. Можно говорить о косвенном признании государства легитимности коллекторской деятельности. На сегодняшний день отношение государства к коллекторству не выражено. Ни для кого не секрет, что Сбербанк является де-факто государственным, и то обстоятельство, что он передает в работу коллекторам свои проблемные активы, говорит о фактическом признании правомерности работы коллекторов.


2. Крупные федеральные коллекторские агентства начнут проводить более активную политику расширения в регионы, ведь чем больше субъектов РФ будет охвачено филиальной сетью коллекторского агентства, тем более оно интересно Сбербанку.


Можно предположить, что региональная стратегия развития будет строиться на открытии филиалов или создании дочерних обществ. Выдача же франшиз пойдет на спад, так как коллекторская сеть, основанная на компаниях, купивших франшизу, не может считаться полноценной региональной сетью, так как франчайзи - это независимые и практически не контролируемые головной компанией организации.


Региональные коллекторские агентства будут стремиться войти в состав федеральных коллекторских агентств, или объединяться с другими регионалами в целях повышения своего статуса и привлекательности для Сбербанка. Очевидно, что Сбербанк не будет сотрудничать с мелкими и малоизвестными коллекторскими агентствами и явными аутсайдерами.


3. Увеличение стоимости  коллекторских услуг для третьих лиц по новым договорам. Объемы проблемной задолженности Сбербанка (даже, если это будет только «внебаланс») способны загрузить работой все коллекторские агентства, работающие в России, вместе взятые. Понятно, что с заключением договора между агентством и Сбербанком, штат первого будет существенно расширяться, но все равно значительная часть  сотрудников будет заниматься долгами одного этого Банка. Это означает, что коллекторские агентства получают возможность заключения новых договоров с теми клиентами, кто согласен заплатить больше.

 

Напомню структуру банков Сбербанка, которую можно использовать для начала работы со Сбербанком, по принципу – одному банку нужно оказывать услуги по взысканию во всех его регионах:


  1. Алтайский банк (Алтайский край, Республика Алтай)

  2. Байкальский банк (Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия)

  3. Волго-Вятский банк (Нижегородская, Владимирская, Кировская область, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Татарстан)

  4. Восточно-Сибирский банк (Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия)

  5. Дальневосточный банк (Хабаровский край, Амурская область, Приморский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область)

  6. Западно-Сибирский банк (Тюменская область, Ханты-Манскийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская область)

  7. Западно-Уральский банк (Пермский край, Республика Коми, Удмуртская Республика)

  8. Поволжский банк (Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская области)

  9. Северный банк (Ярославская, Костромская, Ивановская, Вологодская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ)

  10. Северо-Восточный банк (Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия)

  11. Северо-Западный банк (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Псковская, Новгородская области, Республика Карелия)

  12. Северо-Кавказский банк (Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Чеченская Республика)

  13. Сибирский банк (Новосибирская, Томская, Кемеровская области)

  14. Среднерусский банк (Московская, Тверская, Калужская, Брянская, Смоленская, Тульская, Рязанская области)

  15. Уральский банк (Свердловская, Челябинская, Курганская области, Республика Башкортостан)

  16. Центрально-Черноземный банк (Воронежская, Орловская, Липецкая, Курская, Белгородская, Тамбовская области)

  17. Юго-Западный банк (Ростовская область, Краснодарский край, Республика Адыгея)


Опубликовано: 03.12.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования