1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Антикризисное управление3


2-4. Нормативно-правовое регулирование антикризисного управления в России и за рубежом, предусмотренное законодательством о несостоятельности

Российское законодательство о несостоятельности (в том числе Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») создавалось с учетом зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Обусловлено это тем, что зарубежное законодательство о несостоятельности имеет более глубокие корни и давнюю историю.

Разумеется, не все нормы и положения могли быть восприняты российскими законодателями в силу особенностей экономического развития России. Однако разнообразие концепций законодательства о несостоятельности, принятых в разных странах, позволило создателям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» выбрать те их положения, которые в наибольшей степени отвечали основной цели закона — повышение эффективности экономических отношений.

Законодательство Италии о несостоятельности, и в частности нормы о процедурах восстановления платежеспособности должников, хотелось бы рассмотреть в настоящем исследовании в связи с тем, что Италия является государством, на территории которого зародились первые отношения по поводу несостоятельности и были предприняты первые попытки их правового регулирования.

Законодательства Франции и США о несостоятельности представляют интерес с той точки зрения, что в них уделяется большое внимание нормам, реализация которых в процессе несостоятельности позволяет сохранить должника, восстановить его бизнес и создать предпосылки по продолжению хозяйственной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование антикризисного уп- равления в Италии

Небольшой экскурс в историю итальянского конкурсного процесса позволяет понять современные методы правового регулирования процедуры несостоятельности в Италии.

В Средние века торговые отношения между итальянскими городами достигли высокой степени развития. Однако политическая раздробленность создавала много проблем в таких случаях, как, например, уклонение должника от исполнения своих обязательств перед кредиторами. Подобные обстоятельства способствовали быстрому развитию конкурсного процесса. Нормы конкурсного права содержались в статутах итальянских городов, которые со временем обособлялись в особые отделы, посвященные конкурсному праву.

Несостоятельных должников называли чаще всего fuggitivi (бегущий, убегающий), что было связано с частым бегством должников от своих кредиторов. В большинстве городов конкурсное производство применялось только к купцам и банкирам, остальным сословиям предоставлялись отсрочки погашения долгов. Однако статуты Венеции и Генуи не проводили различий между представителями разных сословий. Разнообразными были правила конкурсного производства в отношении иностранцев: от более строгих мер по сравнению с мерами, применяемыми к своим гражданам, до полной невозможности конкурсного производства.

Дела о несостоятельности рассматривались особыми судами, деятельности которых итальянское средневековое право уделяло гораздо больше внимания по сравнению с римским правом.

Итальянское право предусматривало суровые личные последствия для должников. Такое отношение объяснялось господствовавшим взглядом на несостоятельных должников как на лиц, пытающихся обманным путем освободиться от долгов. Вместе с тем итальянские юристы признавали, что несостоятельность может наступить и без злого умысла должника. Требования о признании должника несостоятельным могли заявить сам должник, его кредиторы или суд, что случалось достаточно редко. В первом случае должник был обязан немедленно представить все свои книги, письма, инвентарь и баланс. Кредиторы, предъявляющие требования об открытии конкурсного производства, должны были доказать обоснованность своих прав, а также наличие неоплаты или других признаков, предусмотренных некоторыми статутами: безвыходное пребывание должника в собственном доме в течение 3 дней, закрытие торгового заведения в течение 3 будничных дней без объявления причин. При принятии требования кредитора должник вызывался в суд, а в случае уклонения заключался в тюрьму. Имущество должника, его книги и корреспонденция подлежали аресту. Затем следовало объявление его несостоятельным. В установленный срок остальные кредиторы должны были явиться в суд и заявить свои требования. Из числа кредиторов избирался особый комитет (capi di creditori, sindaci). Средневековое итальянское право предусматривало возможность заключения мировой сделки. Статуты разных городов содержали различные нормы, например по сроку, до истечения которого можно было заключить мировую сделку, по большинству кредиторов, необходимому для силы сделки.

Первым образцом систематизации норм конкурсного права стали Statuta et decreta communis Genuae, изданные в Генуе в 1498 г. «Постановляемъ на случай, если кто станет несостоятельнымъ или скроется, а долг его будет свыше 50 лиръ, назначать конкурсъ в описанном ниже порядке---» [65].

Современными источниками регулирования процедуры несостоятельности в Италии являются Декрет от 16 марта 1942 г№ 267 о несостоятельности, предварительном урегулировании, конкурсном управлении и о ликвидации предприятия по решению органа государственной власти и Декрет-закон от 30 января 1989 г. № 26 о процедуре чрезвычайного управления.

Аналогом внешнего управления, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в итальянском законодательстве является контролируемое управление.

Предприятие или предприниматель, испытывающие временные финансовые трудности, может обратиться в суд с ходатайством об открытии процедуры контролируемого управления с целью восстановления экономической деятельности. Ходатайство подается в суд по месту нахождения должника, в нем указываются причины неплатежеспособности, доказательства того, что существует реальная возможность возврата долгов, которые смогли бы удовлетворить суд, а также прикладываются бухгалтерские документы и списки кредиторов.

Контролируемое управление заключается в управлении имуществом в интересах кредиторов, предполагающее введение моратория на период не более двух лет, в течение которого кредиторы не могут требовать от предприятия уплаты долгов.

После принятия положительного решения в отношении процедуры контролируемого управления (которое не подлежит обжалованию) суд назначает судебного комиссара и внешнего управляющего. В течение восьми дней предприятие должно произвести оплату оценочных расходов, связанных с контролируемым управлением. Суд также созывает собрание кредиторов (в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения).

Контролируемое управление подлежит утверждению собранием кредиторов. Решение принимается простым большинством голосов всех кредиторов с точки зрения объема задолженности. В случае положительного решения суд назначает комитет кредиторов, который оказывает содействие судебному комиссару в проведении мероприятий, связанных с управлением предприятием.

Руководство предприятия продолжает управление делами предприятия в обычном порядке, но суд может постановить, чтобы управление делами осуществлялось внешним управляющим. В то время, пока руководство продолжает осуществлять управление деятельностью предприятия, внешний управляющий анализирует состояние дел и представляет отчет судебному комиссару. Если предприятие намерено реализовать часть своих активов помимо реализуемых в рамках обычной предпринимательской и торговой деятельности, необходимо получить согласие суда.

Судебный комиссар каждые два месяца докладывает уполномоченному судье о положении дел на предприятии. В случае если должник в состоянии исполнить свои обязательства перед кредиторами, он может ходатайствовать о досрочном прекращении процедуры контролируемого управления.

Если комитет кредиторов сообщает уполномоченному судье о фактах, свидетельствующих о невозможности продолжения процедуры контролируемого управления, уполномоченный судья вправе ходатайствовать перед судом об объявлении должника несостоятельным. Вместе с тем должник может обратиться в суд с проектом компромиссного соглашения (мировой сделки).

Признание должника несостоятельным осуществляется также и в случае, когда по истечении срока контролируемого управления он не в состоянии исполнить свои обязательства.

По мнению специалистов, процедура контролируемого управления редко бывает успешной. Попытки спасти предприятие в рамках контролируемого управления могут нанести дальнейший вред предприятию, что не позволит воспользоваться процедурой компромиссного соглашения.

Нормативно-правовое регулирование антикризисного управления во Франции

Французская концепция законодательства о несостоятельности известна своей «продолжниковской» направленностью. Приоритетными задачами законодательства являются сохранение предприятия и рабочих мест.

Основными нормативными актами в области несостоятельности являются Закон № 85–98 от 25 января 1985 г. о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке и Закон № 85–99 от 25 апреля 1985 г. о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий, которые стали результатом проведения крупномасштабной реформы законодательства о несостоятельности [67].

В 1994 г. в правовом регулировании несостоятельности произошли изменения: законом № 94-475 от 10 июня 1994 г. в нормативные акты были внесены поправки, согласно которым процедуры несостоятельности теперь применимы к коммерсантам, ремесленникам, лицам, занятым в сельском хозяйстве, и к любым юридическим лицам частного права. Указанные поправки также немного усилили защиту прав кредиторов.

Процедура банкротства начинается с введения наблюдения, назначения администратора, однако должник может продолжать самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом.

Практика применения дореформенного законодательства о несостоятельности показала, что восстановить платежеспособность с помощью использования процедуры судебного восстановления удалось очень немногим должникам: почти в 97% случаев производство по делу заканчивалось ликвидацией имущества.

Проводимое на основании соглашения должника и кредиторов восстановление предприятия предполагало предварительное удовлетворение требований государства и осуществление капиталовложений. Кроме того, французское законодательство отличается своим жестким отношением к кредиторам. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты (за исключением договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на один год). За счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление должником, предметы обеспечения могут предоставляться администратором с разрешения суда в качестве обеспечения новых займов, которые имеют более высокий приоритет.

Если соглашение о выплате долгов между должником и кредиторами не достигается, суд утверждает подготовленный администратором план восстановления предприятия.

Выслушав администратора, представителей должника, кредиторов и трудового коллектива, суд может принять решение об утверждении плана восстановления или о ликвидации предприятия. В плане указываются лица, на которых возлагается его осуществление, а также пределы полномочий этих лиц. План должен содержать меры по поддержанию и финансированию должника, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.

Суд может также принять решение об уступке предприятия (полной или частичной). Предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс. Цессионарий до полной оплаты стоимости имущества не вправе каким-либо образом распоряжаться им. В результате цессионарий получает активы должника, освобожденные от обязательств перед кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет вырученной суммы. В первую очередь удовлетворяются требования по заработной плате, затем требования по возмещению расходов по продолжению деятельности предприятия. Далее идут обеспеченные кредиторы, пособия руководителю должника и оставшиеся средства распределяются пропорционально среди необеспеченных кредиторов.

Таким образом, можно сделать вывод, что французское законодательство о несостоятельности, несмотря на поправки 1994 г-, осталось на позиции максимальной защиты интересов должника, что ослабляет кредиторов и не позволяет процедурам банкротства оказывать положительное влияние на развитие экономической системы.

Нормативно-правовое регулирование антикризисного управления в США

Вопросы несостоятельности и банкротства в законодательстве США регулируются в целом федеральным законодательством.

Отдельные проблемы регулируются законодательством штатов.

В настоящее время действуют Закон № 95-598 о банкротствах и несостоятельности, принятый Конгрессом США 6 ноября 1978 г-, и вступивший в силу 1 октября 1979 г. Bankruptcy Code (Кодекс о банкротстве) [72]. Кодекс содержит нормы, регулирующие как процедуру ликвидации предприятия вследствие его несостоятельности (bankruptcy liquidation), так и случаи возможной реорганизации в сфере финансов или так называемой финансовой реабилитации (финансового восстановления) предприятия (finanсial reabilitation). Основным отличием Кодекса является расширенный круг субъектов несостоятельности. Так, например, под действие Кодекса подпадают страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы, в то время как действие Закона на них не распространяется. Кроме того, процедурные вопросы регулируются Правилами о несостоятельности, которые издаются Верховным судом США.

Как известно, в Соединенных Штатах существуют федеральные судебные органы и судебные органы штатов. Особенностью судебной системы США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые составляют часть федеральной судебной системы. Все вопросы банкротства выносятся на рассмотрение специальных судебных органов, которые не рассматривают другие вопросы. Судьи по вопросам банкротства рассматривают только дела о банкротстве и в других судебных заседаниях участия не принимают.

Субъектами несостоятельности могут быть физические лица, корпорации и товарищества.

Производство по делу о несостоятельности может начаться по ходатайству как кредиторов, так и должника. Большинство дел начинается по ходатайству кредиторов. Минимальная сумма долга, при которой возможна подача ходатайства, составляет 5 тыс. долл.

Должник может обратиться в суд с соответствующим ходатайством в предвидении своего банкротства, осознавая, что не в состоянии погасить свои долги. После принятия судом такого ходатайства в отношении имущества должника устанавливается иммунитет (американцы часто говорят в этом случае, что предприятие «обратилось в суд за защитой от банкротства» и называют это автоматической остановкой). Кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо индивидуальные действия против предприятия или его имущества, и все судебные производства в отношении должника автоматически приостанавливаются. На имущество предприятия не может быть наложен арест.

Эта процедура имеет важное значение, так как не дает возможности одним кредиторам получить преимущества перед другими и позволяет руководству продолжить работу предприятия, не испытывая давления со стороны кредиторов, а также вести поиск путей решения финансовых проблем предприятия.

Для обеспечения сохранности имущества должника суд может вынести охранный приказ и назначить временного управляющего (куратора), который осуществляет определенные действия от имени должника.

Ходатайство о проведении процедур оздоровления несостоятельного предприятия в соответствии с законом может быть подано должником. Если кредиторы обращаются с просьбой о ликвидации предприятия, то должник может обратиться с просьбой рассматривать дело с точки зрения процедур оздоровления предприятия.

Причина предпочтения должниками оздоровительных процедур проста: заявление о применении оздоровительных процедур позволяет сохранить репутацию должника. Однако судьи и адвокаты, специализирующиеся в проведении оздоровительных процедур, признают, что достаточно редко предприятиям удается восстановить платежеспособность и их ждут процедуры ликвидации.

Подача заявления о применении процедуры оздоровления не означает, что руководители предприятия теряют над ним контроль. В абсолютном большинстве случаев лица, которые управляли предприятием до наступления банкротства, продолжают контролировать предприятие на протяжении процедур банкротства.

Для осуществления оздоровительных процедур составляется план оздоровления, который предлагается самим должником либо любым из кредиторов. В течение первых 120 дней с момента возбуждения процедуры только должник имеет право представлять план оздоровления. В дальнейшем должник также может предложить свой план, однако он уже будет конкурировать с планом, предлагаемым кредиторами.

План должен предусматривать мероприятия, реализация которых будет удовлетворять кредиторов и позволит должнику осуществлять в дальнейшем свою деятельность. Это может быть: получение кредиторами акций должника на всю сумму или часть суммы задолженности перед ними; продажа определенной части активов должника для того, чтобы произвести частичное погашение долгов; погашение задолженности частями либо частичное погашение (освобождение от остальных долгов); обмен кредиторами своих требований на долговые обязательства с выплатой процента в будущем; отказ кредиторов от требований, с тем чтобы позволить должнику получить дополнительное финансирование.

План оздоровления должен быть утвержден кредиторами. Недостатком реализации плана оздоровления должника является то, что, как правило, ею занимается прежнее руководство должника и лишь в некоторых случаях может быть назначен куратор, который осуществляет контроль за действиями руководства должника.

Одним из способов избежания объявления должника несостоятельным является назначение администратора доходов. Он назначается по заявлению кредитора, который должен осуществлять свою деятельность в ином штате, чем тот, где находится большая часть имущества должника. Администратор управляет имуществом должника, осуществляет все необходимые действия по финансовому оздоровлению должника и из полученных доходов погашает долги. В этот период кредиторы не вправе предъявлять должнику свои требования вне процедуры. Администратор имеет статус судебного служащего и может быть смещен только судом. После удовлетворения требований права по управлению имуществом возвращаются должнику.

Как справедливо указывает в своей работе В-В. Степанов [49], концепция Кодекса о банкротстве предназначена для использования в условиях развитой экономики, при этом в Кодекс необходимо внести изменения, которые предусматривали бы усиление роли кредиторов и ограничивали бы возможности должника по затягиванию процедур.

Нормативно-правовое регулирование антикризисного управления в России

С дореволюционных времен любое банкротство промышленного предприятия находилось под полным контролем государства, что имело целью охрану национальной промышленности.

Масштабная государственная поддержка крупных предприятий тяжелой промышленности дореволюционной России, проявлявшаяся прежде всего в кредитовании структурообразующих производств и в разработке законодательной базы антикризисного управления, способствовала расширению их производственных мощностей, а не вхождению предприятий в состояние кризиса.

Как правило, кредитный процесс на таких предприятиях организовывался царским правительством либо был подконтролен ему. В части антикризисного управления такая политика носила больше практико-экономическую, чем юридическую, направленность [15].

Целью антикризисного управления является устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране в настоящее время процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Понятно, что кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (т-е. как раз тот случай, когда стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость оборотных и внеоборотных активов).

Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то речь идет об обязанности, причем если такое заявление вовремя не предъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того, как это заявление должно быть подано, т-е. фактически по всем новым обязательствам, взятым на себя должником.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, вводимые в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия, как нельзя ближе соответствуют духу антикризисного управления. Ниже сделан анализ и выделены наиболее значимые факторы нового ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, согласно ст. 2 гл. I Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»:

·  «финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности».

Присутствует и жесткое ограничение по времени. Так п. 2 ст. 92 гл. V гласит: «Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года».

Таким образом, действия учредителей (участников) должника и административного управляющего в рамках процедуры финансового оздоровления можно рассматривать как антикризисное управление, так как в этом случае учредители (участники) должника в соответствии со ст. 84 гл. V готовят план финансового оздоровления с графиком погашения задолженности, а административный управляющий в соответствии со ст. 83 гл. V осуществляет контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов. В этом случае рассматривается вариант антикризисного управления совместно с собственниками должника под надзором административного управляющего;

·  «внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему».

В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие — вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия, успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением платежеспособности должника.

Присутствует и жесткое ограничение по времени — не более двух лет (п. 2 ст. 92 гл. V).

В этом случае внешний управляющий «не позднее чем через месяц с даты своего утверждения обязан разработать план внешнего управления» (п. 1 ст. 106 гл. VI).

Планом внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 106 гл. VI):

Соответственно все, что предусматривается планом внешнего управления по восстановлению платежеспособности должника, можно рассматривать как антикризисную программу действий, разрабатываемую и осуществляемую внешним управляющим (антикризисным управляющим).

Рассмотрим остальные судебные процедуры банкротства:

·  «наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с целью обеспечения сохранности имущества должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов».

Фактически это вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника, провести анализ финансового состояния должника и выработать рекомендации для решения арбитражного суда о возможности санации предприятия;

·  «конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов».

На этой стадии, понятно, уже не может идти речи о восстановлении платежеспособности должника, вследствие этой процедуры предприятие, как правило, ликвидируется.

Необходимо отметить, что антикризисное управление может происходить и вне рамок процедур банкротства предприятия. Тем более что и закон о банкротстве допускает возможность проведения так называемой досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с так называемой судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия с целью избежания процедур банкротства, так как в этом случае они зачастую теряют контроль над предприятием, а процедуры финансового оздоровления и внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

И, наконец, мировое соглашение — это договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником.

Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

Мировое соглашение может содержать условия об:

Можно сказать, что заключение мирового соглашения — это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

Рассмотрим некоторую статистику арбитражных дел о банкротстве

В 1996 г. в арбитражные суды поступило 3740 заявлений о признании должников банкротами, в 1997 г. — 5687, в 1998 г. их количество возросло до 12 781 и стабилизировалось примерно на уровне 12 000 заявлений в год. К сожалению, только около 20% предприятий признаются после процедуры наблюдения способными восстановить свою платежеспособность в рамках процедуры внешнего управления. Остальные же предприятия скорее всего будут ликвидированы в рамках процедуры конкурсного производства. Однако введение внешнего управления еще не гарантирует предприятию, что оно останется на плаву. Согласно статистическим данным из 2001 дела, по которым в отчетном периоде проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 69 случаях (3,4%) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника. В остальных случаях приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Однако эта статистика свидетельствует не о неэффективности проводимых процедур реорганизации, а скорее о недостатке квалифицированных кадров для их реализации. В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиться только всесторонне подготовленные менеджеры-новаторы, поскольку в каждом конкретном случае необходимы нестандартные, инновационные решения.

Рассмотрим, к каким последствиям ведет процедура внешнего управления.

Согласно ст. 94 гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» «С даты введения внешнего управления:

Прокомментируем эту статью. Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство предприятия отстраняется, а все полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, потому что, несмотря на то что существует множество причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят прямо или косвенно по вине их руководства.

Особенно это верно в России, где часто встречаются такие нарушения законодательства, как преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Администрация предприятия создает на своей базе несколько юридически самостоятельных ЗАО, ООО и т-п-, выделив их из состава предприятия и поставив во главе этих предприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с «прародителем» начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья или реализовывать готовую продукцию.

С точки зрения здравого смысла предприятие осуществляет странные действия: приобретает необходимые ему материалы не напрямую у изготовителей, а через эти фирмы-посредники и по более высоким ценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходу руководителей обеспечена, сам же «прародитель» влезает в долги к своим дочерним фирмам, и его совладельцы — акционеры (часто — трудовой коллектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрации состоят в том, чтобы довести предприятие до критического финансового состояния, превратить в банкрота и купить его через одну из своих коммерческих фирм.

Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворения своих требований. Это также необходимо, так как зачастую именно эти аресты и усугубляют положение предприятия. Так, стоит только предприятию просрочить свои платежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать его счета и имущество, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются, в результате ситуация становится безвыходной.

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему «передышку» для финансового оздоровления предприятия.

Статья 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывает условия моратория.

Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Во-вторых, в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В мировой практике существуют несколько концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме. В нашей стране это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое висит на предприятиях и значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Это естественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции.

Наш закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

Рассмотрим, как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления.

Согласно п-1 ст. 99 гл. VI с момента своего назначения внешний управляющий вправе:

Право самостоятельно распоряжаться имуществом должника закрепляет переход управления имуществом должника к внешнему управляющему, т-е. внешнему управляющему дано право «нормального» управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т-е. внешнему управляющему даются права на осуществление антикризисного управления.

Мировое соглашение может быть заключено в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризацию своих долгов (прекращение долга выплатой его части, переоформление долга на других условиях (новация), прощение долга).

Согласно п. 2 ст. 99 гл. VI с момента своего назначения внешний управляющий обязан:

С учетом того, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был разработан в 1992 г-, с момента его введения законодатели на основе опыта применения данного закона на практике дорабатывали его с точки зрения максимальной защиты интересов государства в данной процедуре и баланса интересов собственников должника и кредиторов. Со времени принятия закон дорабатывался дважды: в 1997 и 2002 гг. Проведен анализ наиболее значимых факторов (особенностей) нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г-, которые отличают его от предыдущего закона от 10 декабря 1997 г-:

1.      Расширен круг субъектов, на которых распространяется действие закона, — теперь это все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных движений.

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования