1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

ГЧП в сфере урегулирования дебиторской задолженности


Жилищно-коммунальное хозяйство – область, в которой традиционно наблюдается большое количество неплатежей. Это неудивительно поскольку в отрасль вовлечены как абсолютно все участники рынка: во–первых, само государство, во–вторых все предприятий и организации и все граждане. Все  мы являемся потребителями энергии: света, тепла, газа, воды, электричества. И все должны платить по потребляемые услуги.  Только при таких условиях можно говорить о нормальном функционировании отрасли и ее развитии.    
Однако на деле происходит далеко не так. Вряд ли на сегодняшний день найдется хотя бы одно предприятие сферы ЖКХ, которое не испытывает не себе все тяготы неплатежей.   Из информации полученной нами от руководителей самих предприятий, очень многие из руководителей признают, что если бы размеры неплатежей со стороны заказчиков коммунальных услуг не носили бы такого катастрофического характера, предприятия не испытывали бы проблем ни с выплатой заработной платы ни с выплатой налоговых платежей в бюджеты.

Давайте обратимся к статистике о размере неплатежей в отрасли. 
  
Статистика: По данным Минэкономразвития, дебиторская задолженность предприятий ЖКХ а в 2007 году составила 360 млрд. рублей. В 2007 году по данным этого же министерства дебиторская задолженность составляет 305 млрд. рублей. Несмотря на то, что наблюдается некоторое снижение задолженностей, общая цифра неплатежей весьма внушительная.
Если взять статистику Госкомстата РФ, мы увидим, что наибольшее количество неплатежей наблюдается в секторе поставки тепловой энергии, на втором месте идут….
Такие объемы неплатежей не могут оставить равнодушными ни государство,  ни сами предприятия. Для минимизации размера неплатежей работа с ними  должна вестись на всех уровнях, как на государственном, так и на уровне субъекта, на уровне области и на уровни самого предприятия.
И такая работа ведется. Многим из нас известно, что Миниэкономразвития  РФ еще в 2005 году был подготовлен законопроект  «О финансовом оздоровлении коммунальных предприятий», который, по мнению министерства, мог бы решить ситуацию с долгами. По законопроекту планируется финансовое оздоровление предприятий, имеющих задолженность по налогам и сборам в бюджеты. Один из рассматриваемых проектов реструктуризации -  это списание пеней и штрафов  с тех  организаций, которые выполнят предусмотренные реструктуризацией  сроки погашения долгов.
Государство планирует реструктурировать только долги перед бюджетами. Что же касается предприятий, которые имеют большую дебиторскую задолженность, то таким предприятиям придется, рано или поздно, решать ситуацию  самостоятельно, возможно прибегая к помощи руководителей администраций и при их тесном содействии.
Максимум,  на что такие предприятия  могут рассчитывать – на финансирование со стороны местных бюджетов. Однако в условиях реформирования  ЖКХ  и перехода рядя предприятий в частную собственность, нельзя исключать, что основная нагрузка по урегулированию неплатежей ляжет на  плечи самих предприятий.
При этом, реструктуризация и финансирование – действенные, но не единственные возможные способы урегулирования неплатежей в отрасли.  

Цель данного выступления  рассказать Вам (руководителям  администраций и предприятия) о сложившейся мировой практике урегулирования дебиторской задолженностей  и о положительном опыте применения такой практики  в Российской федерации.
Во всем мире решением вопросов неплатежей   во всех сферах экономики занимаются компании, специализирующие именно на вопросах урегулирования неплатежей.  Они получили название коллекторских компаний. В составе таких   компаний работают, как правило: юристы, экономисты, специалисты по связям с государственными органами (иногда бывшие чиновники  в отставке) медиаторы (люди для которых решение конфликтов является профессией).        
В Российской рынок  по урегулированию неплатежей стал развиваться  в 90-х годах.  первых, это было время когда у предприятий появилась возможность самостоятельно привлекать подрядчиков для решения тех или иных вопросов, во- вторых, именно в этом время наблюдалось большое количество неплатежей, вызванных как новыми для того времени незаконными операциями, так и неумением оперировать денежными потоками в новых условиях.     
Именно тогда в России и стали появляться первые компании, специализирующиеся на вопросах урегулирования  и  взыскания задолженностей. Некоторые из них работали исключительно белыми способами (юридическими, переговорными), некоторые напротив, использовали силовые воздействия на должников.  
Возможно, у некоторых из Вас уже имеется  опыт работы с такими компаниями. У некоторых, безусловно, позитивный. А у некоторых возможно и негативный.
На сегодняшний день  можно констатировать, что  на рынке выжили и положительно себя зарекомендовали исключительно коллекторские компании, которые работают белыми способами. Популярность «силовых методов» решения  долговых вопросов канула в лету и, слава богу.
Современные условия  требуют цивилизованного отношения к решению любых задач , в том числе и проблем урегулирования дебиторской задолженности.  
Поэтому мы погорим именно о современном и цивилизованном способе урегулирования  задолженностей и об опыте его  применения в секторе ЖКХ. 

Насколько среди коммунальных предприятий велико  количество тех, кто привлекает  коллекторские компании к вопросам возврата задолженностей? И почему есть те, кто использует этот опыт и тех, кто  относиться к нему насторожено? 
      
Из информации, которой  мы располагаем по Москве и Московской области: 

Более  30% предприятий ЖКХ Москвы и Московской области в 2007 году  сотрудничают с профессиональной компанией  по взысканию долгов. Нам приятно констатировать, что это процент ежегодно растет, например, до 2000 года,  процент Московских и областных организаций, сотрудничающих с профессионалами, оставлял не более 16%. 
Почему более 30% предприятий приняли для себя решения о сотрудничестве  c профессиональной компанией по сбору долгов?

Основная задача профессиональной компании по сбору долгов обеспечить своему Заказчику такую работу, чтобы она была эффективней той работы, которую заказчик может обеспечить себе сам. Ведь любой руководитель предприятия может поручить своему штатному юристу написать должнику претензионное письмо, провести с ним переговоры о погашении задолженности, а при несоблюдении договоренности обратиться в суд.  
Однако, для того, чтобы работа по взысканию была максимально эффективной -а это значит долги выплачивались в короткие сроки в полном объеме-  необходима технология взыскания.   

Технология взыскания - совокупность правил и процедур, позволяющих установить оптимальный способ взыскания, а также минимизировать сроки взыскания и максимизировать итоговую сумму взыскания. 
В технологию включаются юридические, психологические аспекты  взыскания, а также всегда учитывается характер отношений предприятия кредитора и предприятия – должника и отношения должника с вышестоящими органами. Если речь идет о взыскании с предприятия – монополиста или предприятия стратегического значения без сотрудничества с органами власти  профессиональной компании не обойтись.
        
Надо заметить, что технология взыскания предусматривает взыскание долгов  только законными способами. Все способы взыскания, предусмотренные технологией и используемые специалистами   профессиональной компании,  основаны на возможностях, предоставляемых законодательством.  При взыскании в обязательном порядке учитывается сохранение деловой репутации организации кредитора, а также его интересы на продолжение сотрудничества с организацией должником.

Технология взыскания реализуется силами нескольких сотрудников, отвечающих за отдельные этапы взыскания, как правило,  над взысканием одного  долга  работают от 2 до 6 человек. 

В результате профессиональной компании удается добиться:

1. Сокращенных сроков взыскания.

Можно привести в квчестве примера случай одного водоканала в Московской области. В 2007 году взыскивали долг в размере 23 млн.  рублей. Предприятия безуспешно билось полтора года над погашением долга. Профессиональной компании удалось взыскать долг  за 6 месяцев.   
Каким образом? 
С должником были проведены переговоры о погашении задолженности, в результате чего было заключено соглашение о порядке погашения задолженности. В связи  с тем, что график  погашения задолженности был сорван, при поддержке администрации города, было осуществлено обращение в арбитражный суд о признании должника банкротом. С момента обращения в суд в течение  4 месяцев задолженность была погашена.      

Другой пример:
Часто предприятий имеет большое количество небольших задолженностей но с большого числа потребителей и общая сумма является значимой для предприятия. У нас  был такой опыт работы с одним из ДЕЗов г. Москвы. Общая сумма таких небольших долгов составила около 2 млн. Компании удалось за месяц не только вернуть долги, но и добиться от должников уплаты пеней примерно в объеме 500 тыс. рублей 

Каким образом? 
В принципе ничего нового. Со всеми должниками была проведена претензионная работа  Направлены претензионные письма, проведены переговоры, мотивирующие к погашению и проконтролирована оплата. Один из должников правда пытался уйти от ответственности, однако в отношении него было подано заявление в арбитражный суд и этот факт мотивировал его заплатить по  счетам.         

2. Второе преимущество сотрудничества -  результативность взыскания.  Профессиональная  компания достигает результата  в виде взыскания долга  в несколько раз чаще, чем сама организация.

Пример 1:
Конкретное  предприятие: Один из ДЕЗов г. Москвы. 
Сумма дебиторской задолженности предприятия на 01.01.2006 года составила 12 млн. рублей. С целью эксперимента 6 млн. рублей было поручено взыскать ЮРКОЛЛЕГИИ и 6 млн. рублей  юридическому отделу предприятия. Результат: ЮРКОЛЛЕГИЕЙ взыскано 5,8 млн. рублей, юридическим отделом предприятия 260 тысяч рублей.

Пример 2:
Предприятие ЖКХ Московской области.  Сумма долга 3,8 млн. рублей. Долг существует  2 года. Не взыскивается по причине отсутствия договора на оказание коммунальных услуг. В ноябре 2006 года взыскание поручено профессиональной  компании Долг взыскан июль 2007 года.

Способ взыскания: В связи с тем, что, ссылаясь на отсутствие  договора, должник отказывался погашать долг добровольно, была инициирована судебная процедура. Дело выиграно. Денежные средства на расчетном счете должника арестованы и долг погашен. Не хочется вдаваться в детали, но необходимо отметить, что отсутствие договора в большинстве случаев не является основанием для «прощения долга».

Что же тогда удерживает остальные предприятия от работы с профессиональной компанией, если ее работа оказывается максимально эффективной?   

1. Цена вопроса. За услугу надо платить, а денег самого предприятия не всегда достаточно,  чтобы погасить текущие расходы.  

В двух словах, как складывается цена на услуги профессиональной компании.
Профессиональная компания, учитывая положение в отрасли, берет на себя все затраты по возврату долга. Вознаграждение профессиональной компании определяется  в процентом отношении от суммы долга.  Для ряда предприятий,  работающих по смете,  и выплата процентов от суммы долга в пользу профессиональной компании может  быть затруднительной, так как  такие расходы не предусмотрены  сметой. Есть решение и в этом случае – вознаграждение выплачивается из суммы штрафных санкций, которые взыскиваются с должника в качестве ответственности  за несвоевременное погашение долга. Таким образом,  затраты по взысканию долга полностью ложатся на должника. Фактически профессиональная компания кредитует клиента (кредитора) и вознаграждение получает за счет дополнительной прибыли, взысканной с должника. При такой схеме оплаты у кредитора нет рисков недобросовестного  исполнения обязательств. Оплата услуг происходит по принципу:  no recover – no fee (нет взыскания - нет оплаты).

Давайте рассмотрим конкретный пример по Теплосетям МО. 
В 2007 году работали с общим числом задолженностей  по теплосетям 87 млн. рублей. В результате уже получили около 5,7 млн.   дополнительно пеней за невыполнение должниками обязательств.  С тех с кого удалось получить пени, теплосеть  100%  вернула долг, а проф. Компания довзыскивает пени. 

Что еще может насторожить  предприятия в вопросах сотрудничества?

Недоверие к компании, страх получить убытки от ее работы, собственный негативный опыт.
На сегодняшний день все уважающие себя компании, во-первых, страхуют профессиональную ответственность, т.е. если предприятию будут причинены убытки ее работой, предприятию компенсирует их страховая компания. Во-вторых, если компания специализируется на работе в отрасли, у нее всегда имеются рекомендации  от предприятий, которые пользуются ее услугами.
    
В заключение хочется сказать, что эффективная работа  по урегулированию  неплатежей должна вестись на всех уровнях: на государственном, на уровне субъекта, на уровне местных органов власти и на уровне самих предприятий.  Мы очень хотим, чтобы в сфере жилищно-коммунального хозяйства работа по урегулированию долгов велась эффективно и способствовала  развитию такого жизненно необходимого  сегмента как Жилищно-коммунальное хозяйство. 



Опубликовано: 22.11.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования