1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Новый закон о Лицензирование косметической продукции и парфюмерии


Казнить нельзя помиловать 

Можно ли принятием нескольких законов поставить на грань уничтожения вполне дееспособную отрасль? Наши законодатели доказывают, что да, это им вполне по силам. В последнее время ими были одобрены несколько законодательных актов. В частности, “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Принимая эти законы, законодатели, как всегда, преследовали благую цель - навести порядок в обороте алкогольной продукции, снизить употребление различных суррогатов. Последствия от последнего можно смело сравнить с эпидемией чумы в средневековых городах: только в 2001 году зафиксировано 37 200 случаев смертельных отравлений некачественным алкоголем, который в основном производится в подпольных условиях. В 1985 году в России было официально произведено 109 млн. мегалитров алкоголя, в 2000 году - 68,9 млн. мегалитров. А потребление алкоголя возросло на 15%.

Однако в угаре законотворчества депутаты проявили то ли небрежность, то ли некомпетентность. После принятия закона о лицензировании с 1 января под его действие попала и парфюмерно-косметическая продукция. Но самое удивительное, что произошло это исключительно по лингвистическим причинам. В свое время парфюмеры пробовали доказывать неправомерность включения своей отрасли в одну группу с производителями алкоголя. Даже обращались в институт русского языка, чтобы тот дал трактовку соответствующего абзаца закона, вплоть до учета запятых. Ученые ответили, что запятые в тексте расставлены так, что можно трактовать его смысл по-разному.

В законе написано: “Действие настоящего закона не распространяется на деятельность организаций, связанных с производством и оборотом лекарственных средств, а также аптечных учреждений, связанных с производством спирта, в том числе гомеопатических препаратов”. Здесь фраза должна быть закончена, считает секретарь Комитета по предпринимательству и аграрно-промышленной сфере ТПП РФ Владимир Цыганков. Но вместо точки законодатель поставил запятую и продолжил предложение. В итоге парфюмерно-косметическая продукция оказалась в списке изделий, которые не были выведены из-под действия этого закона. Хотя, как известно, аптеки у нас парфюмерию не производят. То есть если сформулировать этот абзац немного по-иному, то многие проблемы парфюмерной отрасли могут быть решены, полагает Владимир Цыганков.

Не использовать в пищевых целях

Когда удастся в тексте закона произвести необходимые лингвистические преобразования, пока совершенно неясно. Как неясно и то, успеют ли это сделать до того, как отрасль если не исчезнет совсем, то сильно сократится в своих объемах. Уже сейчас вступление в силу закона о лицензировании серьезно повлияло на ее работу. Введено лицензирование оптовой торговли. До 1 января 2005 года производители парфюмерно-косметической продукции хотя и получали лицензии, но сами лицензионные сборы не уплачивали. При этом сбор платится в размере 250 тыс. руб. для любого участника рынка вне зависимости от его оборота.

Еще одно нововведение иначе как абсурдным и нелепым назвать сложно. Теперь на упаковке любой парфюмерно-косметической продукции должна быть надпись: “Не использовать в пищевых целях”. Легко представить, какое впечатление будет производить она на покупателей, которые обнаружат ее на изысканной коробке духов. Разумеется, производители парфюмерии не собираются делать такие нелепые надписи. А это означает, что можно к любому магазину подгонять машину и конфисковать все продаваемые там товары, замечает директор Центрального научно-исследовательского института проблем денатурации Александр Петрыкин.

В конце 2005 года появилась еще одна поправка к закону. Теперь, согласно требованиям Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), в спиртосодержащей продукции необходимо определять количество спирта, за исключением тех изделий, перечень которых определяет правительство. Но пока парфюмерно-косметическая продукция в этот заветный список не попала. А это тем более необходимо, что, по утверждению Александра Петрыкина, не существует приборов, способных определить содержание спирта в готовой продукции. Даже хрономатограф может это сделать с поправкой плюс-минус 2%. А по существующим нормам спирт следует учитывать с точностью до 0,2%.

Акцизный пресс

Новое законодательство устанавливает повышенные ставки акцизов в размере 159 руб. за один литр безводного этилового спирта в готовой продукции, если содержание в ней спирта превышает 80%. Что это может означать для парфюмерной отрасли? Повсюду парфюмерия производится из денатурированного спирта, который либо целиком безакцизный, либо акциз на него очень невелик. Если же в России возобладает новая система, то весь спирт, который используется для парфюмерии, будет облагаться сбором. Это приведет к удорожанию отечественной продукции.

Другое следствие этого новшества - изменение рецептуры производимой парфюмерно-косметической продукции. Эксперты утверждают, что если в туалетной воде еще можно сократить содержание спирта до 75%, то производителям духов придется отказаться от их выпуска либо перейти на духи класса “Экстра” и концентрированные духи (с содержанием спирта 55%), к которым наш потребитель не привык. Зато получат дополнительное преимущество зарубежные конкуренты, на которых эти нормы не распространяются.

Кстати, новые ставки акцизов ударят и по еще одной отрасли. Сегодня во всем мире одно из самых динамично развивающихся производств – это изготовление спирта, которое растет со скоростью 20% в год. Правда, используется он в основном для производства топлива – этанола. Сейчас обсуждается предложение весь акцизный сбор перенести на спирт. Предполагается, что он будет составлять 159 руб. с литра плюс НДС. При этом импортная продукция акцизом не облагается, что опять-таки поставит наших производителей в крайне невыгодное положение.

Пока не поздно

По мнению парфюмерного клуба, объединяющего основных игроков парфюмерного рынка, введенные изменения приведут к массовому разорению многих компаний, в первую очередь мелких и средних. И еще к росту цен на продукцию: более дорогая станет дороже еще на 30%, а в сегменте масс-маркет ожидается рост до 100%. При этом ни о каком улучшении качества речи не идет.

Впрочем, в том, что случилось, повинно не только отсутствие чувства стиля у депутатов. Владимир Цыганков считает, что и сами парфюмеры во многом виноваты в такой ситуации. Они слишком пассивно вели себя в период подготовки законов. Хотя была возможность урегулировать эти вопросы еще на стадии разработки законодательных актов. Да и после их принятия прошло уже много времени, но только сейчас парфюмеры забили тревогу.

Как бы там ни было, но времени, чтобы спасти отрасль, осталось немного. А иначе тонкий аромат духов и одеколонов на огромных российских просторах полностью уступит запаху сивушного перегара.



Опубликовано: 29.09.2008
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования