1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Due diligence. Риски при купле-продаже бизнеса


 

 

 

 

При покупке бизнеса покупатель всегда проводит всестороннюю проверку приобретаемой организации. Основной причиной возникновения рисков сторон сделок является отсутствие информации (полной и(или) достоверной) о приобретаемом активе и неправильное структурирование сделки по приобретению бизнеса.

 

Глава из книги "Покупка и продажа бизнеса. Российская практика"
Издательство "
Вершина", 2006

Диагностика материальных активов 

В отношении покупаемого бизнеса разумно проводить несколько проверок. Одна из них ориентирована на то, чтобы узнать, с кем надо работать. Причем продавцу необходимо проверить покупателя на благонадежность.

Покупателя, кроме надежности продавца, будет интересовать получение информации, которую продавец ему никогда не представит и которую не сможет выявить анализ бизнеса (due diligence), проводимый уже перед структурированием сделки. Цель этой проверки — узнать, насколько новый партнер надежен, можно ли верить его доводам, цифрам, документам. К тому же такая проверка является хорошим поводом получить дополнительные сведения, которые сыграют немаловажную роль в процессе переговоров и в установлении цены сделки.

Возможные виды собираемой информации:

Экспертное мнение

Руководитель предприятия как заказчик информации должен назвать конкретные параметры, которые ему необходимо знать и по которым он может принять решение о дальнейшем сотрудничестве с фирмой N (Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. "Корпоративная разведка").

Эксклюзивное мнение эксперта:

И. Ю. Нежданов, эксперт по деловой разведке и безопасности бизнеса

При проверке благонадежности юридического лица важно выявить следующие факторы:

Работу по сбору информации о благонадежности организации желательно систематизировать (табл. 2).

Таблица 2. Систематизация получения информации о благонадежности организации

Вид

Источник

Содержание

Открытый источник

непосредственно организация

запрос учредительных документов, регистрационных свидетельств, лицензий, документов, подтверждающих право нахождения по данному адресу (договор купли-продажи недвижимости либо договор аренды помещения), последнего баланса

заполнение анкеты, вопросы в которой специально подобраны

регистрационные органы

запрос в регистрационный орган по месту нахождения организации, либо в торгово-промышленную палату субъекта Федерации

 

 

запрос в налоговую инспекцию по месту постановки на учет

запрос в фонды (социального страхования, пенсионный, медицинский) о постановке на учет

средства массовой информации

изучение прессы за определенный промежуток времени на предмет упоминания данной организации, лиц, ее возглавляющих либо учредивших

Иной источник

базы данных (МРП, ЕГТС, БТИ, ГИБДД)

сведения об организации, ее руководителях (работниках) и учредителях

правоохранительные органы

сведения об участии организации, ее руководителей либо учредителей в уголовных делах, арбитражных и гражданско-правовых судебных разбирательствах

детективные агентства

любые сведения

банк исследуемой организации

любые сведения

Использование оперативных методов

сотрудники организации

любые сведения

техническая разведка

любые сведения

косвенная информация

наружное наблюдение (активность работы, автотранспорт, заполненность склада)

посещение исследуемой организации под видом клиента, коммивояжера, проверяющего

Первый способ сбора информации. Им является подача запросов в органы государственной власти, которые обязаны вести информационные реестры. Обычно реестры носят открытый характер, но в ряде случаев организация может получить данные только о себе. Правда, при подаче запроса требуется заявление о выдаче информации с подписью директора и печатью. Однако государственному органу сверять подпись не с чем, а любую печать можно сделать по ее оттиску. Так что запрет на получение информации о другой организации можно легко обойти, хотя и не всегда законным способом.

Среди государственных органов, чьи реестры доступны, наиболее ценны сведения из налоговых и таможенных органов, Мосрегистрации.

Налоговые органы. Информацию о любом юридическом лице можно запросить из налогового органа. Согласно статье 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения и документы в едином государственном реестре юридических лиц являются открытыми и общедоступными. Выдаваться из реестра могут как выписки, так и копии соответствующих документов.

Не выдаются сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем паспорт, а также сведения о банковских счетах юридических лиц.

Согласно статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в реестре содержатся следующие сведения:

Мосрегистрация. Согласно пункту 4 статьи 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Она предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости. Выписки из единого государственного реестра прав содержат:

Существует множество реестров, которые носят отраслевой характер: реестр по кредитным учреждениям; по организациям розничной торговли; организациям, работающим в сфере ценных бумаг и т. д. Так, если организация осуществляет внешнеэкономическую деятельность, информация о ней содержится и у таможенных органов.

Таможенные органы. Согласно пункту 3 статьи 387 Таможенного кодекса РФ доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации могут получить любые организации, но лишь в отношении себя.

Таможенные органы накапливают информацию, включающую сведения:

Второй способ сбора информации. Это подача запроса от миноритарного акционера. Несмотря на то, что миноритарий может в дальнейшем и не участвовать в самой сделке по покупке бизнеса, привлечение его на свою сторону не вызывает сложностей. Тем более что самим миноритарным акционерам (если они вообще останутся после слияния или поглощения) выгодно наладить тесные отношения с будущим владельцем контрольного пакета.

Как правило, такие акционеры пассивны в деятельности общества. Существенно влиять на работу организации они не могут, а вот потребовать документы общества они вправе. Требовать предоставления документов могут также не сами акционеры, а их представители по доверенности. Таким образом, возможность получить вторым способом информацию становится для покупателя более доступной.

Акционер может узнать сведения из реестра акционеров, данные об эмитенте, его учредителях, о размере уставного капитала общества. Все это можно затребовать у реестродержателя, владея пакетом всего лишь от 1 % акций. Возможность использования миноритарием такого источника информации предоставлена нормой подпункта 7.9.1 "Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", утвежденного постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 года № 27.

Согласно пункту 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к следующим документам:

Единственным исключением по доступу к документам является ограничение возможности получения акционерами документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа. Такая возможность предоставляется лишь акционерам, имеющим в совокупности не менее 25 % голосующих акций общества.

Третий способ сбора информации. Еще одним источником информации являются данные, полученные от государственных органов после проведения внеочередных "заказных" проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и финансово-хозяйственных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом. В случае, если документы не предоставляются организацией добровольно, выемка документов производится принудительно. Причем если копий документов недостаточно или оригиналы могут быть уничтожены, скрыты или исправлены, налоговый орган может изъять подлинные документы (п. 8 ст. 94).

Еще одним видом получения документов может быть проверка милиции. Согласно пункту 4 статьи 11 Закона РФ "О милиции" ей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Контрольно-надзорные органы вправе получать от организаций информацию и документы в рамках возложенных на них обязанностей. Но в такой ситуации есть возможность противоборствовать такому получению документов.

Любая выемка должна производиться на основании мотивированного постановления должностного лица, учитывая то, что оно должно быть утверждено его руководителем (ст. 25 Закона "О милиции", ст. 94 НК РФ).

Сам объем выемки ограничен целью проводимой проверки. Могут быть изъяты только те документы, которые имеют к существу проверки непосредственное отношение. Таким образом, кроме документов, уполномочивающих государственные органы на производство выемки, изымаемые документы должны соответствовать существу проверки.

Четвертый способ сбора информации. Получить новые документы об организации можно в рамках судебного процесса. Причем нет необходимости участвовать в самом процессе, достаточно установить в нем связь с оппонентом. Факт наличия у организации спора — негативный фактор, связанный с риском. И с таким оппонентом все равно придется налаживать тесные контакты, чтобы риск должным образом оценить.

Если подать исковое заявление (пусть и по вымышленным основаниям), то можно легально истребовать через суд важные документы и информацию об организации. Это позволяют нормы пункта 2 статьи 57 ГПК и пункта 4 статьи 66 АПК. Для этого необходимо будет доказать, что документы не могут быть получены стороной по делу самостоятельно и они необходимы для рассмотрения дела в суде. Так, в судебном процессе можно получить полный реестр акционеров или последний бухгалтерский баланс.

Иные способы сбора информации. Есть еще несколько способов, которые могут помочь организации со сбором сведений о приобретаемом бизнесе и его владельце. Можно провести определенную работу с партнерами и контрагентами приобретаемой организации. Они могут предоставить как саму информацию, так и копии документов (договоров, счетов, платежных поручений и др.).

Продуктивным является запрос информации в коммерческие организации, которые специализируются на ведении собственных информационных реестров, при условии, что их выписки будут являться доказательствами и принимаются арбитражными судами. У них можно получить следующие сведения:

После получения независимой информации о бизнесе и его владельце можно понять, что же завернуто в красивый фантик и не промахнуться с выбором "конфеты". Ведь при подготовке бизнеса к продаже все "грязные" пятна подчищают и затирают, чтобы навести марафет. И перед серьезными переговорами необходимо четко представить предмет намечающейся сделки.

Канадская металлургическая компания Algoma Steel Inc. (провинция Онтарио) находится в состоянии переговоров с несколькими потенциальными покупателями. Компания пока не открывает имен потенциальных покупателей и уклоняется от подробных комментариев. Но она сообщила, что "в течение нескольких месяцев анализировала свое положение на рынке, свои возможности, включая возможные

Опубликовано: 30.10.2008

© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования