1-й КОНСАЛТ ЦЕНТР Вызов консультанта
О КомпанииНаши УслугиОнлайн УслугиПолезная ИнформацияНаши Реквизиты

Интервью менеджеров по работе с клиентами ООО "1-й консалтинговый центр" Ксении Малюгиной и Романа Крупенника журналу КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК, (Март 2005 № 25)


ПРИНИМАЕТ ЛИ ВЫЗОВ РОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА?.

Человек совершает самую большую ошибку, если боится совершить ошибку.
В двадцатых-сороковых годах XX века наметился перекос в профессиональной подготовке студентов к предстоящей трудовой деятельности. Им отводилась роль гвоздей, шестеренок, винтиков, любая частная инициатива требовала одобрения.
Молодой пытливый ум советской молодежи погрузили в атмосферу непроверенных идеологий, неких воззрений второстепенного экономиста, что, по оценке Д.И. Менделеева, предупреждавшего еще в конце XIX века, могло кончиться для России большими бедствиями. Подмена диспутов и практики как мерила приближения к истине и результативности идеологическими конструкциями обернулась не только гонениями на ученых, изобретателей, но и креном при обучении студентов, когда упор делался больше на теоретической подготовке, а не на практических навыках самостоятельной работы.
Отсюда проистекает слабость технологической подготовки массового производства, неподготовленность менеджмента и его неумение справиться с продвижением нововведений экономическими, а не директивными методами, и, в конечном счете, преобладание в российском экспорте сырьевых ресурсов над продуктами их глубокой переработки. Избавилась ли высшая профессиональная школа современной России от прежнего, советского, стиля? Насколько востребованы на рынке труда умения выпускника вуза? Обладает ли молодой специалист тем интеллектуальным капиталом, который позволит ему хорошо зарабатывать и достичь поставленной цели?
Общение корреспондентов журнала"Конкуренция и рынок" с представителями бизнеса, выпускниками и студентами вузов и преподавателями высшей школы выявило нерешенность многих проблем, знакомых им из студенческой молодости. Однако раньше были застойные идеологические омуты, а сейчас в России набирает силу рыночная стихия. На наших глазах происходит разворачивание эпического действа - становления рынка образования в России.
В российских лабораториях и цехах катастрофически быстро растет показатель среднего возраста сотрудников. Многие чиновники хвастливо заявляют инвесторам: у нас высокий научно-технический потенциал и незначительные по европейским меркам затраты на зарплату специалистам.
Обустроенность жизни в России, демонстрируемая телеканалами и другими СМИ, постоянно подвергается нападкам представителей интеллигенции, а теперь и рассерженных пенсионеров. Получается, что выпускники вузов не могут ни создать качественный автомобиль, ни написать реалистичный закон, а налаживание ими социальной жизни российского общества служит неистощимым источником анекдотов и выступлений юмористов. Остается загадкой, какой процент вузов останется жить, если завтра студентам и их родителям самим придется платить полновесным рублем за те знания и навыки, которые хотят видеть у выпускников работодатели?
Пока молодежь учится, ей прививается "оригинальная" жизненная культура: главное - расслабиться, больше отдыхать, меньше думать и не создавать себе проблем. Ваш мозг, как магнитофон, должен записывать только то, что говорит господин преподаватель.
О баталиях между вузами и бизнесом студентам невдомек. Отрезвление наступает, когда студенты последних курсов начинают искать работу. Надежды на хорошую зарплату почему-то не сбываются. Многие не выдерживают первых испытаний вхождения в реальный бизнес. В итоге - либо резкое снижение планки требований, либо пополнение рядов босячества. Примеров для подражания российская жизнь дает предостаточно. Страдают люди. Сокращаются рабочие места. Беднеет общество. А вузы продолжают молчать. Почему они не выходят на передний край внедрения инноваций? Сохранился ли в высшей российской профессиональной школе дух лидерства?
Лидеры руководят с переднего края, а не из тыла. Может ли российская экономика лидировать, если национальная высшая профессиональная школа не культивирует дух российского лидерства в экономике?
Лидерство зачастую представляет собой битву, а сражение, как известно, требует мужества. Мужество означает не отсутствие внутреннего страха, а умение его преодолевать. Проявлять мужество значит поступать правильно независимо от обстоятельств. Действий и навыков преодоления препятствий ждет от бывших студентов бизнес. А они, опустив глаза и розовые от стыда, повторяют без остановки, что их не учили представлять работу заказчику. Нет акта приемки работы. Нет денег.
Пришедшие в Россию транснациональные компании не только скупают лучшие российские мозги и руки, они диктуют новую бизнес-культуру. И не все готовы к контакту с ней из-за своей ментальности. Какую ментальность прививают в российской высшей школе, наглядно демонстрирует состояние нашей экономики. Ментальные установки являются секретной силой, которая действует на благо или во вред 24 часа в сутки.
Даже наиболее успешные лидеры время от времени испытывают неудачи. Мужество заключается не в том, чтобы избежать поражения, а в том, чтобы подняться вновь. Нет действий - нет неудач. Вы неспособны потерпеть неудачу, если прилагаете максимальные усилия. Вы можете превратить поражение в успех, если сделаете из него выводы. Так неудачи способствуют вашему росту.
Позитивное отношение к личному бизнесу - это пропуск в лучшее будущее.В каждой отрасли промышленности есть свои проблемы и высшие профессиональные школы. В проблемах клиентов кроется источник благополучия каждого предпринимателя.
Только глубоко засевший страх может лишить ученых заниматься исследованиями и передавать опыт молодежи. Ни один фактор не выдерживает сравнения со страхом, если говорить о той эффективности, с которой он лишает сознание возможности действовать и мыслить. Помните древнеиндийскую притчу о мыши, которая жила в постоянном страхе перед крысой? Некий маг сжалился над ней и превратил в кошку. Она сразу же стала бояться собак. Маг превратил ее в тигра. У нее немедленно появился страх перед охотником. Тогда маг сказал: "Стань вновь мышью. У тебя трусливое сердце мыши, и я ничем не могут тебе помочь".
Страх лишает вас энергии. Изучите опыт любого лидера (к примеру, Горного института из Петербурга. - Прим.ред.) - и вы откроете один из главных секретов его неистощимой энергии. Позитивно настроенное сознание обладает дополнительной силой.
Проблемы высшей профессиональной школы может решить только она сама - если захочет. Сомневающиеся скоро убедятся в универсальной силе конкуренции на рынке образования. Уже сейчас наиболее продвинутые ректоры борются за финансовые потоки, идущие из бизнеса и кошельков студентов.
Как это у них получается, давайте выясним из ответов на вопросы "Конкуренции и рынка": "Как вы оцениваете практические навыки и трудовую культуру тех, кто приходит к вам со студенческой скамьи? Сколько нужно платить за работу молодому специалисту?", заданных студентам, молодым специалистам, представителям высшей школы и бизнеса.
Вопросы навеяло исследование, проведенное Гарвардской школой бизнеса (Harvard Business School), согласно которому русские являются самым творческим народом на Земле. В связи с этим гуру позиционирования Джеку Трауту был задан вопрос: "Возможно ли позиционирование России как "Глобального центра креативности"?" На что он ответил: "...если говорить о творчестве в бизнесе, о создании новых продуктов и услуг, мы не видим этого в России. В противном случае, где ваша Силиконовая долина, в которой разрабатывались бы новые технологии для бизнеса во всем мире? Я просто не понимаю, откуда взялась идея "Глобального центра креативности". Мне она кажется абсурдной. Дело в том, что позиционирование страны обычно идет от успешных продуктов, которыми страна знаменита. Для США это - высокие технологии, компьютеры и самолеты. Германия знаменита своей инженерией и своим пивом. Япония - электроникой и автомобилями. Италия - модой и дизайном. Зададим себе вопрос: чем знаменита Россия в настоящий момент? К сожалению, мне на ум приходят только два продукта - водка и икра. Естественно, это не дает ответа на вопрос о позиционировании России. Вам еще только предстоит создать продукты, способные доминировать в каких-то сегментах мирового рынка". Нежелание или неумение работать за хорошие деньги, похоже, прививают те, кто с гордостью ранее говорил: "Не продается вдохновение, но можно рукопись продать".

МАКСИМ МАЛЫГИН Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами компании "Малленом", студент 3-го курса СПбГПУ.
От тех людей, которые работают в компании, напрямую зависит ее успех. При наличии высококвалифицированных и образованных кадров организация может эффективно функционировать и покорять новые вершины. На Западе при окончании вуза человек понимает, чего он хочет, у него есть как практические, так и теоретические навыки. Он интересен работодателю. В России ситуация немного другая. После окончания учебного заведения студент имеет теоретические навыки, зачастую не всегда на должном уровне (зависит от вуза и самого человека), и, как правило, не имеет практических. Работодатель справедливо желает, чтобы у него работал высококвалифицированный, энергичный молодой специалист, по большей мере практик, нежели теоретик. В России все наоборот. Причина кроется в том, что большинство вузов недостаточно взаимодействуют с бизнесом и не создали необходимую инфраструктуру для получения практики студентами. И лишь немногие руководители вузов и сами студенты это понимают и делают определенные шаги в данном направлении. В результате, чтобы практические навыки и трудовая культура после окончания учебного заведения устраивали работодателя, студентам, которые хотят добиться в жизни успеха, приходиться получать опыт во время обучения, что зачастую сказывается на образовании. Но и это еще, как мне кажется, неглавное. Студенту очень важно самому иметь огромное желание сделать собственную карьеру. Поверьте, работодателю будет сложно отказать человеку, в глазах которого будет написано: "Я сделаю все возможное и не возможное, чтобы преумножить капиталы фирмы в несколько раз".

ВИКТОРИЯ ПЛОТНИКОВА Заместитель директора департамента по персоналу ОАО "Ленэнерго".
Работе со студентами, с молодыми сотрудниками в ОАО "Ленэнерго" всегда уделяется большое внимание. Ведь от того, насколько квалифицированные специалисты придут работать в компанию, зависят не только ее перспективы, но и будущее всего энергокомплекса, а значит - нормальная жизнь и развитие инфраструктуры Санкт-Пе-тербурга. Ежегодно в петербургских вузах проводится "Неделя "Ленэнерго". Менеджеры компании выступают с лекциями перед студентами СПбГУ, Политехнического университета, Университета экономики и финансов, Инженерно-экономического университета, Технологического университета растительных полимеров и др. вузов. Проводятся экскурсии на объекты "большой" энергетики. Как правило, разговор идет не только о деятельности "Ленэнерго", но и об основных принципах корпоративного управления, принятых в энергосистеме, работе с персоналом, планировании карьеры - словом, о тех вещах, которые в будущем помогут юношам и девушкам применить на практике знания, полученные во время учебы. В прошедшем году ключевым событием вузовской недели "Ленэнерго" стала межвузовская конференция "Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе". Генеральный директор ОАО "Ленэнерго"Андрей Лихачев выступил на пленарном заседании конференции в Главном управлении Центробанка и возглавлял работу секции "Финансы предприятий и корпораций".В конце 2004 года представители департамента по персоналу и структурных подразделений ОАО "Ленэнерго" приняли участие в ярмарке вакансий в СПбГПУ и "Осеннем дне карьеры" на факультете менеджмента СПбГУ. Подобные мероприятия интересны и важны как для студентов, так и для компании. Непосредственное общение дает возможность студентам получить наиболее полное представления об имеющихся в ОАО "Ленэнерго" вакансиях, обсудить возникающие вопросы непосредственно с работодателем, а компании - находить и привлекать на работу в различные подразделения заинтересованных и высокомотивированных молодых специалистов. Практические навыки и трудовая культура студентов, приходящих в ОАО "Ленэнерго", зависят от уровня подготовки и личных качеств студента, а так же от работы со студентами в процессе всех видов студенческой практики на предприятии. Ежегодно в ОАО "Ленэнерго" проходят практику более 400 студентов из различных вузов. Компания заинтересована в тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями для обеспечения комплексной подготовки кадров. С рядом профильных учебных заведений (СПбГПУ, Санкт-Петербургский государственный университет растительных полимеров, Санкт-Петербургский энергетический техникум)заключены договора на практику. Регулярно проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, дипломных проектов. Компания предоставляет студентам возможность получить практические знания, познакомиться с работой производства, сформировать профессиональные интересы еще в процессе учебы. Уровень требований, предъявляемых энергокомпанией к молодым специалистам, очень высок. В большинстве случаев приходится повышать квалификацию новых сотрудников. Для этого совместно с непосредственным руководителем и представителями департамента по персоналу разрабатываются специальные программы. Уровень заработной платы молодых специалистов, по мнению заместителя директора департамента по персоналу, не должен превышать уровень зарплаты опытных работников. Опыт очень важен для энергетика.

ЛИЛИЯ ГАБДУЛЛИНА Генеральный директор"Falcon Eye Consulting".
У терапевта: "Мой друг ушел в Интернет и до сих пор не вернулся..."1. Как всегда и везде, выборка не может быть одинаковой. Присутствует разнообразие. Чем отличаются "нынешние" как поколение? Есть практические навыки, которые у студентов уже сильно развиты. Даже сильнее, чем у опытных профессионалов в компаниях. Это касается работы на персональном компьютере (ПК) - обилие употребляемых пользовательских программ и пользование Интернетом. Это их козырь в более успешном продвижении в сферах, связанных с высокими технологиями: софтверный бизнес, исследования, телекоммуникации, электронная коммерция и другие. Это специальные знания и умения.
Из этих умений знание IT - самое большое преимущество. Большинство приходящих студентов не всегда знают другие аспекты профессии, хотя могут обучаться ей по роду своей специализации. Правда, в некоторых случаях, по конкретным направлениям деятельности, студенты разбираются даже лучше опытных профессионалов. Но это либо узкие островки знаний, полученные во время написания курсовиков и дипломных работ, либо опыт студенческой и околостуденческой жизненной практики. То есть, в общем и целом, теория здесь отстает от практики...Кроме специальных навыков есть коммуникативные и управленческие. Здесь сложнее.
Коммуникативные навыки являются залогом процветания современного человека, так как переизбыток производства, жесточайшая конкуренция на глобальных рынках привели к обострению вопроса о влиянии на эмоции потребителя. Специалистов и изобретений так много, что главным стал вопрос: как и кому это все продать? И только гении коммуникаций способны выживать в мире себе подобных и претендующих на 1-е место под галогеновой лампой цивилизации. А вот с общением у современных студентов сложнее. Картина здесь носит реципрокный характер: чем дольше и больше времени человек проводит за компьютером, чем более интимные у него отношения с этим другом человечества, тем дальше он становится от самого человечества. То есть изощренные бродяги виртуальности забывают вернуться из Интернета на нашу грешную Землю и с трудом находят нужные слова для ваших клиентов и партнеров. "Они все понимают, но выразить не могут". Иногда это вызывает сожаление, иногда недоумение. Про управленческие навыки. В чем-то это дар Божий - для 3% человечества. Для остальных- тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Как и в прошлые времена, студенты еще не успевают настолько натренироваться на студенческой скамье, сколько нужно для победы в управленческих поединках с матерыми руководителями. Здесь можно отметить только более ощутимое присутствие циничного расчета (а что мне за это будет?), практицизма и - как оборотная сторона медали - меньшее идеологическое проникновение в суть вещей и бизнеса. Но это для спринтеров. Такие тактики проигрывают на длинных дистанциях. Без умения верить в идеологические моменты не выиграть на поле битвы под названием "мои подчиненные -моя команда". Но так можно сказать не обо всех, и это радует.
А вот трудовая культура носит более контрастный характер, чем при обязательном высшем советском образовании. Раньше всем студентам необходимо было сдавать зачеты и экзамены. Теперь учащиеся делятся на две группы: первая, кому родители это "удовольствие" оплачивают на все4-5-6 лет вперед, и вторые, кто успевает помимо сдачи всего и вся на дневном отделении работать в бизнесе (от уборщиц до специалистов финансового отдела),учить второй иностранный язык и т. п.(иногда потому, что мама и папа очень далеко). Такие - просто находка для шпионов хэд-хантинга! Они отличаются тремя явно важными качествами для бизнеса: ответственностью, трудолюбием и умением распоряжаться деньгами. Их трудовая культурность приятна и вменяема.
Выводы: если вы нашли хорошо подготовленного студента, то помните, что его подготовили к жизни и работе в бизнес-среде не в высшей школе. Его подготовила жизнь и бизнес-среда. Р. Кийосаки метко заметил: "Единственное, чему не учат в университете, - зарабатывать деньги". Это беда, но она будет существовать, пока бизнес не станет участвовать в образовательном процессе. Пример: преподавание специалистами "большой четверки" на экономическом факультете МГУ - после этого часть студентов напрямую попадает в эту "большую четверку". Подобное встречается все чаще и чаще в иностранных бизнес-школах. Но в российских вузах пока редкость. Хотя бизнес-среда, как более подвижная, активная и легко распоряжающаяся деньгами, не хочет и далее находиться в зависимом положении у образования. Компании просто создают свои корпоративные университеты. И это хорошая конкуренция по отношению к ригидному образовательному институту нашего общества.2. С точки зрения бизнеса, зарплата не должна зависеть от социального статуса, но с точки зрения социальной ответственности бизнеса...Компании мечутся между двумя постулатами: "хороший человек - это не профессия" (компания-овчарня) и "ну не последние же волки работают в нашей компании" (компания-богадельня). При корректном отношении к интересам обеих сторон нормально, когда начинающий и мало вкладывающий в результаты и успехи компании специалист получает меньшие деньги, чем более успешные профи. Эта успешность/неуспешность меньше бросается в глаза при обслуживании в ресторане или разгрузке вагонов, а вот в консалтинговых компаниях это неизбежный факт - вначале специалист работает для приобретения знаний и опыта. При разумной организации мотивационной системы успешность сразу будет видна, так как она не зависит напрямую ни от образования, ни от затраченного в течение рабочего дня времени, ни даже от возраста. То есть если человек готов играть по честным правилам - получать по своим результатам, а не по затраченным усилиям, то он желанен в бизнесе. Мне не приходилось еще отказываться от очень успешного сотрудника только потому, что он студент. Я люблю студентов. Но также мне не приходило в голову платить студенту за 50 "холодных" звонков, которые он делает за неделю, такие же деньги, как специалисту, который делает их за 1 день. Студент получает не за количество дней, а за количество звонков. И это справедливо оговаривается в начале контракта. Мотивационная система для студентов носит более сложный характер, так как она должна учитывать не только материальные стороны интереса студентов к компании-работодателю. Также важно помнить, что, несмотря на различные системы оплат в различных компаниях, 95% студентов и "свежих" выпускников вузов меняют первое место работы в течение года так как зарплата - это не единственная потребность, за удовлетворением которой студент идет в бизнес. В этом возрасте иногда просто хочется посмотреть мир...

СВЕТЛАНА АНЕДЧЕНКО Главный редактор херсонской ежедневной газеты"ГорожанинЪ и ГорожанкА".
"Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду..." Вопрос: кого в таком случае может родить теоретик, как не себе же подобного теоретика? Такие аналогии напрашиваются, когда заходит речь о высшей школе. Как правило, основной преподавательский состав -это люди, никогда не покидавшие стены родного вуза (сначала - студенчество, затем - аспирантура, докторантура и так далее). Какие практические навыки они могут дать? Только голую теорию. Кстати, среди известных бизнесменов много докторов экономических наук, но часто ли вам встречались преподаватели-экономисты, которые были бы удачливыми бизнесменами? Время - деньги. Деловой человек понимает это лучше всех, поэтому не будет его тратить на чьё-то обучение. Люди же науки считают бизнес ремеслом, вследствие чего: "не царское это дело -покрышками торговать". В результате бизнес и наука являются потоками параллельными, а должны быть однонаправленными. Как исправить положение? Искать выгоду. Престижность вузов должна оцениваться по количеству преподавателей из бизнесменов-практиков, а не профессуры. В свою очередь (и это не огульные слова -я провела небольшой опрос знакомых деловых людей "На каких условиях вы бы согласились преподавать в институте в ущерб своему рабочему времени?"), таким бизнесменам нужно дать право отбирать самых способных студентов, переводить их на индивидуальный график посещения и прямо из вуза брать к себе на работу.


РОМАН КРУПЕННИК выпускник 2002 года.
Большинство выпускников вузов при приеме на работу сталкиваются с целым рядом проблем. Самой существенной, на мой взгляд, является отсутствие опыта работы по специальности. Та практика, на которую студента направляет его учебное заведение, зачастую чистая формальность. Обычно студент использует это время, чтобы где-нибудь подработать на стороне. Знакомиться с будущей профессией бесплатно молодой человек не желает. Да к тому же ничего серьезного ему не доверят и будут использовать его курьерские таланты. Вторая проблема по значимости незнание основ компьютера и иностранного языка. Компьютерная техника устаревает очень быстро, и обновлять ее у вузов нет возможности. Студентам приходиться изучать те учебные программы, которые не востребованы.Программное обеспечение сильно отстает. За выход в Интернет нужно платить немалые деньги, а без навыков работы в Сети невозможно обходиться современному специалисту. Умение бегло говорить на иностранном языке является дополнительным преимуществом при приеме на работу. Те знания языка, которые получает обучающийся, не соответствуют запросам работодателей. В итоге студент вынужден идти на дополнительные курсы и обучаться за деньги. В общем, та учебная программа, которая была предусмотрена и рассчитана в начале обучения молодого специалиста, к его выпуску морально устаревает.

КСЕНИЯ МАЛЮГИНА Менеджер по работе с клиентами "1-й консалтинговый центр" (Выпускница Санкт-Петербургского института управления и экономики).
Российское образование ценится во всем мире и считается самым глубоким и наукоемким. Но зачастую, получив долгожданный диплом, новоиспеченный специалист со всем своим багажом знаний, далеко идущими планами и огромным желанием работать, оказывается не у дел. Это происходит потому, что теория, как правило, очень часто далека от практической реальности всех сфер ее применения. Увы, но наше образование в последнее время не успевает за динамично развивающимися бизнес-процессами. Поэтому нередко, имея на руках диплом по одной специальности, человек находит себя в другой сфере. И мой пример - тому только подтверждение. Закончив учёбу на факультете социального управления по специальности"социально-культурный сервис и туризм", я была окрылена самыми перспективными надеждами и планами в отношении работы в сфере туризма. Но при устройстве на работу в известную питерскую фирму планам не суждено было сбыться, т. к. помимо знания специальных компьютерных туристических программ (напр., Амадеус, Мастер-Тур), знания направлений путешествия и пары-тройки иностранных языков требовался тот самый "злополучный" опыт работы в туризме, "сломавший столько судеб". Это притом что зарплата при всей экипировке "знания" составляла 100-200 $.Это не говорит, конечно, о том, что получение высшего образования - пустая трата времени. Институт дал мне очень много базового, ведь гуманитарное образование предполагает охват информации со всех сфер понемногу (психология, история, менеджмент, рекламная деятельность, литература и т. д.) Я научилась общаться с людьми, могу легко назвать отличие тура от турпродукта, составить маршрут экскурсии по городу Санкт-Петербургу и даже провести её. Но, к сожалению всему "нужному" для работе в турфирме: навыкам оформления турпутёвки, разработки туров, расчету тур-программ, участию в туристических выставках и т. д. можно научится только в турфирме. Даже так называемая"практика" не может дать весь набор умений. Только при раскладе "здесь и сейчас" будет результат, а приобретённые в институте знания и навыки помогут.

Как следует оценивать труд тех, кто выпускает из своих стен молодых людей, не умеющих заработать на достойную жизнь? Посмотрите, каков процент окружающих вас людей, работающих по специальности, полученной в вузе. Если молодые люди в течение 4-6 лет не сумели сформировать представление о реальном бизнесе и о том месте, которое специалисты-выпускники смогут в нем занять, то как же они заработают на содержание семьи, покупку квартиры и обеспечат здоровье своих детей? Инновационная экономика в России все же находится на старте. Пожалуй, пора предъявлять вексель на оплату высшей профессиональной школе.

Материалы обобщили Сергей Розанов и Иван Ащин


Опубликовано: 04.11.2006
© ООО «1КЦ» 2002-2017
Контактная информация        Лицензии и сертификаты
Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Мурманск
8-911-1180886 8-981-7491808
(812) 412-4989
8-901-3160314 8-901-3155037
Наш индекс цитирования