1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Положение о бюджетном управлении


Содержание

 

 

 

 

    Принцип «Поддержки организационной структуры финансовой структуры» Общества.
    Принцип «Однозначности».
    Принцип «Целостности и непротиворечивости».
    Принцип «Унификации и методологической целостности».
    Принцип «Однократности ввода изменений».
    Принцип «Персональной ответственности».
    Принцип «Непрерывности и преемственности бюджетного процесса».
    Принцип «Недопустимости корректировки планов предыдущих периодов».
    Принцип «Наглядности и прозрачности».
    Принцип «Сбалансированности бюджета».
    Принцип «Здорового консерватизма».
    Принцип «Бездефицитности бюджета».
    Принцип «Итерационности бюджетного процесса».
ГЛОССАРИЙ..

УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ..

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ..

 

Автоматизированная система управленческого учета (ERP)

    Производственный модуль.
    Бухгалтерский модуль.
    Кадровый модуль.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящее «Положение» предназначено для регулирования и регламентирования деятельности участников бюджетного процесса при планировании, анализе и контроле исполнения бюджета в «наименование компании» (далее по тексту «Общество»). Положение определяет общие принципы бюджетной политики Общества, нормативную базу для участников бюджетного процесса, основы бюджетного процесса в Обществе, основания возникновения и виды ответственности для участников бюджетного процесса. Настоящим положением устанавливается состав данных, необходимых для формирования бюджета, порядок их предоставления, принципы учета и обработки плановой и отчетной информации, а так же права и обязанности участников бюджетного процесса. Положение является внутренним нормативным документом, регламентирующим деятельность всех участников бюджетного процесса Общества. Разделы положения обязательны для исполнения всеми участниками бюджетного процесса. Настоящее Положение утверждаются «наименование внутреннего нормативного документа» «наименование должностного лица» Общества. Внесение изменений в Положение осуществляется на основании «наименование внутреннего нормативного документа» «наименование должностного лица» о внесении изменений.

 

Разделы настоящего Положения могут детализироваться и уточняться другими внутренними нормативными документами, утвержденными и принятыми в соответствии с утвержденным документооборотом Общества. Внутрифирменные нормативные документы не должны противоречить разделам настоящего Положения. В случае если такое противоречие выявлено, то приоритет имеет настоящее Положение. Внутренние нормативные документы, детализирующие и уточняющие отдельные разделы Положения, приводятся в качестве приложений к настоящему Положению в разделе № ___.

 

Бюджетное управление предприятием представляет собой процесс координации деятельности участников бюджетного процесса по достижению финансовых целей в рамках утвержденной финансовой и организационной структурах Общества.

 

  • планирование финансово-хозяйственной деятельности Общества с наибольшей эффективностью использования его ресурсов
  • координирование взаимодействия участников бюджетного процесса по достижению поставленных целей и задач
  • регулирование и контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности Общества посредством установления плановых показателей деятельности, предоставления оперативной и достоверной информации об исполнении этих показателей и возникших отклонений
  • определение объектов инвестиций и объемов инвестируемых средств
  • определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост Общества с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли
  • определение приоритетных направлений развития Общества
  • обеспечение и укрепление финансовой дисциплины в Обществе
  • оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности отдельных элементов организационной и финансовой структуры Общества, оценка их вкладов в общий финансовый результат деятельности Общества
  • повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления Обществом
  • повышение ответственности руководителей различного уровня управления за эффективное использование предоставленных в распоряжение ресурсов и активов
  • повышение «финансовой прозрачности» деятельности Общества
  • вовлечения в процесс бюджетирования максимального количества участников с четким распределением и персонификацией ответственности
  • мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата

 

Бюджетный процесс в обществе строится на основе базовых принципов. Базовые принципы бюджетирования призваны сформулировать основные подходы и требования к бюджетной модели Общества.

Принцип «Поддержки организационной структуры финансовой структуры» Общества
Финансовая структура общества должна поддерживаться ее организационной структурой, т.е. элементам финансовой структуры должны соответствовать элементы организационной структуры, при этом они могут как совпадать, так и быть различными. У каждого элемента финансовой структуры должен быть руководитель, наделенный соответствующими властными полномочиями и несущий ответственность в рамках своих полномочий за результаты деятельности подконтрольного элемента финансовой структуры. Это должно быть закреплено во внутренних нормативных документах Общества. В этом случае можно сказать, что финансовая структура Общества поддерживается его организационной структурой. При этом необходимо учитывать, что организационная структура Общества оказывает воздействие на виды используемых бюджетов, на разрезы аналитики и формат бюджетов, на применяемые технологии бюджетирования, на порядок консолидации бюджетов, на регламент бюджетного процесса, на требования к системе бюджетирования.

Принцип «Однозначности»
Предполагает «однозначность» трактовки используемых терминов и понятий, бюджетных регламентов, персональных «зон ответственности» и «результатов деятельности» участниками бюджетного процесса Общества.

Принцип «Целостности и непротиворечивости»
Данный принцип предполагает единство и непротиворечивость учетной политики, используемых методик, концепции бюджетной модели, информационное потоков, формата предоставления данных.

Принцип «Унификации и методологической целостности»
Все классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса.

Принцип «Однократности ввода изменений»
Предполагает однократность ввода первичной информации в автоматизированную систему бюджетного управления, а также «однократность» изменения классификаторов, аналитических справочников, алгоритмов расчетов, используемых в бюджетном процессе. Поддерживается специализированными средствами автоматизации бюджетного процесса, обеспечивая простоту реструктуризации бюджетных моделей и недопущение дублирования информации.

Принцип «Персональной ответственности»
Каждое участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции. Персонификация ответственности участников бюджетного процесса должна поддерживаться внутренними нормативными документами и обеспечиваться средствами установления персонального доступа автоматизированных систем поддерживающих бюджетный процесс Общества.

Принцип «Непрерывности и преемственности бюджетного процесса»
Процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов Общества осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденным настоящем Положением бюджетным регламентом.

Принцип «Недопустимости корректировки планов предыдущих периодов»
Предполагает недопустимость изменения плановых показателей по прошедшим периодам.

Принцип «Наглядности и прозрачности»
Предполагает открытость и доступность информации по осуществлению деятельности Общества на всех уровнях бюджетной системы в соответствии с установленными правами доступа для каждого участника бюджетного процесса.

Принцип «Сбалансированности бюджета»
Предполагает обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.

Принцип «Здорового консерватизма»
Предполагает планирование в рамках одного сценария (версии, варианта) плана доходных статей по минимально допустимым, а расходных статей по максимально возможным значениям.

Принцип «Бездефицитности бюджета»
Предполагает отказ от формирования бюджета по принципу первоочередного удовлетворения всех потребностей участников бюджетного процесса.

Принцип «Итерационности бюджетного процесса»
Предполагает повторяемость процедуры планирования бюджетов до достижения искомого результата.

 

В настоящем Положении применяются и используются следующие понятия, термины и условные сокращения[1]:
Анализ – процедура сверки значений аналитических параметров с целью выявления причин их отклонения.
База распределения (аллокации) – основание для разнесения накладных (косвенных) расходов.
БДДС – Бюджет движения денежных средств.
БДР – Бюджет доходов и расходов.
Бюджет – скоординированный план, охватывающий все стороны деятельности Общества в виде связанных между собой финансовых и натуральных показателей, составленный на определенный бюджетный период.
Бюджетный комитет – орган управления Общества, отвечающий за рассмотрение, согласование и утверждение бюджетов Общества. Действует на основе «Положения о Бюджетном комитете». Формируется на основании приказа Генерального директора Общества.
Бюджетный период – интервал времени, используемый при планировании бюджета, осуществления учета финансовой деятельности Общества, контроле их исполнения бюджета и анализа выполнения плана (месяц, квартал, год).
Бюджетный процесс – регламентируемая настоящим Положением деятельность участников процесса бюджетирования по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению Бюджета, а также по контролю за его исполнением.
Бюджетный регламент – строго предопределенный порядок и последовательность действий участников бюджетного процесса по составлению (разработке), представлению (передачи), согласованию (визированию), консолидации (обработке и анализу), оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней, направленных на достижение поставленной цели в рамках бюджетной модели Общества.
Валюта операции – национальная валюта различных стран, в которой заключались договоры или осуществлялись транзакции. В качестве валюты операций используются рубли, доллары США, евро.
Вспомогательное производство – производство, обеспечивающей осуществление деятельности основного производства.
Горизонт планирования – промежуток времени, на который составляется план.
ГП – Группа планирования экономического отдела.
ГТ – Группа труда экономического отдела.
Дефицит бюджета – превышение расходной части бюджета над его доходами.
Директивное планирование – планирование, предполагающее обязательность исполнения утвержденных целевых нормативов и показателей.
Заявочная компания – процедура сбора заявок установленной формы в натуральных и (или) стоимостных показателях от единиц организационной структуры Общества функциональными подразделениями, отвечающих за формирование соответствующих бюджетов.
Индикативное планирование – планирование в целях определения основных финансовых ориентиров на основе принятой стратегии развития Общества.
Контроль – составной элемент функции управления используется для своевременности принятия управленческих решений.
Кросс-курс – отношение национальной валюты к валюте отчетности.
Куратор процесса бюджетного управления – должностное лицо, отвечающее за бюджетный процесс и методологическую целостность бюджетной модели.
Основное производство – производство, выпускающее товарную продукцию.
Префицит бюджета – превышение доходной части бюджета над его расходами.
РБ – Расчетный баланс.
Технический администратор – должностное лицо, отвечающее за проведение процедуры импорта фактических данных из учетной (-ых) систем и передачи их в бюджетную модель Общества.
Управленческий учет – система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности компании, необходимой для осуществления функций управления - планирования, контроля, анализа и регулирования.
Учет – составной элемент функции управления, предполагает документально подтвержденную фиксацию фактических данных, касающихся финансово-хозяйственной деятельности Общества.
ФО – Финансовый отдел.
Центр затрат – элемент финансовой структуры Общества ответственный за затраты.
Центр маржинального дохода – элемент финансовой структуры Общества отвечающий за формирование маржинального дохода
Центр прибыли – элемент финансовой структуры Общества отвечающий за величину прибыли.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) – элемент финансовой структуры Общества осуществляющий определенный набор хозяйственных операций, способный оказывать непосредственное воздействие на доходы и (или) расходы от данной деятельности и соответственно отвечающий за данные статьи расходные и (или) доходные статьи.
Центр финансового учета (ЦФУ) – элемент финансовой структуры Общества, который ведет учет установленных для него показателей доходов и (или) расходов, но не отвечающий за их величину, несущее ответственность за закрепленные за ним экономические показатели.
Шаг планирования – периодичность (месяц, квартал, год…) составления бюджета.
Экономический элемент затрат – экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции, работ, услуг.
ЭО – Экономический отдел.

 

В настоящем разделе перечисляются участники бюджетного процесса и их компетенция.
Состав участников бюджетного процесса определяется для конкретной компании. В его состав могут входить:

  • Наблюдательный Совет Общества
  • Президент Общества
  • Исполнительная дирекция
  • Руководители и специалисты всех элементов организационной структуры Общества, включенных в бюджетный процесс
  • Иные организационные формирования, на которые возложены бюджетные полномочия в рамках бюджетного процесса

В Положении необходимо четко и однозначно указать – какие полномочия относятся к тому, или иному участнику бюджетного процесса.
Далее указывается ‑ на кого возлагается руководство бюджетным процессом в Обществе, осуществление контроля за функционированием бюджетного процесса и выполнения настоящего Положения участниками бюджетного процесса.
Кроме общего руководства существует и текущее управление процессом бюджетирования. Необходимо указать наименование должности лица осуществляющего такое управление. Перечислить его функции, например взаимодействие с участниками бюджетного процесса по вопросам бюджетирования, проведение регламентирующих мероприятий, обеспечивающих успешный ход бюджетного процесса, оперативный контроль за ходом бюджетного процесса, обработка и анализ плановой и отчетной информации в сроки, предусмотренные настоящим Положением.
Замечания и предложения участников бюджетного процесса по текущим вопросам бюджетирования рассматриваются «наименование должности» в рабочем порядке. Подготовленный бюджет передается на согласование «наименование должности» Общества. Ответственным исполнителем бюджетного процесса от каждого участника является его руководитель. Руководитель структурного подразделения обеспечивает со стороны данного структурного подразделения выполнение всех бюджетных процедур установленных настоящем Положением, в заданные сроки и в должном объеме.
В области исполнения Бюджета Общества к ведению руководителей участников бюджетного процесса относятся:

  • неукоснительное соблюдение бюджетной дисциплины;
  • своевременное предоставление бюджетных заявок, предложений по формированию Бюджета и необходимых форм отчетности;
  • постоянный контроль и анализ отклонений между фактическими результатами и плановыми показателями своей деятельности.

Техническую поддержку процесса бюджетирования осуществляет отдел информационных технологий (ОИТ) в лице технического администратора бюджетной модели.
Решение об изменении классификаторов и аналитических справочников таких как:

  • организационная структура Общества
  • направления деятельности Общества
  • классификаторов статей бюджетов

принимает «наименование должности» по согласованию с «наименование должности» Общества. Данные изменения оформляются приказом (распоряжением) по Обществу.
Контроль за своевременным исполнением бюджетных процедур участниками бюджетного процесса осуществляется на основании «наименование документа», который утверждаются приказом (распоряжением) «наименование должности» по Обществу.

 

Для обеспечения участников бюджетного процесса оперативной и достоверной информацией в Обществе используются следующие информационные системы:

 

 

Имеет несколько функциональных модулей.

Производственный модуль
Используется для планирования производственной программы и учета фактических данных, связанных с производственной деятельностью предприятия. Планирование и учет ведутся на основании внутренних нормативных документов. Для обеспечения бюджетной модели данными в АСБУК импортируется:

  • факт производства (цена, кол-во, стоимость)
  • месячный план производства (цена, кол-во, стоимость)
  • нормы расходов основных и вспомогательных материалов по изделиям

Бухгалтерский модуль
Используется для ведения бухгалтерского учета на основании действующего законодательства и утвержденной учетной политики предприятия, а так же иных внутренних нормативных документов. Для обеспечения бюджетной модели в АСБУК импортируется следующие фактические данные:

  • объем продаж
  • суммы и обороты по дебиторской задолженности
  • по списанию материалов
  • ценам на материалы
  • балансовым остаткам основных средств
  • выбытию основных средств
  • амортизационным отчислениям
  • оплаченным лизинговым платежам и залогам
  • кредиторской задолженности
  • оплаченным процентам по кредитам
  • суммам гашения основного долга по договорам кредита и заимствования
  • прочим затратам (по местам их возникновения)

Кадровый модуль

Используется для ведения штатного расписания в разрезе организационной структуры предприятия, ввода информации по тарифным ставкам, окладам, премиям и другим выплатам, учета фактических данных по заработной плате. Планирование и учет ведутся на основании действующего законодательства и утвержденного штатного расписания и иных внутренних нормативных документов. Для обеспечения бюджетной модели данными в АСБУК импортируется:

  • кол-во персонала в соответствии со штатным расписанием
  • ставки
  • факт фонда заработной платы

 

 

В данном разделе описывается структура бюджетной модели Общества. При этом необходимо исходить из того, что бюджетная структура Общества определяется особенностями его финансово-хозяйственной деятельности и утвержденной финансовой структурой.
Под «бюджетной моделью» понимается совокупность бюджетов, составляющих единое целое и направленных на решение конкретной управленческой задачи.

Модель годового планирования

Модель годового планирования предназначена для осуществления планирования бюджетов Общества на следующий год.

Модель текущего планирования

Модель текущего планирования предназначена для квартального, месячного планирования и перепланирования, отражения фактических данных, проведения план-фактного анализа.

Модель ретроспективы

Модель ретроспективы предназначена для хранения данных за предыдущие годы. Передача данных осуществляется автоматически.
В рамках модели бюджетного управления должна быть обеспечена возможность параллельного ведения годового и текущего планирования, а так же преемственность входящих и исходящих данных между моделями годового планирования, текущего планирования, фактических данных и ретроспективного анализа.

Использование распределения (аллокации) при формировании финансового результата

В данном разделе излагаются основные подходы по использованию баз распределения (аллокации) при формировании финансового результата в разрезе финансовой структуры Общества. Для каждого элемента финансовой структуры указывается перечень статей и базы распределения (аллокации), а так же последовательность и число этапов распределения.

 

В структуре бюджетной модели обычно выделяются виды бюджетов, например функциональные, операционные, вспомогательные и финансовые бюджеты. На практике не существует однозначной трактовки понятий данных видов бюджетов, однако в рамках принимаемого Положения приводимая классификация бюджетов по видам является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Общества, разрабатывается «наименование подразделения» и согласовывается «наименование должности».
Каждый из этих видов бюджетов выполняет свою роль в процедурах бюджетного управления затратами. В Положении определяется последовательность составления и взаимосвязь видов бюджетов. Определяется роль и назначение каждого вида бюджетов в рамках бюджетного процесса, определяется взаимосвязь бюджетов с элементами финансовой и организационной структуры в виде проекций. Приводится перечень бюджетов относящихся к тому, либо иному виду бюджетов. Закрепляется ответственности по видам бюджетов руководителей структурных единиц компании. Определяются правила консолидации данных при формировании бюджетов более высокого уровня. Указываются методы разнесения затрат на элементы организационной и финансовой структуры.

 

В данном разделе приводится краткое описание перечисленных в предыдущем разделе бюджетов. При описании бюджетов указывается название бюджета, его назначение, форма предоставления информации, формат бюджета, структура модели бюджета, перечень используемых классификаторов и разрезов аналитик, структурные подразделения, отвечающие за формирование, исполнение и контроль бюджета.
Ниже, в качестве примера, приводится несколько вариантов подобного описания бюджетов:

Бюджет энергоресурсов (БЭР)

Назначение

Используется для планирования, анализа и контроля потребности производства и реализации услуг в затратах энергоресурсов по видам, направлениям деятельности, в целом по Обществу в стоимостных и натуральных показателях на протяжении всего бюджетного периода. В состав бюджета входит информация по статьям энергетических расходов (электро-, тепло- энергия, вода, водоотведение).

Форма предоставления

Электронная.

Формат бюджета

  • планирование ведется в натуральных и стоимостных показателях
  • источник фактических данных – «наименование учетной системы»
  • выгружаемые фактические данные – натуральные и стоимостные показатели за прошедшие периоды
  • валюта планирования и фактических данных – рубль
  • планирование бюджетов (составление отчетных форм) должно осуществляться по видам энергоресурсов, потребителям услуг, а так же в целом по Обществу
  • период планирования – месяц, квартал, год
  • горизонт планирования – год
  • шаг план-фактного анализа – месяц, квартал, год

Структура модели бюджета

Для обеспечения непрерывности и преемственности бюджетного процесса Бюджет состоит из моделей годового планирования, текущего планирования, фактических данных и ретроспективы.

Перечень используемых классификаторов и разрезов аналитики

  • Статьи БЭР
  • Подразделения
  • Тип показателя
  • ПФО
  • Бюджетный период

Взаимодействие с другими бюджетами (кубами)

Данные из бюджета - поступают в следующие бюджеты:

  • БДР
  • БДДС

Ответственность
подразделение ответственное за формирование – «наименование подразделения»
подразделение ответственное за исполнение – «наименование подразделения»
подразделение ответственное за контроль – «наименование подразделения»

Бюджет доходов и расходов (БДР)

Назначение

Бюджет доходов и расходов (БДР) – показывает соотношение всех доходов и расходов Общества в бюджетном периоде, устанавливает целевые показатели прибыли, позволяет проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации выплат и отчислений, потенциальную возможность возврата заемных средств и формирования фондов Общества.

Форма предоставления

Электронная.

Формат бюджета

  1. стоимостные показатели
  2. источник фактических данных – «наименование учетной системы»
  3. валюта планирования и фактических данных – рубль
  4. планирование бюджетов (составление отчетных форм) должно осуществляться по направлениям деятельности, а так же в целом по Обществу
  5. период планирования – месяц, квартал, год
  6. горизонт планирования – год
  7. шаг план-фактного анализа - месяц, квартал, год

При анализе БДР используется технология «сверления по формулам», технология «вращения куба», технология «сверления по связям», план-фактный анализ, расчет показателей нарастающим итогом.

Структура модели бюджета

Для обеспечения непрерывности и преемственности бюджетного процесса Бюджет состоит из моделей годового планирования, текущего планирования, фактических данных и ретроспективы.

Перечень используемых классификаторов и разрезов аналитики

  • Статьи БДР
  • Тип показателя
  • Бюджетный период
  • Нарастающий итог

Взаимодействие с другими бюджетами
В бюджет данные поступают из следующих источников:

  • Бюджет продаж
  • Бюджет продаж прочих услуг
  • Бюджет прочих доходов
  • Бюджет энергоресурсов
  • Бюджет коммерческих затрат
  • Бюджет текущих расходов
  • Бюджет операционных и внереализационных расходов
  • Бюджет расходных материалов
  • Бюджет заработной платы
  • Бюджет амортизационных отчислений
  • Бюджет налогов
  • Ремонтный фонд

Данные из бюджета поступают в бюджеты и формы:

  • Бюджет налогов
  • Матрица Мобли
  • Целевые показатели деятельности
  • Расчет источников

 

 

  1. Годовое планирование
  2. Текущее планирование (перепланирование)
  3. Контроль исполнение Бюджета
  4. Анализ исполнение Бюджета

Годовое планирование

Данный этап предназначен для планирования деятельности Общества на следующий год. Планирование на будущий год начинается в текущем году, в качестве входящих остатков для планируемого года берутся планируемые остатки на конец текущего года. После утверждения годового плана на будущий год, данные из модели годового планирования передаются в модель «Утвержденного годового плана». При завершении текущего года выполняется процедура закрытия текущего года, при этом: фактические данные текущего года передаются в модель ретроспективы. Остатки на конец года плановой модели текущего года передаются в остатки на начало плановой модели текущего. Утвержденный план на будущий год передается в модель текущего планирования. Если в модели ретроспективы, есть данные за декабрь прошедшего года, то они передаются в остатки на начало плановой модели текущего, затирая собой остатки, переданные из плановой модели текущего года.

Текущее планирование (перепланирование)

Данный этап предназначен для текущего планирования и перепланирования. Модель формируется вначале года на основе данных модели годового планирования, после этого она корректируется данными ретроспективы и план-фактными отклонениями текущего года, в качестве источника формирования входящих остатков текущей модели планирования выступает модель ретроспективы.

Исполнение бюджета

Контроль исполнения Бюджета – в данном разделе указывается документы, определяющие круг участников бюджетного процесса осуществляющих функцию контроля и сферу этого контроля. Рассматриваются вопросы лимитирования и возможности переноса неизрасходованных средств между отдельными статьями бюджетов, бюджетами, или бюджетными периодами. Основания и технологию секвестирования бюджетов, возможности и ограничения осуществления внебюджетных платежей. Типов и форм отчетности по фактическому исполнению бюджетов. Указываются участники бюджетного процесса ответственные за формирование данной отчетности. Порядок утверждения Годовой отчетности по исполнению бюджета.

Анализ исполнение бюджета

Анализ исполнения Бюджета предполагает сравнение фактических и плановых данных в абсолютных и относительных показателях в разрезе структур Общества, а также выявление динамики их изменения. Оценка деятельности участников бюджетного процесса – осуществляется на основе анализа эффективности деятельности отдельных составляющих организационной и финансовой структуры Общества уполномоченным структурным подразделением. Результаты данной оценки используются при мотивации сотрудников Общества.

 

Под «регламентами бюджетного процесса» понимается строго предопределенный порядок и последовательность действий участников бюджетного процесса, направленных на достижение поставленной цели в рамках созданной бюджетной модели. Построение бюджетного процесса в Обществе должно строго соответствовать утвержденному бюджетному регламенту.
В данном разделе указывается:
1. Наименование этапа бюджетного процесса.
2. Краткое описание этапа.
3. Наименование задачи, решаемой в рамках этапа.
4. Исходные документы, и (или) данные для решения задачи.
5. Ответственные за предоставление документов, и (или) данных.
6. Перечень действий (работ) участников бюджетного процесса по решению данной задачи с указанием временного интервала начала и завершения работ. Срок исполнения.
7. Результат работы.
8. Ответственные исполнители.
9. Должностные лица, согласовывающие и (или) утверждающие результат работы ответственных исполнителей. Порядок согласования/Утверждения. Срок согласования/Утверждения.

С одной стороны Бюджетный процесс в Обществе, под воздействием внутренних и внешних факторов может претерпевать изменения, с другой стороны для всех участников бюджетного процесса необходимые четкие прозрачные правила в рамках бюджетного процесса. В связи с этим при разработке раздела «Регламент бюджетного процесса» рекомендуется в данном разделе оставлять только ключевые основополагающие аспекты регламента, которые не потребуют изменения во времени, а детализацию его отдельных положений выносить в Приложения к настоящему Положению. Таким образом, Положение становится более стабильным документом, определяющим деятельность всех участников бюджетного процесса, а все необходимые изменения отражаются в приложениях к нему.
Следующим важным доводом в пользу вынесения отдельных аспектов бюджетного процесса являются вопросы коммерческой безопасности, т.к. во многих компаниях методики и технологии расчетов отдельных показателей составляют коммерческую тайну. Так как настоящее Положение предназначено для всех, то вопросы методологии расчетов и составления отдельных бюджетов целесообразно вынести в отдельные приложения.
Вынесение отдельных положений регламента в Приложения позволит сделать данный документ более стабильным, менее перегруженным и более прозрачным для всех участников бюджетного процесса.

Установленные сроки составления бюджета

Общие положения. Бюджетный период вводится продолжительностью 12 месяцев с поквартальной и помесячной разбивкой, начиная с первого января. Планирование на месяц начинается за __ дней до начала месяца. Планирование на квартал начинается за __ дней до начала квартала. Планирование на год начинается за __ дней до начала года.
Подготовительный этап – в данном разделе указывается, каким образом, и в какой форме участники бюджетного процесса узнают о начале формирования бюджета на следующий год. Кем, каким образом, и в какой форме до участников бюджетного процесса доводятся приоритетные направления развития, цели и задачи на следующий год. Например, на данном этапе до участников бюджетного процесса информация может доводиться через Бюджетное послание, представляющее детализацию целей и постановку конкретных задач перед структурными единицами Общества на предстоящий бюджетный год и происходит, кроме того, на данном этапе должно происходить формирование предпосылок – уточнение (ввод в автоматизированную систему) внешних и внутренних переменных и констант, необходимых для планирования бюджета. В качестве таких показателей могут использоваться прогнозы курса валют, ставок банковских процентов, инфляционные ожидания, входящие остатки и пр.
После этого указывается, в какой последовательности, какие бюджеты и в какие сроки предоставляет информация.
Подготовка к планированию осуществляется в следующие сроки: формирование бюджетного послания с ____ по ___; передача во все структурные единицы Общества бюджетного послания в с ___ по ___; планирование предпосылок с ___ по ___.
Детализация действий участников бюджетного процесса производится в разделе «Бюджетные регламенты».
Годовое планирование. Планирование на будущий год начинается с __-го __ текущего года с поступления предварительного плана производства по важнейшим видам продукции. Планирование постоянных издержек на следующий год с ___ по ___.
Планирование потребности в материальных и трудовых ресурсах с ___ по ___. Планирование бюджета доходов и расходов с ___ по ___. Планирование бюджета движения денежных средств с ___ по ___. Утверждение основных бюджетов на следующий год с ___ по ___. Утверждение планов и контрольных показателей на год с ___ по ___.
Фактические данные. Импорт фактических данных по производственной программе за предыдущий период до __ числа текущего месяца. Импорт данных по производственным нормативам за предыдущий период до __ числа текущего месяца. Импорт фактических данных по заработной плате до __ числа текущего месяца. Подведение анализ ПФО и предварительных итогов прошедшего месяца до __ текущего месяца. Составление ежемесячной справки о выполнении контрольных показателей за отчетный месяц. Импорт фактических данных за предыдущий год до __ числа ___ месяца текущего года. Отчет о деятельности Общества за прошлый год до __ текущего года.
Текущее планирование (перепланирование). До ___ числа текущего месяца импорт планов производственной программы на следующий месяц. До ___ числа текущего месяца импорт ставок и окладов для планирования на следующий месяц. До __ выполнение процедуры подготовки к текущему планированию. С __-го по __-е число текущего месяца корректировка и уточнение планов на следующий месяц. Утверждение планов на следующий месяц производится __ числа текущего месяца.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В данном разделе рассматриваются случае неисполнение либо ненадлежащего исполнение установленного настоящим Положением порядка действий участников бюджетного процесса в рамках бюджетной модели Общества и меры воздействия для нарушителей. В качестве таких мероприятий могут использоваться предупреждения, сокращение лимитов, приостановление финансирования, снижение премии, депремирование.
Для обеспечения эффективно работы в рамках бюджетного процесса необходимо четко и однозначно распределить сферы ответственности и полномочия между его участниками. В положении должно быть указано кто (какой орган управления) осуществляет разграничение сферы ответственности и полномочия его участников.
Далее указывается ответственность для руководителей структурных подразделений Общества в рамках бюджетного процесса.
В случай возникновения споров и разногласий между участниками бюджетного процесса должен быть предусмотрен порядок их разрешения, а также орган правомочный к их урегулированию.

 

В заключительном положении указывается порядок принятия и изменения настоящего Положения.

 

  1. Положение об Организационной структуре Общества.
  2. Положение о Финансовой структуре Общества.
  3. Положение о Бюджетном комитете.
  4. Должностные инструкции участников бюджетного процесса.
  5. Инструкции пользователей автоматизированной системы бюджетирования.
  6. Инструкция Куратора бюджетного процесса.
  7. Описания моделей бюджетов.

       

  8. Руководство системного администратора.


[1] Данный раздел не претендует на полноту и однозначность. Все приведенные в нем термины, понятия и условные сокращения служат лишь для иллюстрации содержания данного раздела.



Опубликовано: 10.11.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования