1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Кризис организации, как шанс нового развития


 


 

 

"... из кризиса можно и нужно извлекать выгоду. Достаточно внимательно посмотреть вокруг, чтобы убедиться: в любой сфере деятельности найдется человек (компания), встретивший неприятности с высоко поднятой головой и сумевший победить трудности. В чем же секрет успеха?

Во-первых, оставайтесь оптимистами, не опускайте рук. И не бездействуйте, даже если кризис не затронул напрямую вас или вашу фирму. К сожалению. в таких ситуациях большинство компаний предпочитает быть «тише воды, ниже травы», если проблемы не коснулись непосредственно их бренда.

Не так давно в России разразился скандал, связанный с генно-модифицированным детским питанием. На это отреагировали только компании, обвиненные в изготовлении «модифицированного» продукта: они делали многократные заявления, что их продукция соответствует всем российским и международным нормам и безопасна для детей. Остальные компании отрасли бездействовали. А между тем это был счастливый случай рассказать миллионам родителей о достоинствах своих марок детского питания. Производитель, который акцентировал бы внимание на том, что в его продукции модифицированные на генетическом уровне компоненты не превышают допустимую норму или отсутствуют, получил бы существенный рост продаж. [...]

Во-вторых, готовьтесь к неприятностям заранее. Если в отрасли наступил кризис, компании, как правило, думают не столько о том, чтобы извлечь выгоду из создавшегося положения, сколько о том, как бы их не коснулись проблемы. Управлять кризисной ситуацией способен лишь тот, кто ее предусмотрел. Как считают PR-специалисты, в небольших фирмах целесообразно иметь хотя бы одного сотрудника, а в каждой крупной компании — формировать команды, которые заранее обдумывали бы потенциальные кризисы и готовили материалы для прессы на случай обострения проблемы. Предприятие, не предвидевшее сложные обстоятельства, обычно впадает в панику: начинаются бесчисленные мозговые штурмы и ночные совещания, сотрудники мечутся и подыскивают другое место работы. Компания, предполагавшая подобное развитие событий, напротив, не меняет обычного ритма и просчитывает варианты, помогающие с максимальной пользой разрешить проблемы.

В-третьих, не теряйте попусту время. Извлечь пользу из кризиса можно, только предприняв оперативные и решительные действия: необходимо быстро генерировать идеи и воплощать их в жизнь. В ходе «кризиса доверия», разразившегося летом 2004 года, активность многих российских банков показала, что памятный 1998-й кое-чему научил наших банкиров: стабильные игроки поглощали пошатнувшихся, появлялись новые и в некоторых случаях оригинальные способы привлечения клиентов. Так, спустя буквально несколько недель после возникновения проблем с ликвидностью у первых банков — «Кредиттраста» и «Диалог-Оптима» — МДМ-Банк объявил о весьма своевременной инициативе. В своих отделениях он стал выдавать наличные средства владельцам пластиковых карт любых банков. А вскоре после появления первых затруднений у «Гута Банка», ввел услугу по обмену его карточек на свои. Инициативу подхватили и другие банковские учреждения, что позволило им за первые две недели обмена карт значительно расширить клиентскую базу.

Впрочем, обычно воспользоваться чрезвычайной ситуацией на рынке могут не слишком большие компании, в которых решения принимаются безотлагательно, без бюрократических препон, свойственных крупным корпорациям.

В-четвертых, используйте любую возможность для того, чтобы развиваться. Мероприятия, проводимые в тяжелое для отрасли время и способствующие повышению эффективности работы компании, могут в будущем дать колоссальный результат.

Проиллюстрируем это еще на одном примере, связанном с кризисом 1998 года. Тогда большинство западных компаний ушло с российского рынка. Но панике поддались не все. Так, эксперты и менеджеры одной компании, ныне работающей в составе корпорации HP, оценив ситуацию, пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе российский рынок сократится не более чем наполовину. Это означало: необходимо разработать мощную маркетинговую стратегию, нацеленную на продвижение своего бренда и устранение конкурентов. Задача состояла в том, чтобы максимально поддерживать дистрибьюторов, не позволяя им уйти с рынка, и с их помощью увеличивать продажи в регионах. Дилеры могли вернуть на склады товар, который не пользовался спросом, или получить отсрочку платежей. Одновременно компания выпустила новый ПК, а представители московского офиса и дистрибьюторы ездили по всей России, представляя новый продукт. Модель, предложенная по невысокой цене, быстро завоевала большую популярность. К тому же среди покупателей нового ПК разыгрывали солидные призы: автомобиль, бытовую технику. Для корпоративных клиентов была разработана специальная программа — представители компании приезжали на предприятия и подробно рассказывали о своих дальнейших планах на российском рынке. В результате рост продаж оказался таким, словно никакого кризиса и не произошло. «То, что в обычной жизни требует двух миллионов, в кризисный период можно сделать всего за двести тысяч», — считают профессионалы PR.

В-пятых, для достижения положительных результатов в период кризиса следует выявить слабые места конкурентов и показать потребителям, что у вашей компании все в порядке.

Во время банковского «кризиса доверия», произошедшего летом 2004 года, один из банков разместил на улицах Москвы рекламные щиты со своим новым слоганом, сообщавшим: это банк со 100%-ным иностранным капиталом. После проблем, возникших у некоторых российских" банков, популярность частных отечественных кредитных учреждений упала, в то время как иностранных и государственных — существенно выросла. Поэтому новый слоган пришелся весьма кстати.

На цветочном рынке многие компании также не преминули воспользоваться ажиотажем, возникшим в связи с запретом поставок из Голландии. Например, одна израильская фирма, специализирующаяся на ввозе цветочной продукции в Россию, не только увеличила объем продаж, но и ввела новую позицию — экзотические растения. Раньше такие растения не могли конкурировать по цене с привезенными из Голландии. Но когда в России возник дефицит подобных товаров, любая компания, предлагавшая экзотику (пусть и по более высокой цене), выигрывала.

В-шестых, не бойтесь нововведений. Критическое положение в отрасли может минимально затронуть компанию, которая сумеет предоставить новые, необходимые в данный момент продукты или услуги. Летом 2004 года, в самый разгар «кризиса доверия», один из банков разработал калькулятор надежности — программу, позволяющую сравнивать показатели банков с нормативами, установленными Центральным банком РФ, и способную ответить на актуальный вопрос тех дней: «Какой банк следующий?» Калькулятор разместили на сайте банка, и за первые три недели программой воспользовались 17,5 тыс. человек. Таким образом, банк убил двух зайцев: продемонстрировал своим клиентам готовность открыто обсуждать собственное финансовое состояние и дал понять остальным, что не боится кризиса и готов помочь людям выбрать банк, безопасный для их вложений".
 



Опубликовано: 01.11.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования