1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Кризис как норма жизни


Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и поэтому важно овладеть всеми навыками и технологиями адаптации к нестабильной политической жизни, условиям быстро меняющегося рынка и жесткой конкурентной борьбы. Технологии эффективного выхода из кризиса универсальны, они действуют везде: и в жизни индивидуума, и в жизни коллектива, и в жизни общества.

В последнее время со всех сторон мы то и дело слышим слово "кризис". Оно стало настолько общеупотребительным и привычным, что мы перестали вдумываться в его смысл. В узком смысле - это нечто экстремальное и катастрофическое, то что нарушает стабильность нашего существования. Образно говоря, это ЧП, момент, когда звучит сигнал SOS, который требует от нас немедленного реагирования. Может быть, это авария или катастрофа. К такой ситуации люди обычно не готовы и реагируют на нее весьма болезненно и неадекватно. 

В более широком смысле под кризисом обычно подразумевается перелом, какой-либо решительный исход, сопровождающийся процессом превращения количественных изменений в качественные. Отсюда следует, что кризис на пустом месте не возникает. Для того, чтобы он произошел, нужны объективные условия. Эти условия должны развиваться и пройти этап количественных изменений. Только после этого возможен качественный сдвиг - то есть сам кризис.

Жизнь без кризисов невозможна даже теоретически, поскольку рождение человека - уже есть кризис. Женитьба - кризис. Покупка первого автомобиля - это тоже кризис. Про детей я уже и не говорю!

Словом, кризис - нормальное явление в жизни человека, семьи, предприятия, общества. В политике демократических государств любые выборы органов власти уже давно осознаются как явление перманентно кризисное и конфликтное. К концу ХХ века аналогичное восприятие стало характерным и для экономических проектов: для современных корпораций кризис постоянно превращается если не в норму, то в явление частое и достаточно привычное.

Осознание того обстоятельства, что кризис - это норма, уже дает нам определенные моральные преимущества. Так руководитель в этом случае будет готов сохранить присутствия духа, способность эффективно руководить коллективом и адекватно, без паники оценивать происходящие события. В свою очередь управляемый им персонал, будучи обучен и настроен соответствующим образом, также более спокойно воспримет кризисную ситуацию и будет работать в относительно стабильной психологической обстановке.

КРИЗИС СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Итак, кризис - это разительные качественные перемены, переход от хорошего - к плохому, от плохого - к хорошему, от хорошего - к еще более лучшему, от плохого - к существенно более худшему. Исходя из этого, мы можем говорить как об отрицательном, так и о положительном толковании слова "кризис". 

Если в результате кризиса объект пришел в худшее состояние, по сравнению с предыдущим этапом, - значит кризис оказался для него неблагоприятным. Если же благодаря кризисной ситуации, объект вышел на новый, более высокий виток развития, поднялся на новую ступень своего существования, - значит кризис был благоприятен и полезен, а следовательно, необходим!

Как замечено специалистами по кризисному управлению, кризис нередко бывает позитивным фактором для роста предприятия и открывает для него новые возможности. Судите сами: остановка или банкротство предприятия, как правило, влечет за собой смену состава ведущих руководителей и обновление методов управления, что, в свою очередь, предоставляет новому руководству возможность для позитивных перемен.

По сути, многие инновации или изменения на производстве обусловлены либо самим кризисом, либо его угрозой. Кризисные ситуации рано или поздно испытывает любое предприятие. Другое дело, как оно из него выйдет: со знаком минус или со знаком плюс. Это и определяет судьбу предприятия на ближайшие после кризиса годы.

НЕМНОГО ИЗ ПРАКТИКИ

Показательный случай произошел в 1993 году с известной американской корпорацией "Пепси-Кола", производящей диетический напиток "Пепси". Неожиданно для всех по телевидению прошло сообщение о том, что, якобы, в жестяной банке с напитком был обнаружен медицинский шприц и что в связи с этим из предосторожности покупателям рекомендуется выливать перед употреблением содержимое банки в стакан.

Несмотря на то, что компания-производитель попала в центр недоброжелательного внимания СМИ и оказалась в катастрофическом положении, она не стала, как рекомендуется в таких случаях, отзывать продукт из продажи, а разработала четкую и продуманную стратегию открытой коммуникации, поставив задачу опровергнуть слухи и убедить покупателей в качестве продукта и в надежности именно той тары, в которой он выпускается.

Для того, чтобы доказать, что ни на одном из заводов не могло произойти попадания в тару каких-либо инородных тел, по телевидению США демонстрировался документальный ролик о производстве продукта и его бутилировании, а также видеозапись обращения президента компании "Пепси-Кола" к покупателям и пресс-конференция руководителей с журналистами, где главный упор делался на то, что диетический напиток "Пепси" абсолютно безопасен для употребления. 

Самое интересное, что в результате всех этих мер объем продаж продукта увеличился в несколько раз, а цены компании на акции остались относительно стабильными. По результатам после кризисного анкетирования 94 процента покупателей отметили, что компания "Пепси-Кола" достойна их доверия и сочувствия. То есть руководители сумели использовать негативную кризисную ситуацию в качестве позитивного фактора для своего дальнейшего роста и развития.

КРИЗИС - КАК СОСТОЯНИЕ ВЫБОРА 

Любопытна точка зрения на кризисные ситуации, связанная с теорией открытых систем или нелинейной динамики, которая сегодня все больше и больше начинает влиять на мировоззрение и стратегию развития человечества.

Долгое время открытые системы не изучались в рамках классической парадигмы науки по причине их неустойчивости, несмотря на то, что большинство физических процессов протекает именно в системах открытого типа. Главное свойство открытых систем - их способность к самоорганизации на основе активного обмена с окружающей средой - энергией, веществом, информацией.

Любая открытая система демонстрирует в своем развитии две модели поведения, которые сменяют друг друга. Первая - это линейная или эволюционная фаза, когда развитие системы происходит в уже установившемся режиме, являясь относительно детерминированным и предсказуемым ее ближайшим прошлым.

Вторая фаза связана с тем, что на определенном этапе система начинает раскачиваться относительно своей оси, находясь, согласно определению "открытости", в постоянном взаимодействии с окружающей средой, воспринимая ее сигналы и отвечая на них. В этот момент состояние системы становится неустойчивым, она входит в нелинейную, непредсказуемую, бифуркационную фазу своего развития (бифуркация - раздвоение, разделение, разветвление), иначе говоря, в стадию многовариантности выбора своего дальнейшего пути. Не случайно теория бифуркаций называется также теорией ветвления.

Реакция системы на внешние воздействия, необходимо раскачивающие систему, с той же самой необходимостью предполагает определенные затраты энергии и вещества на поддержание внутреннего равновесия системы. Когда эти затраты занимают уже достаточно значительную часть в общем объеме энергии, система начинает изменяться, переходить в качественно иное состояние, обеспечивающее наибольший приток энергии, информации и вещества из внешней среды.

Данное видоизменение может происходить как по пути дальнейшего усложнения системы, так и в направлении предельного упрощения ее структуры. Если первый вариант мы можем охарактеризовать как выход системы на новый, качественно более высокий уровень, то второй - как "тепловую смерть". Например, период неустойчивости в жизни общества завершается либо деградацией системы (когда само ее существование не поддерживается возможностью получения соответствующего объема энергии, вещества и информации) или формированием более сложных, "щадящих" механизмов, позволяющих достигать полезного результата с меньшим разрушением природной и социальной среды.

С точки зрения теории открытых систем кризис - это критическое состояние системы, точка бифуркации или точка разветвления, когда развивающаяся система находится на грани устойчивости и имеет шанс эффективно приспособиться к быстро изменяющимся условиям внешней среды. Это момент выбора системой ее дальнейшего пути, состояние многовариантности предстоящего развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Все вышеизложенное, естественно, интересует нас, в первую очередь, в связи с адаптацией предприятия или организации к кризису. Кризисом для организации могут стать потеря потребителя или рынка сбыта, задержка поставок или банкротство поставщика, стихийно вспыхнувшая забастовка или ее угроза, крупный дефицит производимого продукта или его перепроизводство, установка нового технологического оборудования, неожиданный террористический акт на предприятии и проч. 

Для большинства кризисных ситуаций характерны общие проблемы (недостаток информации, эскалация событий, потеря контроля над ситуацией, возросшее внимание извне, паника и т.п.), зная которые, можно научиться ими управлять.

Сложность кризисной ситуации - в ее новизне, поскольку кризис - это всегда новые обстоятельства, к которым люди, как правило, не готовы. Однако кризис перестает быть шокирующей неожиданностью и теряет свою новизну в том случае, если мы способны его предсказать - иначе говоря, спрогнозировать. Руководителю важно предвидеть надвигающиеся проблемы и осуществлять именно предкризисное планирование, а не кризисное или посткризисное. 

Следовательно, проблема не столько в том, чтобы не допустить или ликвидировать кризисную ситуацию, а в том, чтобы уметь ее спрогнозировать, научиться управлять кризисом как процессом, видеть его в перспективе, овладеть методиками адаптации к кризису и достойно выйти из него, а, может быть, как говорилось выше, использовать его в своих целях.

Любая организация как открытая система существует в постоянном взаимодействии с окружающей средой, активно обмениваясь с ней энергией, веществом, информацией и подвергаясь постоянной "бомбардировке" извне. Именно в связи с этим исключительно важен процесс сбора информации: для описания внешних, значимых воздействий, того положительного или отрицательного заряда, который они в себе несут, а также ответной реакции на эти воздействия со стороны организации (содействовать или противодействовать).

Поле деятельности организации - рынок - тоже однозначно нелинейная, постоянно изменяющаяся система со своими точками бифуркации и многовариантностью развития в зависимости от различных событий и обстоятельств внешней среды, иначе говоря, от состояния атрибутов объектов рынка (куда входят банки, поставщики, покупатели, фирмы, налоговые инспекции и т.д.) и взаимоотношений (коммуникаций) между ними.

Постоянно изучая атрибуты объектов рынка, собирая и накапливая информацию о них и выявляя факторы, которые влияют на поведение нелинейной системы под названием "организация", мы получаем возможность делать на этой основе вероятностные прогнозы состояния и развития как отдельных атрибутов объектов рынка (внешней среды), так и данных систем в целом (организации и рынка). Организация должна знать, что будет происходить с рынком завтра и уже сегодня делать то, что обеспечит ей выживание в будущем.

Кстати говоря, подобный подход вероятностного моделирования будущего развития системы на основании изучения атрибутов объектов данной системы применим в любой сфере, будь то коммерция, банковская деятельность, политика или культура - достаточно владеть инструментарием и навыками подобного анализа.

Проблема заключается еще и в том, что современная теория отечественного менеджмента базируется, к сожалению, на целой серии стереотипов, которые механически рассматривают нелинейные, открытые системы с точки зрения законов развития линейных систем, подразумевая закономерность и предсказуемость причинно-следственных связей в их развитии.

Теория бифуркаций или теория ветвления открывает, на наш взгляд, новые подходы в области управления: выяснив общие закономерности в поведении нелинейных систем, освоив общность описания различных явлений, мы получаем возможность строить простейшие модели, наиболее ярко и наглядно отражающие сущность описываемых процессов. Из этих простейших, базовых моделей можно, как из кубиков, строить модели конкретных систем и процессов, внося необходимые уточнения.

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЯ 

Кризис открытой системы под названием "рынок" - это, как правило, быстрое, скачкообразное изменение системы, переход из одного качественного состояния в другое. Как свидетельствует опыт, большинство организаций, следуя за ситуацией, в то же время не поспевают за ней: рынок уже находится, условно говоря, в состоянии Б, а некая организация - все еще в состоянии А. Состояние же предприятия должно максимально соответствовать состоянию рынка, быть адекватным ему. Образно можно представить такую успешно работающую организацию как поплавок, который держится на поверхности бушующего моря. Вместе с волной он то поднимается вверх, то опускается вниз. 

В условиях быстро меняющегося рынка резко возрастают и требования к руководителю организации, команде менеджеров. Им важно увеличить скорость принятия решений, научиться делать высокоточные прогнозы развития систем и событий. Требуемую точность решений можно сравнить с точностью боевого оружия, определяющим свойством которого является не столько мощность, сколько именно точность попадания в цель.

Причем качество решений современного руководителя на 90 процентов определяет даже не компетентность и не профессионализм, а оперативность и точность поступающей к нему исходной информации. Вливание информации из внешней и внутренней среды происходит ежедневно и ежечасно, информационный поток увеличивается лавинообразно и подчас кажется совершенно необрабатываемым.

Поэтому первостепенное значение приобретает сбор и передача информации от источника к преемнику (источник и приемник - люди) без искажения или конгруэнтность (совпадение) информации.

Дело в том, что направленная информация зачастую не совпадает с информацией принятой. Существует, конечно, зона попадания (направлено и принято), но, помимо этого, обычно остается часть сигнала, не дошедшая до получателя (направлено, но не принято), и самая таинственная часть - что-то доходит до получателя, не будучи на него направленным.

Устранению указанных разрывов в информационной цепочке способствуют: сокращение этой цепочки, создание механизмов обратной связи, преодоление эмоциональных фильтров восприятия, учет уровней компетентности, овладение техниками активного слушания, приемами мета-моделирования и невербальной коммуникации и др. Каждая методика достойна отдельного, более обстоятельного и более детального разговора.

Проблему кризисного управления, на наш взгляд, просто невозможно охватить в рамках отдельной статьи, мы лишь обозначили свой подход к этому вопросу. Тема представляет несомненный интерес для управленческого персонала любого уровня, начиная с руководителей организаций и промышленных предприятий и заканчивая представителями властных структур.



Опубликовано: 09.11.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования