1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Как управлять дебиторской задолженностью


Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самой компании.
Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
• выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
• ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
• определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
• ускорение истребования долгов;
• уменьшение бюджетных долгов;
• оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Эти задачи решает политика управления дебиторской задолженностью. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания.
Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.
Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.
Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Помимо указанных в таблице мероприятий на всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо:
• постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;
• своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье "Прочие дебиторы";
• прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;
• оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.
Но на практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции.
Меры по досудебному взысканию предполагают:
• заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном "информационного" характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;
• страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;
• факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторинговая компания обязуется немедленно оплатить около 80% от стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.
Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место и в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.
Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.
Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности (перемена лиц в обязательствах, финансирование под уступку прав требования, факторинговые операции), который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.
Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность управления дебиторской задолженностью. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.

Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью

 

 

Этап 1.
Проведение преддоговорных процедур

 Анализ информации о потенциальном партнере - деловая репутация
Анализ конъюнктуры рынка,на котором функционирует потенциальный партнер
Анализ финансового состояния потенциального партнера
Группировка потенциальных партнеров согласно уровню платежеспособности
Определение возможных сумм кредитования для каждого клиента

 Анализ проводится на основании следующих источников:
данные, получаемые непосредственно от потенциального покупателя;
из внутренних источников (если сделки носят постоянный или периодический характер);
из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность,
информация, предоставленная компаниями, занимающимися сбором и анализом информации и формированием
единой базы данных по юридическим лицам, информация коммерческого банка, обслуживающего покупателя,
других партеров по сделкам);
в случае если сделки с покупателем носят постоянный характер, определяется объем хозяйственных операций
с покупателями и стабильность их осуществления
Анализируются платежеспособность, ликвидность, результативность хозяйственной деятельности, финансовая
устойчивость, показатели собственного капитала, объем и состав чистых активов, которые могут выступать
в обеспечение кредита при возникновении ситуации неплатежеспособности покупателя
Размер сумм определяется на основании положений кредитной политики предприятия, а также с учетом
проведенного анализа финансового состояния клиента.
Помимо размеров предоставления кредита (это может быть процент от балансовой прибыли, процент
от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности, и др.) кредитной политикой
определяются такие показатели, как срок предоставления кредита, стандарты кредитоспособности клиентов,
политика сбора платежей, скидки, предоставляемые в случае досрочной оплаты

 Этап 2.
Заключение договора

Предусмотреть и зафиксировать все процедуры договорных отношений

 Грамотно составленный договор является залогом положительного исхода значительной части конфликтных ситуаций

 Этап 3.
Исполнение договорных обязательств

Четкий контроль над своевременным выставлением счетов
Ежедневный оперативный анализ оплаты по выставленным счетам
Контроль безнадежных долгов

 Составляется реестр старения дебиторской задолженности, определяются структура и динамика изменения каждой статьи дебиторской задолженности, срок оборачиваемости дебиторской задолженности
Образование резерва по сомнительным долгам, который определяется в процентах к общей сумме дебиторской задолженности


 

 



Опубликовано: 22.11.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования